55 лет «Песнярам»: вместе с Владиславом Мисевичем вспоминаем, как создавались знаменитые хиты
31.08.2024 18:33:00
Олег КАРПОВИЧ
Ирина ОВСЕПЬЯН
В творчестве «Песняров» каждый найдет для себя что‑то особенное, что полюбится на всю жизнь, — и речь не только о громких хитах, которые и сегодня известны всем наизусть. Есть композиции, которые некогда гремели, а сегодня полузабыты, или особенные вещи, которые дороги участникам, — об этом нам расскажет сооснователь ансамбля музыкант Владислав Мисевич, а заодно поделится воспоминаниями, как работал над песнями Владимир Мулявин.
— Песня появилась под впечатлением от музыки The Beatles: мы следили за ними, они были впереди нас на 5 — 6 лет, — рассказывает Владислав Мисевич. — Володя написал песню на прекрасную поэзию Максима Танка (я так понял, Танк об этом не знал). Мы «Завушнiцы» покатали и уехали в Чехословакию, выступать на промышленной выставке СССР. И вдруг там нам говорят: запишите для нашего радио что‑нибудь. И мы записали на студии в Праге эту песню. А у нас как раз выпускалась очередная пластинка на «Мелодии», и Володя захотел включить эту запись.
Путь песни и ее грядущий успех предугадать невозможно, поясняет Владислав Мисевич. Знаменитая «Вологда», разошедшаяся миллионами пластинок, в репертуаре ансамбля появилась буднично. Ничто, как говорится, не предвещало. Просто «Песнярам» предложили поучаствовать в авторском вечере поэта‑песенника Михаила Матусовского. Незатейливая песенка с фольклорными элементами была найдена в архивах поэта — ее когда‑то пробовали исполнять, но успеха она не снискала. А Владимир Мулявин как раз принял в ансамбль молодого солиста Анатолия Кашепарова и по своему обыкновению сразу бросил новичка на амбразуру.
— «Вологду» мы выучили буквально за ночь, — вспоминает Владислав Мисевич. — А утром уже выступали в Колонном зале Дома Союзов. Песня на четыре минуты, но очень оригинальный подход: русские мотивы, гармошка эта вдруг играет... Возвращаемся в Минск из командировки, идем в свою комнатку в филармонии мимо симфонических аккордов, а нам встречные музыканты говорят: «Ах, какая песня звучит, жаль, что не вы ее поете!» Как — не мы? Мы! К слову, годом раньше Леонид Борткевич точно так же выстрелил с «Александриной» и тоже мгновенно стал популярным… Такая ситуация для песни — мечта, и к счастью, с «Песнярами» это случалось.
Причем эту шуточную песенку исполнял Мулявин соло, чего не случалось практически никогда — обычно он выбирал для себя лирический или драматический материал. А тут вдруг широкая улыбка на молодом еще лице и веселое: «Скрыпяць мае лапцi, як iду да цебе. // А я каля цебе думаю, што ў небе…»
— «Хатынь» сейчас почему‑то не поют, — сожалеет Владислав Мисевич. — Хотя это прекрасная патриотическая песня. Еще две шикарные композиции принес нам Лученок: это «Алеся» на стихи Аркадия Кулешова и следом, через год — «Мой родны кут» на стихи Якуба Коласа. Его песни — значительная часть репертуара ансамбля, но аранжировки, конечно, Володины. Лученок с Мулей сошлись сразу же: он оказался такого же уровня мышления, как Мулявин, того же направления, дарования, в конце концов… Только у него за плечами были две консерватории, а у Мули — два курса училища. И талант.
Владимира Мулявина и Игоря Лученка связывало не только сотрудничество, но и крепкая дружба.
— «Песня пра долю» — это была работа Мулявина от начала и до конца, — вспоминает Владислав Мисевич. — Володя в песнях не мог себя реализовать до конца. До этого у нас были крупные формы — «Баллада о комсомольском билете», «Баллада о Батьке Минае»: он обкатывал, так сказать, свои возможности. А сценарий «Песни пра долю» писался на основании поэмы «Адвечная песня» с вставными номерами из другой поэзии Купалы. Репетировали мы в филармонии по ночам, потому что днем сцена была занята. Обычно ночное время делили пополам мы и органист Олег Янченко.
Битлы и Танк
Владимир Мулявин, осев на белорусской земле, приобщился как к национальному фольклору, так и к классической поэзии Беларуси, в том числе и к творчеству знаменитых современников. Одной из знаковых для ансамбля песен стали «Завушнiцы» на стихи Максима Танка.— Песня появилась под впечатлением от музыки The Beatles: мы следили за ними, они были впереди нас на 5 — 6 лет, — рассказывает Владислав Мисевич. — Володя написал песню на прекрасную поэзию Максима Танка (я так понял, Танк об этом не знал). Мы «Завушнiцы» покатали и уехали в Чехословакию, выступать на промышленной выставке СССР. И вдруг там нам говорят: запишите для нашего радио что‑нибудь. И мы записали на студии в Праге эту песню. А у нас как раз выпускалась очередная пластинка на «Мелодии», и Володя захотел включить эту запись.
Обычно «Мелодия» такого не позволяла, у них было условие, что все пишут они сами. Но тут послушали, сказали, что прекрасная запись, и согласились. И не прогадали, песня имела колоссальный успех. Жаль, сейчас ее подзабыли…
Вологда‑гда
Путь песни и ее грядущий успех предугадать невозможно, поясняет Владислав Мисевич. Знаменитая «Вологда», разошедшаяся миллионами пластинок, в репертуаре ансамбля появилась буднично. Ничто, как говорится, не предвещало. Просто «Песнярам» предложили поучаствовать в авторском вечере поэта‑песенника Михаила Матусовского. Незатейливая песенка с фольклорными элементами была найдена в архивах поэта — ее когда‑то пробовали исполнять, но успеха она не снискала. А Владимир Мулявин как раз принял в ансамбль молодого солиста Анатолия Кашепарова и по своему обыкновению сразу бросил новичка на амбразуру.
— «Вологду» мы выучили буквально за ночь, — вспоминает Владислав Мисевич. — А утром уже выступали в Колонном зале Дома Союзов. Песня на четыре минуты, но очень оригинальный подход: русские мотивы, гармошка эта вдруг играет... Возвращаемся в Минск из командировки, идем в свою комнатку в филармонии мимо симфонических аккордов, а нам встречные музыканты говорят: «Ах, какая песня звучит, жаль, что не вы ее поете!» Как — не мы? Мы! К слову, годом раньше Леонид Борткевич точно так же выстрелил с «Александриной» и тоже мгновенно стал популярным… Такая ситуация для песни — мечта, и к счастью, с «Песнярами» это случалось.
Слушателям же «Вологда» полюбилась настолько, что еще около полугода ансамбль был вынужден на концертах исполнять ее дважды — в начале и в конце.
По ком скрипят лапти
— Есть вещи, которые не гремят, но составляют основу репертуара. Такой, например, была песня «Скрыпяць лапцi», — рассказывает Владислав Мисевич. — Безыскусная, но мне она очень нравится. Муля иногда писал такие не для широкой публики: они отображали его взгляд на народную музыку, в концерте проходили мило, хорошо, но популярными не становились.Причем эту шуточную песенку исполнял Мулявин соло, чего не случалось практически никогда — обычно он выбирал для себя лирический или драматический материал. А тут вдруг широкая улыбка на молодом еще лице и веселое: «Скрыпяць мае лапцi, як iду да цебе. // А я каля цебе думаю, што ў небе…»
Друг Лученок
У композитора Игоря Лученка сложилось и многолетнее сотрудничество с ансамблем, и столь же многолетняя дружба с Мулявиным. Одной из песен, которые начинающие «Песняры» готовили на прославивший их всесоюзный конкурс, была написанная им «Хатынь».— «Хатынь» сейчас почему‑то не поют, — сожалеет Владислав Мисевич. — Хотя это прекрасная патриотическая песня. Еще две шикарные композиции принес нам Лученок: это «Алеся» на стихи Аркадия Кулешова и следом, через год — «Мой родны кут» на стихи Якуба Коласа. Его песни — значительная часть репертуара ансамбля, но аранжировки, конечно, Володины. Лученок с Мулей сошлись сразу же: он оказался такого же уровня мышления, как Мулявин, того же направления, дарования, в конце концов… Только у него за плечами были две консерватории, а у Мули — два курса училища. И талант.
Владимира Мулявина и Игоря Лученка связывало не только сотрудничество, но и крепкая дружба.
Песнярская доля
Рок‑опера «Песня пра долю» людьми знающими считается вершиной творчества ансамбля.— «Песня пра долю» — это была работа Мулявина от начала и до конца, — вспоминает Владислав Мисевич. — Володя в песнях не мог себя реализовать до конца. До этого у нас были крупные формы — «Баллада о комсомольском билете», «Баллада о Батьке Минае»: он обкатывал, так сказать, свои возможности. А сценарий «Песни пра долю» писался на основании поэмы «Адвечная песня» с вставными номерами из другой поэзии Купалы. Репетировали мы в филармонии по ночам, потому что днем сцена была занята. Обычно ночное время делили пополам мы и органист Олег Янченко.
Написанная на стихи Янки Купалы «Песня пра долю» сегодня окончательно перекочевала в серьезный филармонический репертуар: в последний раз эта музыка исполнялась Национальным академическим народным оркестром имени И. Жиновича, ноты с чудом сохранившейся записи переснимал на слух маэстро Александр Кремко, восстановив по крупицам драгоценную мулявинскую партитуру.