Песне ты не скажешь до свидания...
02.02.2002
Чуть меньше месяца осталось до открытия фестиваля белорусской музыки и поэзии в Молодечно. Для будущих зрителей это наверняка ничего не значит. А для участников и организаторов - это нарастающее волнение и беспрерывная подготовка. Может быть, чуть больше других участников фестиваля волнуется известный белорусский композитор Владимир БУДНИК. Его творческий вечер украсит праздничную программу в Молодечно. Во время подготовки авторской программы, в которой прозвучат старые и новые песни в исполнении признанных мастеров и еще пока неизвестных исполнителей, маэстро поделился с нами своими размышлениями о песенном жанре.
- Владимир Иванович, для вас лично фестиваль в Молодечно - это событие?
- У белорусской эстрадной песни богатые традиции. Правда, было время, когда серьезно ощущался спад творчества в этом жанре и слушательского интереса к нему. Но с возникновением фестиваля белорусской музыки и поэзии мы почувствовали, что процесс оживает. Да, мы должны признать, что отношение к нашей песне у нас, мягко говоря, не такое, как к российской. Но здесь мало вины композиторов, поэтов и исполнителей. С профессиональной точки зрения наша эстрада ничуть не хуже. Все дело в том, что у нас отсутствует институт продюсирования. Мы часто не умеем подать свою песню, раскрутить ее, как в Москве. А ведь в шоу-бизнесе это очень важно. Получается замкнутый круг - мы сами культивируем чужую эстраду через радио и телевидение, так откуда же у молодых исполнителей появится стремление петь по-белорусски? Благодаря усилиям Михаила Яковлевича Финберга этот жанр начинает пробивать себе дорогу. Песни Семеняки, Оловникова, Лученка, Зарицкого, Захлевного - разве такие традиции мы имеем право забывать? Я надеюсь, что стараниями оркестра под управлением Финберга и нашими трудами не только не пропадет то, что было написано за долгую историю белорусской песни, но и приумножится лучшее, что свойственно нашему искусству. Особенность молодечненского фестиваля еще и в том, что он призван познакомить страну с новыми именами. Фестиваль, пожалуй, единственное место, где молодой исполнитель может сегодня выступить перед большой аудиторией. Так что его значение трудно переоценить. Надо сказать спасибо Михаилу Финбергу за то, что он отстоял фестиваль. Однако один оркестр даже при всей своей потрясающей работоспособности не может заменить всего шоу-бизнеса. Нам не обойтись без поддержки средств массовой информации, если мы хотим, чтобы у нас появлялись свои новые звезды.
- Но ведь зрителя нельзя заставить слушать и смотреть то, что он не хочет видеть и слышать.
- Я часто езжу по республике с выступлениями и могу утверждать, что интерес к национальной песне очень большой. Ее с удовольствием слушают и поют. Но по телевизору все равно чаще показывают российских исполнителей. Кроме того, наше слабое место - это репертуар. Нельзя сказать, что ничего не пишется. Наоборот. Песню написать несложно. Но тут возникает другая проблема - запись и современная аранжировка. Это требует очень больших затрат. А композиторы тоже разные бывают - один может "пробить" свою песню, раскрутить ее, а другой, менее решительный, - нет. Могу привести по этому поводу яркий пример - Эдуард Ханок. Он заранее знает, для кого пишет, где запишет, как будет ее популяризировать. В результате получается беспроигрышный хит. К тому же Эдуард Семенович ориентируется чаще всего на уже известных исполнителей с громкими именами.
Но у всех композиторов свои задачи. Для меня, например, высшим признанием композиторского искусства является случай, когда удачно написанная песня делает исполнителя популярным, а не наоборот. Я мечтаю о том, чтобы мои песни открыли дорогу к славе певцам, чьи имена никому не известны. Это, конечно, легко и приятно, когда ты пишешь в соавторстве с известным поэтом, для известных артистов, как это у меня было с песней "Добрый день, земляки", которую исполняют Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Эта песня на стихи Владимира Некляева была специально заказана для телепередачи, и я сразу почувствовал, какой она должна быть. Это большая удача, когда песня находит своего исполнителя. Нередко случаются и досадные ошибки. Но всегда приятно, если песня помогает неизвестному артисту выйти на большую сцену. В этом смысле молодечненский фестиваль, конечно, должен сыграть свою важную роль.
Хочется еще раз поблагодарить государственный концертный оркестр и лично Михаила Финберга, которые так самоотверженно поддерживают белорусскую песню. Очень признателен тем, кто помогает мне в подготовке авторского вечера - оранжировщикам и музыкантам оркестра. Пользуясь случаем, приглашаю всех на наши концерты. До встречи в Молодечно.
"СБ" - генеральный информационный спонсор Республиканского фестиваля белорусской поэзии и песни в г. Молодечно.
- Владимир Иванович, для вас лично фестиваль в Молодечно - это событие?
- У белорусской эстрадной песни богатые традиции. Правда, было время, когда серьезно ощущался спад творчества в этом жанре и слушательского интереса к нему. Но с возникновением фестиваля белорусской музыки и поэзии мы почувствовали, что процесс оживает. Да, мы должны признать, что отношение к нашей песне у нас, мягко говоря, не такое, как к российской. Но здесь мало вины композиторов, поэтов и исполнителей. С профессиональной точки зрения наша эстрада ничуть не хуже. Все дело в том, что у нас отсутствует институт продюсирования. Мы часто не умеем подать свою песню, раскрутить ее, как в Москве. А ведь в шоу-бизнесе это очень важно. Получается замкнутый круг - мы сами культивируем чужую эстраду через радио и телевидение, так откуда же у молодых исполнителей появится стремление петь по-белорусски? Благодаря усилиям Михаила Яковлевича Финберга этот жанр начинает пробивать себе дорогу. Песни Семеняки, Оловникова, Лученка, Зарицкого, Захлевного - разве такие традиции мы имеем право забывать? Я надеюсь, что стараниями оркестра под управлением Финберга и нашими трудами не только не пропадет то, что было написано за долгую историю белорусской песни, но и приумножится лучшее, что свойственно нашему искусству. Особенность молодечненского фестиваля еще и в том, что он призван познакомить страну с новыми именами. Фестиваль, пожалуй, единственное место, где молодой исполнитель может сегодня выступить перед большой аудиторией. Так что его значение трудно переоценить. Надо сказать спасибо Михаилу Финбергу за то, что он отстоял фестиваль. Однако один оркестр даже при всей своей потрясающей работоспособности не может заменить всего шоу-бизнеса. Нам не обойтись без поддержки средств массовой информации, если мы хотим, чтобы у нас появлялись свои новые звезды.
- Но ведь зрителя нельзя заставить слушать и смотреть то, что он не хочет видеть и слышать.
- Я часто езжу по республике с выступлениями и могу утверждать, что интерес к национальной песне очень большой. Ее с удовольствием слушают и поют. Но по телевизору все равно чаще показывают российских исполнителей. Кроме того, наше слабое место - это репертуар. Нельзя сказать, что ничего не пишется. Наоборот. Песню написать несложно. Но тут возникает другая проблема - запись и современная аранжировка. Это требует очень больших затрат. А композиторы тоже разные бывают - один может "пробить" свою песню, раскрутить ее, а другой, менее решительный, - нет. Могу привести по этому поводу яркий пример - Эдуард Ханок. Он заранее знает, для кого пишет, где запишет, как будет ее популяризировать. В результате получается беспроигрышный хит. К тому же Эдуард Семенович ориентируется чаще всего на уже известных исполнителей с громкими именами.
Но у всех композиторов свои задачи. Для меня, например, высшим признанием композиторского искусства является случай, когда удачно написанная песня делает исполнителя популярным, а не наоборот. Я мечтаю о том, чтобы мои песни открыли дорогу к славе певцам, чьи имена никому не известны. Это, конечно, легко и приятно, когда ты пишешь в соавторстве с известным поэтом, для известных артистов, как это у меня было с песней "Добрый день, земляки", которую исполняют Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Эта песня на стихи Владимира Некляева была специально заказана для телепередачи, и я сразу почувствовал, какой она должна быть. Это большая удача, когда песня находит своего исполнителя. Нередко случаются и досадные ошибки. Но всегда приятно, если песня помогает неизвестному артисту выйти на большую сцену. В этом смысле молодечненский фестиваль, конечно, должен сыграть свою важную роль.
Хочется еще раз поблагодарить государственный концертный оркестр и лично Михаила Финберга, которые так самоотверженно поддерживают белорусскую песню. Очень признателен тем, кто помогает мне в подготовке авторского вечера - оранжировщикам и музыкантам оркестра. Пользуясь случаем, приглашаю всех на наши концерты. До встречи в Молодечно.
"СБ" - генеральный информационный спонсор Республиканского фестиваля белорусской поэзии и песни в г. Молодечно.