Первый проректор академии музыки Лидия Скачко: у горизонтов музыкального искусства нет предела
12.07.2023 07:52:00
Наталья ТЫШКЕВИЧ
Любое искусство двигают многогранные и неординарные личности, преданные своему делу и страстно его любящие. Особое восхищение вызывают молодые музыканты, стремящиеся реализовать свой творческий потенциал и продолжить дело наставников. Среди них в мире аккордеонного искусства — первый проректор Белорусской государственной академии музыки, доцент кафедры баяна и аккордеона, кандидат искусствоведения, член Белорусского союза музыкальных деятелей Лидия Скачко. В академии музыки, которую Лидия Викторовна окончила с отличием, прошла половина ее жизни. В 27 лет начала преподавать на кафедре баяна и аккордеона, в 33 года стала деканом факультета повышения квалификации и переподготовки, а в 35 — первым проректором.
![](/upload/iblock/52a/myls93sishcdcx4ymzzvmaook0fopye5.jpg)
— Что делает одного музыканта гением, а другого просто любителем?
— Безграничная работоспособность, творческая дисциплина, огромная любовь и безоглядная отдача своему делу. Но все это возможно только тогда, когда сам этого очень хочешь.
— Наши музыканты очень высоко ценятся.
— Да, и во многом благодаря тому, что в стране сохранена трехступенчатая система академического музыкального образования: школа, колледж и академия. Поэтому профессиональный багаж, степень обученности и, конечно же, творческий потенциал многих наших студентов очень высокие.
— Президент много говорит о воспитании и образовании молодежи.
— Поднят этот вопрос был и в его мартовском Послании. Мы активно его обсуждали в академии.
— Музыка вне политики?
— Мне кажется, горизонты музыкального искусства беспредельны. И оно играет большую роль в международной дипломатии, открывая новые возможности для укрепления дружественных связей между народами и государствами. Музыкант так или иначе популяризирует культуру своей страны. А это уже воспитание, в том числе и патриотизма. Когда-то советский композитор и пианист Д. Кабалевский писал: «Музыка — это не просто искусство! Музыка учит людей понимать друг друга, музыка воспитывает в людях гуманизм, помогает человечеству защищать мир». Лучше и не скажешь.
![](/upload/iblock/838/ea3s9u23xbrgumjswppjnf7r1qp0ar1p.jpg)
— В вашей творческой копилке немало различных конкурсов. Какой был самым сложным и значимым?
— Каждый важен и ценен. И это всегда непросто. Чтобы победить в престижном конкурсе, необходимо буквально по часам и минутам выстроить свою жизнь, подчинив все главной цели. Конкурс — это реальная возможность посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько качественно работаешь, в правильном ли направлении двигаешься. К тому же при грамотном подходе это всегда творческое общение, профессиональное обогащение.
Состязания, в которых я участвовала как в Беларуси, так и за ее пределами, были разной направленности: исполнительского и дирижерского искусства, научно-исследовательской деятельности и педагогического мастерства. Самым же волнительным, пожалуй, был двухтуровый международный конкурс аккордеонистов в Словакии Coupe Jeunesse, организованный Международной конфедерацией аккордеонистов. Сложные программные требования, многочисленный состав титулованного жюри.
— За победу в нем вы были удостоены Гранд-премии специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Всего же в вашей копилке пять различных премий этого фонда.
— Считаю, что для исполнителя очень важно заниматься научным изучением музыкального искусства. Это помогает не только погрузиться в суть произведения, понять и прочувствовать его художественную идею, но и значительно расширить свой кругозор и границы мышления. В своей диссертации исследовала феномен аккордеонных транскрипций, особенности «приспособления» музыкальных композиций для исполнения их на аккордеоне.
— В 2019 году вы стажировались в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
— Это был очень важный и полезный для меня опыт: в питерской консерватории богатейшие педагогические традиции и высочайшего класса исполнительская школа аккордеонного искусства. Мне посчастливилось стажироваться под руководством профессора В. Е. Орлова, одного из ведущих в мире аккордеонистов-педагогов. Сейчас Владимир Евгеньевич возглавляет факультет народных инструментов. Наше профессиональное общение было весьма продуктивным и получило продолжение в творческом проекте. В ноябре 2022 года студенты его класса дали замечательный концерт в Минске, а он провел незабываемые мастер-классы для студентов академии и учащихся колледжей.
— А сами какие проекты ведете?
— По своим должностным обязанностям я так или иначе вовлечена во все мероприятия академии. Если же говорить про собственные творческие идеи, то это два профориентационных проекта «Музыка для баяна и аккордеона белорусских композиторов» и «Ступени мастерства: от школы до академии». Это ежегодные гранд-концерты, в которых участвуют молодые музыканты со всей страны.
![](/upload/iblock/e82/l14tn1hbnyyhs3vz1bspz61mqeqyd6lb.jpg)
— За 9 лет вами пройден путь от преподавателя до первого проректора. Отличный темп! Страшно не было?
— Нет, страха не было, но чувство особого волнения от осознания возложенной на тебя громаднейшей ответственности до сих пор есть… Это и почетно, и значимо, и совсем не просто. Именно первый проректор курирует и во многом определяет организацию всего учебного процесса. Есть большое желание справиться.
— Занимаясь административной работой, вы продолжаете активно преподавать.
— Скажу честно, педагогика — это моя постоянная внутренняя потребность. Даже после напряженного дня работа в классе буквально завладевает мной и поглощает меня. И, что немаловажно, приносит большое удовольствие. С талантливыми и трудолюбивыми студентами могу работать бесконечно долго.
— Педагог — это…
— Это прежде всего наставник. Он не только учит исполнительскому мастерству, но и формирует личность воспитанника. Без широкого кругозора и глубокого духовного наполнения в нашей профессии невозможно успешно существовать.
— Среди ваших учеников уже есть звезды аккордеонного искусства?
— Каждый ученик — уникальная вселенная. Для педагога же главное не их количество, а та работа, которую он проделал с каждым из них, чтобы воспитать профессионала. И очень горжусь теми, кто уже достиг определенных результатов и достойно представляет Беларусь на мировых площадках. Так, дуэт Михаила Волчкова и Дарьи Шнып одержал победу на одном из престижнейших конкурсов мира — международном конкурсе баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» (Coupe Mondiale), став обладателем Гранд-премии и лауреатом специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Марина Федосенко — неоднократный стипендиат президентских фондов. Павел Забродоцкий — лауреат одного из сложнейших музыкальных состязаний: международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» имени А. Л. Репникова. Алина Козаченко, с отличием окончив академию, успешно работает в Минском колледже им. М. И. Глинки, воспитывая новое поколение талантливых аккордеонистов. И этот список можно продолжить.
![](/upload/iblock/579/ibalybi2zyvwg46pw8vcpcudpgo0sgd2.jpg)
— Каким вам видится завтрашний день академии музыки?
— Потенциал академии огромен и нам есть куда двигаться. Хочется, чтобы alma mater продолжала гордо нести звание ведущего учреждения образования в сфере академического музыкального искусства. Оставалась тем центром духовности, который привлекает и объединяет невероятно талантливых людей. Уверена, нас ждут новые свершения и открытия — как в творчестве, так и науке.
— Сокровенное желание есть?
— Да, и не одно. Хочу, чтобы в родных окнах всегда горел свет… И над любимой Беларусью было мирное небо.
tyshkevich@sb.by
![](/upload/iblock/52a/myls93sishcdcx4ymzzvmaook0fopye5.jpg)
— Что делает одного музыканта гением, а другого просто любителем?
— Безграничная работоспособность, творческая дисциплина, огромная любовь и безоглядная отдача своему делу. Но все это возможно только тогда, когда сам этого очень хочешь.
Нужно не только систематически и продуктивно заниматься на инструменте, решая вопросы техники игры, но и уметь выхватывать из жизни то, что пригодится в специальности.И заниматься этим повсюду, день ото дня: читать книги, бывать в кино и театре, картинной галерее и музее, общаться с педагогами, сверстниками…
— Наши музыканты очень высоко ценятся.
— Да, и во многом благодаря тому, что в стране сохранена трехступенчатая система академического музыкального образования: школа, колледж и академия. Поэтому профессиональный багаж, степень обученности и, конечно же, творческий потенциал многих наших студентов очень высокие.
— Президент много говорит о воспитании и образовании молодежи.
— Поднят этот вопрос был и в его мартовском Послании. Мы активно его обсуждали в академии.
Будущее страны действительно за талантливой молодежью.И именно от ее настроя зависит процветание родной Беларуси. На педагогах лежит огромная ответственность по сохранению преемственности традиций, формированию духовности и нравственности. Та государственная поддержка, которая оказывается сегодня молодежи, огромна. Коллеги из ряда стран нам по-доброму завидуют.
— Музыка вне политики?
— Мне кажется, горизонты музыкального искусства беспредельны. И оно играет большую роль в международной дипломатии, открывая новые возможности для укрепления дружественных связей между народами и государствами. Музыкант так или иначе популяризирует культуру своей страны. А это уже воспитание, в том числе и патриотизма. Когда-то советский композитор и пианист Д. Кабалевский писал: «Музыка — это не просто искусство! Музыка учит людей понимать друг друга, музыка воспитывает в людях гуманизм, помогает человечеству защищать мир». Лучше и не скажешь.
![](/upload/iblock/838/ea3s9u23xbrgumjswppjnf7r1qp0ar1p.jpg)
— В вашей творческой копилке немало различных конкурсов. Какой был самым сложным и значимым?
— Каждый важен и ценен. И это всегда непросто. Чтобы победить в престижном конкурсе, необходимо буквально по часам и минутам выстроить свою жизнь, подчинив все главной цели. Конкурс — это реальная возможность посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько качественно работаешь, в правильном ли направлении двигаешься. К тому же при грамотном подходе это всегда творческое общение, профессиональное обогащение.
Состязания, в которых я участвовала как в Беларуси, так и за ее пределами, были разной направленности: исполнительского и дирижерского искусства, научно-исследовательской деятельности и педагогического мастерства. Самым же волнительным, пожалуй, был двухтуровый международный конкурс аккордеонистов в Словакии Coupe Jeunesse, организованный Международной конфедерацией аккордеонистов. Сложные программные требования, многочисленный состав титулованного жюри.
— За победу в нем вы были удостоены Гранд-премии специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Всего же в вашей копилке пять различных премий этого фонда.
— И этим горжусь. Просто так получить премию фонда невозможно. Решение о ее присуждении принимает совет, в составе которого видные деятели культуры и искусства, руководители учреждений образования, представители госорганов. Поэтому это событие очень важное и значимое для каждого музыканта. Это своеобразное признание тебя на самом высоком государственном уровне.— В 30 лет вы стали кандидатом искусствоведения.
— Считаю, что для исполнителя очень важно заниматься научным изучением музыкального искусства. Это помогает не только погрузиться в суть произведения, понять и прочувствовать его художественную идею, но и значительно расширить свой кругозор и границы мышления. В своей диссертации исследовала феномен аккордеонных транскрипций, особенности «приспособления» музыкальных композиций для исполнения их на аккордеоне.
— В 2019 году вы стажировались в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
— Это был очень важный и полезный для меня опыт: в питерской консерватории богатейшие педагогические традиции и высочайшего класса исполнительская школа аккордеонного искусства. Мне посчастливилось стажироваться под руководством профессора В. Е. Орлова, одного из ведущих в мире аккордеонистов-педагогов. Сейчас Владимир Евгеньевич возглавляет факультет народных инструментов. Наше профессиональное общение было весьма продуктивным и получило продолжение в творческом проекте. В ноябре 2022 года студенты его класса дали замечательный концерт в Минске, а он провел незабываемые мастер-классы для студентов академии и учащихся колледжей.
— А сами какие проекты ведете?
— По своим должностным обязанностям я так или иначе вовлечена во все мероприятия академии. Если же говорить про собственные творческие идеи, то это два профориентационных проекта «Музыка для баяна и аккордеона белорусских композиторов» и «Ступени мастерства: от школы до академии». Это ежегодные гранд-концерты, в которых участвуют молодые музыканты со всей страны.
![](/upload/iblock/e82/l14tn1hbnyyhs3vz1bspz61mqeqyd6lb.jpg)
— За 9 лет вами пройден путь от преподавателя до первого проректора. Отличный темп! Страшно не было?
— Нет, страха не было, но чувство особого волнения от осознания возложенной на тебя громаднейшей ответственности до сих пор есть… Это и почетно, и значимо, и совсем не просто. Именно первый проректор курирует и во многом определяет организацию всего учебного процесса. Есть большое желание справиться.
— Занимаясь административной работой, вы продолжаете активно преподавать.
— Скажу честно, педагогика — это моя постоянная внутренняя потребность. Даже после напряженного дня работа в классе буквально завладевает мной и поглощает меня. И, что немаловажно, приносит большое удовольствие. С талантливыми и трудолюбивыми студентами могу работать бесконечно долго.
— Педагог — это…
— Это прежде всего наставник. Он не только учит исполнительскому мастерству, но и формирует личность воспитанника. Без широкого кругозора и глубокого духовного наполнения в нашей профессии невозможно успешно существовать.
— Среди ваших учеников уже есть звезды аккордеонного искусства?
— Каждый ученик — уникальная вселенная. Для педагога же главное не их количество, а та работа, которую он проделал с каждым из них, чтобы воспитать профессионала. И очень горжусь теми, кто уже достиг определенных результатов и достойно представляет Беларусь на мировых площадках. Так, дуэт Михаила Волчкова и Дарьи Шнып одержал победу на одном из престижнейших конкурсов мира — международном конкурсе баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» (Coupe Mondiale), став обладателем Гранд-премии и лауреатом специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Марина Федосенко — неоднократный стипендиат президентских фондов. Павел Забродоцкий — лауреат одного из сложнейших музыкальных состязаний: международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» имени А. Л. Репникова. Алина Козаченко, с отличием окончив академию, успешно работает в Минском колледже им. М. И. Глинки, воспитывая новое поколение талантливых аккордеонистов. И этот список можно продолжить.
![](/upload/iblock/579/ibalybi2zyvwg46pw8vcpcudpgo0sgd2.jpg)
— Каким вам видится завтрашний день академии музыки?
— Потенциал академии огромен и нам есть куда двигаться. Хочется, чтобы alma mater продолжала гордо нести звание ведущего учреждения образования в сфере академического музыкального искусства. Оставалась тем центром духовности, который привлекает и объединяет невероятно талантливых людей. Уверена, нас ждут новые свершения и открытия — как в творчестве, так и науке.
— Сокровенное желание есть?
— Да, и не одно. Хочу, чтобы в родных окнах всегда горел свет… И над любимой Беларусью было мирное небо.
tyshkevich@sb.by