Первый белорусский тенор: 120 лет со дня рождения легендарного Василия Лапина
14.03.2022 09:32:08
Василий Филиппович Лапин незабываем и легендарен уже хотя бы потому, что именно он — первый исполнитель главных партий в первых белорусских операх.
В пущах Полесья. Андрей - В. Лапин – Андрей, Савка - П. Засецкий
Михась в опере Евгения Тикоцкого «Михась Подгорный» — премьерой этого спектакля 10 марта 1939 года открылось наше нынешнее грандиозное здание Большого театра БССР на Троицкой горе.
Андрей в опере Анатолия Богатырева «В пущах Полесья» (на сюжет «Дрыгвы» Якуба Коласа). Премьера 28 августа 1939 года, а спустя неполный год — триумфальный показ на Первой декаде белорусского искусства в Москве.
Конрад в романтическо-этнографической опере Алексея Туренкова. Премьера 20 апреля 1939 года, и тоже очень яркий показ в Москве.
— Ах, какой был тенор! — восхищался много лет спустя Анатолий Васильевич Богатырев. — Не хуже, чем Лемешев! О таком Андрее я мог только мечтать.
Московская критика, впрочем, отозвалась о Лапине сдержанно.
«У исполнителя центральной теноровой партии Андрея—артиста В. Ф. Лапина — хорошие вокальные данные», — писал оперный критик Александр Шавердян в газете «Известия советов депутатов трудящихся СССР» 8 июня 1940 года.
На то, должно быть, были свои причины. С 1933 по 1938 год Василий Лапин работал параллельно в Большом театре в Москве и в Государственном театре оперы и балета в Минске. Но в 1938 году он из московского Большого ушел и никогда уже туда не возвращался, целиком посвятив себя белорусскому искусству.
В Пущах Полесья. 1939. Авгинья - Софья Друкер, Андрей - Василий Лапин
О жизни Василия Филипповича известно немного. Родился он в селе Новый Валовай Чембарского уезда Пензенской губернии. Село было невелико — около 200 дворов, церковь, церковноприходская школа… Какими судьбами крестьянский парень попал в столицу, толком неизвестно. Мы знаем лишь, что в 1933 году он окончил вокальное отделение учебно-театрального комбината (позднее ГИТИС, ныне Российская академия театрального искусства).
Как раз в тот год 28 мая в Минске — пока еще в помещении Купаловского, а позднее Еврейского театра — открылся театр оперы и балета, и Лапин вместе с молодыми белорусскими артистами заложил основы всего того, что мы имеем сейчас.
Вплоть до 1949 года блистал он на белорусской сцене. Причем не только в национальном репертуаре, но и в классических операх. Ленский в «Евгении Онегине», Герман в «Пиковой даме», Владимир Дубровский в «Дубровском» Направника, Герцог в «Риголетто», Пинкертон в «Чио-Чио-сан» — эти работы очень запомнились минчанам.
А партию Альфреда в «Травиате» он спел в трех разных спектаклях — в постановках 1941, 1946 и 1949 годов.
К счастью, сохранилась и пластинка, на которой мы можем услышать его редчайший по тембру, яркий и сочный голос. Запись 1937 года, оркестр и хор Большого театра СССР, дирижер Самуил Самосуд, «Песня о Тихом Доне» из оперы Ивана Дзержинского «Тихий Дон». Сейчас это филофоническая редкость.
Но очень важно, чтобы мы помнили всех — белорусов и русских, — создававших наше искусство. Кто, как Лапин, выступал в фронтовых бригадах, жил после войны в нетопленых гримерках и создавал великие образы на сцене. Мы в долгу перед их памятью и вспоминаем о них с любовью.
Травиата. 1941, Шлепянов. А. Арсенко, Василий Лапин.
Фото Большого театра Беларуси