На аэродроме Орша после получения сертификата годности к эксплуатации готовятся к приему воздушных судов
21.11.2020 13:55:36
Александр НЕСТЕРОВ
Аэродром, расположенный в 12 километрах юго-западнее Орши, имеет почти вековую историю. Долгое время его хозяевами были военные, а несколько лет назад здесь началась большая реконструкция. 3 ноября 2020 года, по сути, стало вторым днем рождения аэродрома Орша — в этот день Департамент по авиации выдал воздушной гавани сертификат годности к эксплуатации. Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» побывали на объекте и выяснили, чем сегодня живет комплекс, которому в будущем предстоит стать грузовым хабом.
Технический рейс на аэродром Орша в начале ноября стал завершающим этапом процедуры сертификации.
— Заводу не только быть — этот завод должен иметь перспективу развития. И положите мне на стол архитектурный проект и прочее с учетом того, что здесь делает бизнес для расширения аэропорта и так далее.
Речь также зашла о создании в поселке Болбасово мультимодального промышленно-логистического комплекса, включающего в себя автомобильный и железнодорожный терминалы, авиасектор, универсальные индустриальные модули, промышленную зону, шоу-румы и гостиницу. Реализация инвестиционного проекта была поручена ООО «Бремино групп». Александр Лукашенко предложил попутно развивать бизнес-авиацию и хранилища для самолетов.
В ноябре того же года Президент вновь был в Болбасово. Он еще раз подчеркнул, что реконструкция аэродрома в связке со строительством логистической инфраструктуры и возрождением поселка — решение, рассчитанное на долгосрочную перспективу:
— Здесь прекрасная логистика — международная автомобильная трасса, железнодорожный узел, будет воздушная гавань.
В Департаменте по авиации Минтранса поделились некоторыми подробностями проведенной реконструкции авиационного объекта:
— При смене собственника была проведена инспекторская проверка, которая показала, что взлетно-посадочная полоса нуждается в реконструкции. Строительные работы проходили в три этапа, сейчас они завершены. Капитально отремонтирована искусственная взлетно-посадочная полоса длиной 3001 м, шириной 60 метров с периметровым ограждением и патрульной дорогой, реконструированы рулежные дорожки, аэродром оснащен необходимым оборудованием, также имеется вся инфраструктура.
Вымощенная плиткой дорожка ведет к административному корпусу.
— Все здания и сооружения, которые вы видите перед собой, отстраивались с нуля в процессе реконструкции, — обводит рукой окрестности начальник аэродромно-технического комплекса «Орша» Николай Червинский. — Сегодня все объекты взаимосвязаны между собой, выполнены в едином стиле, оснащены по последнему слову техники и готовы к использованию по функциональному назначению.
Командно-диспетчерский пункт. Начальник АТК «Орша» Николай Червинский и инженер по радионавигации и радиолокации Евгений Дубень.
Аэродром расположен на территории особой экономической зоны «Бремино-Орша» и будет работать в связке с местным промышленно-логистическим комплексом ООО «Бремино групп». Место для подобного объекта, что и говорить, идеальное: через Оршу проходит международная железнодорожная линия Брест — Москва, рядом пересекаются автомагистрали Санкт-Петербург — Одесса и Брест — Москва, к тому же отсюда недалеко от границы Российской Федерации.
— Будучи структурным подразделением Национального аэропорта Минск, мы готовы выполнять любые задачи, связанные с авиаперевозками грузов, — заверяет начальник АТК «Орша». — Взлетно-посадочная полоса в Болбасово может принимать различные типы воздушных судов, в том числе широкофюзеляжные, такие как А-330, А-340, В-747, В-767, а также вертолеты всех типов в любое время суток.
Водители Анатолий Козлов и Юрий Шабуров готовы привести взлетно-посадочную полосу после капризов погоды в идеальное состояние в самые короткие сроки.
Что касается логистического центра, то его строительство еще продолжается. В будущем партнеры намерены подвести к ВПП еще одну рулежную дорожку, чтобы уменьшить «плечо» подвоза грузов с нынешних 7–8 километров до 700–800 метров.
Пока, кстати, грузы принимает Национальный аэропорт Минск. Но вскоре потоки перераспределят сюда. Согласно информации Департамента по авиации, ООО «Бремино групп» прорабатывает вопрос о перенаправлении на аэродром Орша 2–3 рейсов в неделю, выполняемых в настоящее время ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» по доставке воздушными судами Ил-76 товаров народного потребления.
— На нашем перроне три места для размещения воздушных судов, — уточняет ведущий инженер АТК «Орша» Михаил Сницаренко. — Но пропускная способность аэродрома выше, ведь ничто не мешает, пока кто-то находится под погрузкой или выгрузкой, отправлять и принимать другие самолеты. К тому же у «Бремино групп» есть два ангара, где тоже может находиться авиатехника.
Взлетно-посадочную полосу обслуживают два аэродромных снегоочистителя прицепного типа БС-4000 с тягачом МАЗ (они располагают поворотной щеткой и воздушным обдувом, удаляющим с поверхности полосы мелкие частицы) и другая, менее мощная техника. Для внесения жидких реагентов используются распылители на базе шасси «Урал».
По идее, взлетно-посадочная полоса должна быть готова к встрече самолета 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Как и автомобильные дороги. Погода тем не менее нередко вносит свои коррективы в размеренную работу специалистов. Особенно часто — зимой. Михаил Сницаренко уверяет: если вдруг под Оршей за короткое время выпадет большое количество снега, то взлет либо посадка будут обеспечены максимум в течение часа. Впрочем, форс-мажоров здесь не ожидают, поскольку аэродром будет принимать воздушные суда по предварительным заявкам — следовательно, заранее будет известно, к какому времени ждать гостей.
Аэродром Орша готов принимать воздушные суда по предварительным заявкам.
— В день моего заступления в должность в июне 2020 года в штате было всего 17 человек, — рассказывает Николай Червинский. — В основном инженеры, несколько аэродромных рабочих, охрана. Они контролировали ход строительных работ, а также занимались вопросами эффективности — уточняли потребности аэродрома для последующего внесения изменений в проектную документацию. Сейчас у нас 58 человек, а в будущем должно быть более 100. До начала движения самолетов нет необходимости набирать всех сотрудников. Входя в структуру Национального аэропорта, пока работаем при поддержке минчан: при необходимости в нацаэропорту формируют бригады специалистов и направляют к нам. Как только увидим, что самолеты будут прилетать минимум трижды в день, появится повод говорить о полном укомплектовании штата и переходе на самостоятельную работу.
Кстати, о кадрах. Многие работники аэродрома из близлежащих населенных пунктов — Орши, Барани, Болбасово. Но отбор осуществляется тщательный. Понятно, что на должности инженеров нужны люди со специальной подготовкой. Но и обычный аэродромный рабочий либо водитель не сможет здесь работать без соответствующего допуска. Допуск выдается в Национальном аэропорту после прохождения соответствующей подготовки и стажировки.
При подборе кадров оцениваются и моральные качества претендентов. Изучается биография, с каждым человеком начальник АТК проводит личную встречу и обстоятельную беседу. Если у человека есть судимость — сразу следует отказ: аэродром — объект стратегический, кадры должны быть проверенными, надежными. А вот возраст может быть любым — нынче на аэродроме трудятся люди от 25 до 65 лет.
— Личный состав поставленные перед ним задачи знает четко, относится к работе с ответственностью, делает все, чтобы поддерживать надлежащую работу аэродрома, — подчеркивает Николай Червинский.
Сотрудники авиационной метеорологической станции Анна Шаршавицкая, Наталья Падуто, Анастасия Кузьмина, Светлана Панцирева, начальник станции Анжела Куратова.
Помимо собственно аэродромных служб, в АТК «Орша» есть аварийно-спасательное подразделение — 6 человек, которые в дневное время находятся в постоянной боевой готовности. Заключены договоры с МЧС, авиаремонтным заводом на выделение, в случае необходимости, вспомогательной техники. Кроме того, имеется военизированная охрана, обеспечивающая безопасность аэродрома.
— Система видеонаблюдения шикарная — позволяет отслеживать передвижения каждого, кто оказался на нашей территории, — не без гордости говорит руководитель АТК. — «Мне сверху видно все, ты так и знай» — это как раз про нашу охрану.
А еще руководство аэродрома собирается ходатайствовать перед властями Орши об открытии регулярного автобусного маршрута из райцентра к КПП воздушной гавани. Сейчас ближайшая остановка рейсовых автобусов находится в двух километрах, и персоналу неудобно добираться на работу. Нынче помогает ведомственный транспорт, но с расширением штата 17-местного автобуса будет явно недостаточно.
Пока на аэродроме Орша нет дежурных смен. Тем не менее уже продумана система оповещения и вывода во внеурочное время бригад для обеспечения работы транспортного комплекса в любое время суток и при любой погоде. Что и изначально предусматривалось в ходе реализации амбициозного инвестиционного проекта в Оршанском районе. А высокая интенсивность международного движения — дело наживное. Были бы инфраструктура и интересные коммерческие предложения, а заказчики найдутся.
СПРАВКА «СБ»
Аэродром Орша (Болбасово) был построен для военных целей в соответствии с принятым в 1928 году решением Совета народных комиссаров СССР. Место выбрали не случайно: в 1920-м в районе Орши располагались авиачасти Западного фронта. Работы начались в 1934 году, а в мае 1939-го здесь уже базировались военные летчики. Аэродром обладал единственной в Белоруссии бетонной ВПП, поэтому в годы Великой Отечественной войны являлся стратегическим объектом. После освобождения не утратил своей значимости — с 1954 года и вплоть до расформирования в конце 1993-го здесь базировался 402-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк. Впоследствии на территории аэродрома располагались подразделения ОАО «Оршанский авиаремонтный завод».
![](/upload/iblock/31a/31a6039a7fcb62a49bbbfecb64d84d19.jpg)
НА ЗАМЕТКУ
Аэродром Орша сертифицирован на выполнение следующих видов аэропортовой деятельности, включая обеспечение международных полетов:
• навигационное (штурманское) обеспечение;
• электросветотехническое обеспечение;
• инженерно-авиационное обеспечение (без технического обслуживания);
• сервисное обеспечение (без обслуживания пассажирских перевозок);
• аэродромное обеспечение;
• обеспечение спецтранспортом;
• обеспечение горюче-смазочными материалами;
• обеспечение авиационной безопасности;
• аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение;
• радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь.
Эксплуатационные ограничения: аэродром принимает воздушные суда по предварительной заявке.
nesterov@sb.by
Фото Александра КУШНЕРА и из архива аэродрома Орша.
![](/upload/iblock/cac/cac277f9d3120fed782bd7228ed30d47.jpg)
Поворотный момент
Прежде чем мы с вами попадем на территорию аэродромно-технического комплекса, небольшая выдержка из новейшей истории нашей страны. Еще два с половиной года назад аэродром находился в ведении украинской компании «Мотор Сич» и использовался для нужд Оршанского авиаремонтного завода. 11 июля 2018-го предприятие посетил Президент Александр Лукашенко и убедился: собственники, которые здесь были в то время, де-факто отказались от данного производства. Глава государства поручил оперативно решить все вопросы в отношении ведомственной подчиненности предприятия:— Заводу не только быть — этот завод должен иметь перспективу развития. И положите мне на стол архитектурный проект и прочее с учетом того, что здесь делает бизнес для расширения аэропорта и так далее.
Речь также зашла о создании в поселке Болбасово мультимодального промышленно-логистического комплекса, включающего в себя автомобильный и железнодорожный терминалы, авиасектор, универсальные индустриальные модули, промышленную зону, шоу-румы и гостиницу. Реализация инвестиционного проекта была поручена ООО «Бремино групп». Александр Лукашенко предложил попутно развивать бизнес-авиацию и хранилища для самолетов.
В ноябре того же года Президент вновь был в Болбасово. Он еще раз подчеркнул, что реконструкция аэродрома в связке со строительством логистической инфраструктуры и возрождением поселка — решение, рассчитанное на долгосрочную перспективу:
— Здесь прекрасная логистика — международная автомобильная трасса, железнодорожный узел, будет воздушная гавань.
В Департаменте по авиации Минтранса поделились некоторыми подробностями проведенной реконструкции авиационного объекта:
— При смене собственника была проведена инспекторская проверка, которая показала, что взлетно-посадочная полоса нуждается в реконструкции. Строительные работы проходили в три этапа, сейчас они завершены. Капитально отремонтирована искусственная взлетно-посадочная полоса длиной 3001 м, шириной 60 метров с периметровым ограждением и патрульной дорогой, реконструированы рулежные дорожки, аэродром оснащен необходимым оборудованием, также имеется вся инфраструктура.
![](/upload/iblock/e2d/e2d8ab3d9eacd95f02071d27471b43b0.jpg)
Место для взлета
…На площадке перед КПП аэродрома Орша дует пронизывающий ветер. Вторая половина ноября, столбик термометра временно опустился ниже нулевой отметки — холодно, шутки в сторону! Стороннему человеку проникнуть на тщательно охраняемую территорию авиакомплекса не проще, чем пассажиру попасть на борт самолета: сперва нужно пройти своеобразный паспортный контроль, оформив временный пропуск, после чего «просветить» багаж на специальном оборудовании и пересечь рамку стационарного металлодетектора. Добро пожаловать!Вымощенная плиткой дорожка ведет к административному корпусу.
— Все здания и сооружения, которые вы видите перед собой, отстраивались с нуля в процессе реконструкции, — обводит рукой окрестности начальник аэродромно-технического комплекса «Орша» Николай Червинский. — Сегодня все объекты взаимосвязаны между собой, выполнены в едином стиле, оснащены по последнему слову техники и готовы к использованию по функциональному назначению.
![](/upload/iblock/d92/d925b0b3bdb1d464ce2dd2dd1f95cd30.jpg)
Аэродром расположен на территории особой экономической зоны «Бремино-Орша» и будет работать в связке с местным промышленно-логистическим комплексом ООО «Бремино групп». Место для подобного объекта, что и говорить, идеальное: через Оршу проходит международная железнодорожная линия Брест — Москва, рядом пересекаются автомагистрали Санкт-Петербург — Одесса и Брест — Москва, к тому же отсюда недалеко от границы Российской Федерации.
— Будучи структурным подразделением Национального аэропорта Минск, мы готовы выполнять любые задачи, связанные с авиаперевозками грузов, — заверяет начальник АТК «Орша». — Взлетно-посадочная полоса в Болбасово может принимать различные типы воздушных судов, в том числе широкофюзеляжные, такие как А-330, А-340, В-747, В-767, а также вертолеты всех типов в любое время суток.
![](/upload/iblock/3e4/3e4d80b964c4794c7de45bd36c51c03e.jpg)
Что касается логистического центра, то его строительство еще продолжается. В будущем партнеры намерены подвести к ВПП еще одну рулежную дорожку, чтобы уменьшить «плечо» подвоза грузов с нынешних 7–8 километров до 700–800 метров.
Пока, кстати, грузы принимает Национальный аэропорт Минск. Но вскоре потоки перераспределят сюда. Согласно информации Департамента по авиации, ООО «Бремино групп» прорабатывает вопрос о перенаправлении на аэродром Орша 2–3 рейсов в неделю, выполняемых в настоящее время ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» по доставке воздушными судами Ил-76 товаров народного потребления.
Начало работы грузового международного аэродрома Орша в сочетании со складской инфраструктурой мультимодального транспортно-логистического комплекса позволит расширить спектр оказываемых услуг и сделать особую экономическую зону «Бремино-Орша» еще более привлекательной для сотрудничества.
Нагрузки не боится
Прогнозируемые объемы перевозок в Орше у «Бремино групп» составляют примерно 100—400 воздушных судов в год. Для обеспечения рентабельности аэродрома необходимо ежесуточное выполнение не менее 4 рейсов воздушных судов типа «Боинг-747». При этом пропускная способность обновленной воздушной гавани составляет от 6 до 12 грузовых самолетов типа «Боинг-747» в сутки в зависимости от режима работы.— На нашем перроне три места для размещения воздушных судов, — уточняет ведущий инженер АТК «Орша» Михаил Сницаренко. — Но пропускная способность аэродрома выше, ведь ничто не мешает, пока кто-то находится под погрузкой или выгрузкой, отправлять и принимать другие самолеты. К тому же у «Бремино групп» есть два ангара, где тоже может находиться авиатехника.
Взлетно-посадочную полосу обслуживают два аэродромных снегоочистителя прицепного типа БС-4000 с тягачом МАЗ (они располагают поворотной щеткой и воздушным обдувом, удаляющим с поверхности полосы мелкие частицы) и другая, менее мощная техника. Для внесения жидких реагентов используются распылители на базе шасси «Урал».
По идее, взлетно-посадочная полоса должна быть готова к встрече самолета 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Как и автомобильные дороги. Погода тем не менее нередко вносит свои коррективы в размеренную работу специалистов. Особенно часто — зимой. Михаил Сницаренко уверяет: если вдруг под Оршей за короткое время выпадет большое количество снега, то взлет либо посадка будут обеспечены максимум в течение часа. Впрочем, форс-мажоров здесь не ожидают, поскольку аэродром будет принимать воздушные суда по предварительным заявкам — следовательно, заранее будет известно, к какому времени ждать гостей.
![](/upload/iblock/1a9/1a97e3f2fdc0ce5532a9c949e86dccde.jpg)
Кадры: естественный отбор
Штатное расписание АТК «Орша» заполняется в соответствии с текущими потребностями воздушной гавани.— В день моего заступления в должность в июне 2020 года в штате было всего 17 человек, — рассказывает Николай Червинский. — В основном инженеры, несколько аэродромных рабочих, охрана. Они контролировали ход строительных работ, а также занимались вопросами эффективности — уточняли потребности аэродрома для последующего внесения изменений в проектную документацию. Сейчас у нас 58 человек, а в будущем должно быть более 100. До начала движения самолетов нет необходимости набирать всех сотрудников. Входя в структуру Национального аэропорта, пока работаем при поддержке минчан: при необходимости в нацаэропорту формируют бригады специалистов и направляют к нам. Как только увидим, что самолеты будут прилетать минимум трижды в день, появится повод говорить о полном укомплектовании штата и переходе на самостоятельную работу.
Кстати, о кадрах. Многие работники аэродрома из близлежащих населенных пунктов — Орши, Барани, Болбасово. Но отбор осуществляется тщательный. Понятно, что на должности инженеров нужны люди со специальной подготовкой. Но и обычный аэродромный рабочий либо водитель не сможет здесь работать без соответствующего допуска. Допуск выдается в Национальном аэропорту после прохождения соответствующей подготовки и стажировки.
При подборе кадров оцениваются и моральные качества претендентов. Изучается биография, с каждым человеком начальник АТК проводит личную встречу и обстоятельную беседу. Если у человека есть судимость — сразу следует отказ: аэродром — объект стратегический, кадры должны быть проверенными, надежными. А вот возраст может быть любым — нынче на аэродроме трудятся люди от 25 до 65 лет.
— Личный состав поставленные перед ним задачи знает четко, относится к работе с ответственностью, делает все, чтобы поддерживать надлежащую работу аэродрома, — подчеркивает Николай Червинский.
![](/upload/iblock/bbd/bbd6c7d2cc19c497ea8bb2360c4d2ef6.jpg)
Помимо собственно аэродромных служб, в АТК «Орша» есть аварийно-спасательное подразделение — 6 человек, которые в дневное время находятся в постоянной боевой готовности. Заключены договоры с МЧС, авиаремонтным заводом на выделение, в случае необходимости, вспомогательной техники. Кроме того, имеется военизированная охрана, обеспечивающая безопасность аэродрома.
— Система видеонаблюдения шикарная — позволяет отслеживать передвижения каждого, кто оказался на нашей территории, — не без гордости говорит руководитель АТК. — «Мне сверху видно все, ты так и знай» — это как раз про нашу охрану.
А еще руководство аэродрома собирается ходатайствовать перед властями Орши об открытии регулярного автобусного маршрута из райцентра к КПП воздушной гавани. Сейчас ближайшая остановка рейсовых автобусов находится в двух километрах, и персоналу неудобно добираться на работу. Нынче помогает ведомственный транспорт, но с расширением штата 17-местного автобуса будет явно недостаточно.
Пока на аэродроме Орша нет дежурных смен. Тем не менее уже продумана система оповещения и вывода во внеурочное время бригад для обеспечения работы транспортного комплекса в любое время суток и при любой погоде. Что и изначально предусматривалось в ходе реализации амбициозного инвестиционного проекта в Оршанском районе. А высокая интенсивность международного движения — дело наживное. Были бы инфраструктура и интересные коммерческие предложения, а заказчики найдутся.
СПРАВКА «СБ»
Аэродром Орша (Болбасово) был построен для военных целей в соответствии с принятым в 1928 году решением Совета народных комиссаров СССР. Место выбрали не случайно: в 1920-м в районе Орши располагались авиачасти Западного фронта. Работы начались в 1934 году, а в мае 1939-го здесь уже базировались военные летчики. Аэродром обладал единственной в Белоруссии бетонной ВПП, поэтому в годы Великой Отечественной войны являлся стратегическим объектом. После освобождения не утратил своей значимости — с 1954 года и вплоть до расформирования в конце 1993-го здесь базировался 402-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк. Впоследствии на территории аэродрома располагались подразделения ОАО «Оршанский авиаремонтный завод».
![](/upload/iblock/31a/31a6039a7fcb62a49bbbfecb64d84d19.jpg)
НА ЗАМЕТКУ
Аэродром Орша сертифицирован на выполнение следующих видов аэропортовой деятельности, включая обеспечение международных полетов:
• навигационное (штурманское) обеспечение;
• электросветотехническое обеспечение;
• инженерно-авиационное обеспечение (без технического обслуживания);
• сервисное обеспечение (без обслуживания пассажирских перевозок);
• аэродромное обеспечение;
• обеспечение спецтранспортом;
• обеспечение горюче-смазочными материалами;
• обеспечение авиационной безопасности;
• аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение;
• радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь.
Эксплуатационные ограничения: аэродром принимает воздушные суда по предварительной заявке.
nesterov@sb.by
Фото Александра КУШНЕРА и из архива аэродрома Орша.