Штурман авиации Владимир Борисов — об интернациональном долге, ужасах войны и выжженном небе Кандагара
15.02.2022 08:43:00
33 года назад советские войска покинули Афганистан. С того времени прошла целая жизнь, но боль телесных и душевных ран, горечь потерь, скорбь матерей, потерявших сыновей, так и не утихли. Владимир Борисов, военный летчик, полтора года отслуживший в Кандагаре, и сейчас радуется при виде утреннего солнца, не затянутого дымом от взрывов снарядов и пожаров, чистого белого снега, а не красного от крови или серого от копоти. «Что еще человеку нужно? Как люди могут не понимать ценности мира?» — поражается он.
Владимир БОРИСОВ у памятника воинам-интернационалистам в Бобруйске.
Специальность штурмана авиации Владимир Борисов получил в Луганском военном училище. Летать начинал на самолетах, но перед командировкой в Афганистан пришлось переучиться: вертолеты в горах оказались нужнее.
— После окончания училища меня распределили в Туркестанский военный округ, в войска военной авиации, так что службу свою я начинал в песках Каракума, — вспоминает Владимир Романович. — В декабре 1979-го нас подняли по тревоге и поручили перебазировать в Кушку, самую южную точку СССР, десантный батальон из-под Ташкента, укомплектованный по военному времени: численностью около 500 человек, с полным вооружением. Наш вертолет Ми-6 брал на борт около 40 человек. О целях такой переброски мы еще не догадывались.
А буквально в новогоднюю ночь военные получили «подарок»: приказ о перебазировании и десантного батальона, и вертолетного полка — а это примерно 40 единиц техники — в афганский город Шинданд. Впрочем, там военные летчики стояли недолго: уже через две недели 280-й отдельный вертолетный полк перебросили в Кандагар.
— В Афганистане я служил полтора года — с 1 января 1980 года по 30 июня 1981-го, — вспоминает воин-интернационалист. — Экипаж занимался переправкой военнослужащих, доставкой им боеприпасов, продуктов, вывозом раненых и погибших с поля боя. Первую пробоину мы получили уже через неделю после прибытия. А 15 февраля для меня — это день и большой скорби, и второго рождения. Тогда в ущелье Панджшер остался наш второй вертолет… В Афганистане мы летали парами, чтобы при «ранении» одного экипаж второго мог оказать помощь или хотя бы сообщить о случившемся, зафиксировать координаты катастрофы. 15 февраля 1980 года перевозили личный состав. На борту нашего вертолета было 20 военнослужащих, а второй транспортировал их боеприпасы. Когда пролетали над ущельем, с гор по нам выпустили ракеты. Мы сумели уйти из-под обстрела, а товарищи наши погибли. Штурманом в том экипаже был мой друг, мы вместе учились. Из шести человек экипажа уцелеть удалось командиру и бортмеханику. Садиться рядом мы не могли: на борту два десятка чьих-то сыновей, мужей, отцов. Сообщили о происшествии на командный пункт округа, дали координаты, и за выжившими пришли солдаты, душманы до них добраться не успели.
Аэродром Кандагар стал основной базой 280-го отдельного вертолетного полка на все время боевых действий в Афганистане.
За спасение людей Владимира Борисова наградили орденом Красной Звезды. А он скромно говорит, что им, наверное, просто повезло: выстрелы повредили корпус вертолета, но не затронули важнейшие узлы.
В другой раз серьезно рисковать жизнью пришлось между Шиндандом и Кандагаром, над населенным пунктом Лашкаргах:
— Мы возвращались из Шинданда. Второй вертолет пары подбили. Они сели, мы быстренько подсели рядом, забрали их, а потом танкисты приехали и вертолет уничтожили, чтобы не достался врагу. Забрать его было невозможно — горячее место, много душманов.
В горах существовала целая сеть площадок, где приземлялись вертолеты, которые доставляли военнослужащим продукты, боеприпасы, привозили пополнение. Знали о них и душманы. Однажды Ми-6 прилетел в Меймене, где шли боевые действия: нужно было срочно доставить боеприпасы. Благополучно сели, выгрузили 5–6 тонн взрывоопасного груза, уже собирались улетать, когда по вертолету застучали пули…
— Пришлось нам там ночевать, — вспоминает штурман. — Утром осмотрели машину — вроде органы вертолетной жизнедеятельности не задеты. Улетели. А что делать — там же не будешь сидеть!
Звучит совершенно буднично. А если вдуматься, это был страшный риск — на вертолете, в котором в любой момент может отказать какой-нибудь узел, лететь над позициями душманов.
Уже в первые месяцы боевых действий в Афганистане экипажи Ми-6 приступили к выполнению задач, ставших главной работой подразделений тяжелых вертолетов, — транспортировке боеприпасов, вооружений, топлива, медикаментов и других грузов на небольшие площадки отдаленных или блокированных моджахедами гарнизонов.
33 года — время осознания, трансформации, своеобразной переоценки ценностей не только для человека, но и истории.
— Войдя в Афганистан, мы показали свою силу, мощь, дали миру понять, что с Советским Союзом надо считаться. Ребята, которые там остались, жизнями своими прервали поставку наркотиков в СССР и страны Европы, заслонили их от террористов, — с горечью говорит Владимир Романович. — Я утром просыпаюсь — солнце светит, яркое, а не затянутое дымом от взрывов и пожаров, снег белый, а не красный и не серый. Что еще человеку нужно? Кровь нужна? Я считаю, что людей, которые подталкивают других к войне, следует посылать в зону боевых действий, чтобы они на собственной шкуре прочувствовали страх, боль, риск и осознали ценность мира.
Сейчас ветеран афганской войны тренирует школьников-баскетболистов и ведет занятия в Бобруйском военно-патриотическом клубе.
— Дети у нас очень хорошие, им просто нужно многое объяснять, — уверен он. — Я рассказываю им об Афганистане. Конечно, стараюсь не о кровавых событиях, а о трудностях, взаимовыручке, героизме. На первом занятии военно-патриотического клуба мы показали им фильм о Брестской крепости, чтобы дать представление о войне и подвиге наших предков. Я всегда говорю: «Чтобы было тихо и спокойно в государстве, оно должно быть сильным. А сильным за счет чего? За счет экономики. Значит, нужно много и хорошо работать каждому на своем месте. Тогда с нами будут считаться. Если инженер спустя рукава разработал проект, а рабочий допустил брак — на выходе ничего хорошего не получится».
nevmer@sb.by
И скорбь, и второе рождение
Штурман в военной авиации — человек незаменимый, ведь именно от него зависят успешное выполнение полета и его безопасность. Главная обязанность — точное представление о том, где находится крылатая машина. В воздухе дорогу ни у кого не спросишь, приборы могут быть помощниками, а могут и выйти из строя в боевых условиях, поэтому полагаться остается только на квалификацию специалиста. Еще до полета штурман изучает будущий маршрут, составляет и тщательно выверяет полетные карты, знакомится с особенностями рельефа местности, над которой проходит маршрут.Владимир БОРИСОВ у памятника воинам-интернационалистам в Бобруйске.
Специальность штурмана авиации Владимир Борисов получил в Луганском военном училище. Летать начинал на самолетах, но перед командировкой в Афганистан пришлось переучиться: вертолеты в горах оказались нужнее.
— После окончания училища меня распределили в Туркестанский военный округ, в войска военной авиации, так что службу свою я начинал в песках Каракума, — вспоминает Владимир Романович. — В декабре 1979-го нас подняли по тревоге и поручили перебазировать в Кушку, самую южную точку СССР, десантный батальон из-под Ташкента, укомплектованный по военному времени: численностью около 500 человек, с полным вооружением. Наш вертолет Ми-6 брал на борт около 40 человек. О целях такой переброски мы еще не догадывались.
А буквально в новогоднюю ночь военные получили «подарок»: приказ о перебазировании и десантного батальона, и вертолетного полка — а это примерно 40 единиц техники — в афганский город Шинданд. Впрочем, там военные летчики стояли недолго: уже через две недели 280-й отдельный вертолетный полк перебросили в Кандагар.
— В Афганистане я служил полтора года — с 1 января 1980 года по 30 июня 1981-го, — вспоминает воин-интернационалист. — Экипаж занимался переправкой военнослужащих, доставкой им боеприпасов, продуктов, вывозом раненых и погибших с поля боя. Первую пробоину мы получили уже через неделю после прибытия. А 15 февраля для меня — это день и большой скорби, и второго рождения. Тогда в ущелье Панджшер остался наш второй вертолет… В Афганистане мы летали парами, чтобы при «ранении» одного экипаж второго мог оказать помощь или хотя бы сообщить о случившемся, зафиксировать координаты катастрофы. 15 февраля 1980 года перевозили личный состав. На борту нашего вертолета было 20 военнослужащих, а второй транспортировал их боеприпасы. Когда пролетали над ущельем, с гор по нам выпустили ракеты. Мы сумели уйти из-под обстрела, а товарищи наши погибли. Штурманом в том экипаже был мой друг, мы вместе учились. Из шести человек экипажа уцелеть удалось командиру и бортмеханику. Садиться рядом мы не могли: на борту два десятка чьих-то сыновей, мужей, отцов. Сообщили о происшествии на командный пункт округа, дали координаты, и за выжившими пришли солдаты, душманы до них добраться не успели.
Аэродром Кандагар стал основной базой 280-го отдельного вертолетного полка на все время боевых действий в Афганистане.
За спасение людей Владимира Борисова наградили орденом Красной Звезды. А он скромно говорит, что им, наверное, просто повезло: выстрелы повредили корпус вертолета, но не затронули важнейшие узлы.
Ежедневный риск
За полтора года у штурмана Борисова было не менее 500 боевых вылетов — и ни одного отпуска. Впрочем, короткая возможность получить передышку и повидаться с семьей была, когда израненные вертолеты выводили на ремонт в Бухарскую область. Там молодого лейтенанта ждали жена и маленькая дочь.В другой раз серьезно рисковать жизнью пришлось между Шиндандом и Кандагаром, над населенным пунктом Лашкаргах:
— Мы возвращались из Шинданда. Второй вертолет пары подбили. Они сели, мы быстренько подсели рядом, забрали их, а потом танкисты приехали и вертолет уничтожили, чтобы не достался врагу. Забрать его было невозможно — горячее место, много душманов.
В горах существовала целая сеть площадок, где приземлялись вертолеты, которые доставляли военнослужащим продукты, боеприпасы, привозили пополнение. Знали о них и душманы. Однажды Ми-6 прилетел в Меймене, где шли боевые действия: нужно было срочно доставить боеприпасы. Благополучно сели, выгрузили 5–6 тонн взрывоопасного груза, уже собирались улетать, когда по вертолету застучали пули…
— Пришлось нам там ночевать, — вспоминает штурман. — Утром осмотрели машину — вроде органы вертолетной жизнедеятельности не задеты. Улетели. А что делать — там же не будешь сидеть!
Звучит совершенно буднично. А если вдуматься, это был страшный риск — на вертолете, в котором в любой момент может отказать какой-нибудь узел, лететь над позициями душманов.
Уже в первые месяцы боевых действий в Афганистане экипажи Ми-6 приступили к выполнению задач, ставших главной работой подразделений тяжелых вертолетов, — транспортировке боеприпасов, вооружений, топлива, медикаментов и других грузов на небольшие площадки отдаленных или блокированных моджахедами гарнизонов.
Раздумья о войне и мире
Еще несколько лет после возвращения из Афганистана Владимир Борисов оставался в Бухаре — служил инструктором, обучал вертолетному штурманскому делу в условиях гор молодое пополнение. В мае 1986-го он на вертолете Ми-26 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, однако это уже совсем другая история…33 года — время осознания, трансформации, своеобразной переоценки ценностей не только для человека, но и истории.
— Войдя в Афганистан, мы показали свою силу, мощь, дали миру понять, что с Советским Союзом надо считаться. Ребята, которые там остались, жизнями своими прервали поставку наркотиков в СССР и страны Европы, заслонили их от террористов, — с горечью говорит Владимир Романович. — Я утром просыпаюсь — солнце светит, яркое, а не затянутое дымом от взрывов и пожаров, снег белый, а не красный и не серый. Что еще человеку нужно? Кровь нужна? Я считаю, что людей, которые подталкивают других к войне, следует посылать в зону боевых действий, чтобы они на собственной шкуре прочувствовали страх, боль, риск и осознали ценность мира.
Сейчас ветеран афганской войны тренирует школьников-баскетболистов и ведет занятия в Бобруйском военно-патриотическом клубе.
— Дети у нас очень хорошие, им просто нужно многое объяснять, — уверен он. — Я рассказываю им об Афганистане. Конечно, стараюсь не о кровавых событиях, а о трудностях, взаимовыручке, героизме. На первом занятии военно-патриотического клуба мы показали им фильм о Брестской крепости, чтобы дать представление о войне и подвиге наших предков. Я всегда говорю: «Чтобы было тихо и спокойно в государстве, оно должно быть сильным. А сильным за счет чего? За счет экономики. Значит, нужно много и хорошо работать каждому на своем месте. Тогда с нами будут считаться. Если инженер спустя рукава разработал проект, а рабочий допустил брак — на выходе ничего хорошего не получится».
nevmer@sb.by