Немногим жителям Глубокского района удалось уцелеть в жерновах Холокоста, но они прошли тот ужас, чтобы рассказать о зверствах нацистов и служивших им полицаев
02.03.2021 09:09:28
По инициативе и с участием Глубокского райисполкома, в частности заместителя председателя Татьяны Тарасевич и начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Людмилы Карнилович, подготовлена к изданию книга о Холокосте. Она должна увидеть свет к 80-летию начала Великой Отечественной войны. С отдельными эпизодами из этого издания, а также информацией о Холокосте в целом мы познакомим читателей нашей газеты.
(Окончание. Начало в выпуске № 23)
Гетто было организовано и в Плиссе осенью 1941 года, что в километрах двадцати от Глубокого. В него согнали не только евреев поселка, но и ближних деревень. Всего в гетто оказалось 500 узников, размещенных по 5–6 семей в каждом доме. Всех переписали и поставили на учет.
Участники поминальной акции у памятника жертвам Холокоста в Прозороках.
Комендантом Плиссы был зондерфюрер Гепперт Франц, начальником местной полиции — Чеснак.
Евреям приказали нашить на одежду желтые шестиконечные звезды и стали принудительно использовать на тяжелых грязных работах. Большей частью они состояли в заготовке древесины в лесу, прокладке и ремонте дорог. К месту работы, за 10—12 километров, узников гоняли строем, под охраной. Всех предупредили, что в наказание за попытку побега семья беглеца будет расстреляна. Проскочить этот заслон могли только молодые и сильные мужчины, но никто не хотел спасаться, оставив на верную смерть своих родных.
Немцы очень серьезно относились к возможности еврейского сопротивления и поэтому в первую очередь убивали в гетто евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет, несмотря на экономическую нецелесообразность, так как это были самые трудоспособные узники. Еще осенью 1941 года арестовали 18 самых уважаемых евреев под предлогом перевода в трудовой лагерь. Впоследствии выяснилось, что всех их расстреляли.
Весной 1942 года начались тайные массовые расстрелы. Людей, целые рабочие команды отправляли якобы на строительство дороги, но назад никто не возвращался. Когда в один из дней никто из мужчин большой группы не вернулся, стало понятно, что немцы готовятся ликвидировать гетто.
1 июня 1942 года немцы из зондеркоманды, прибывшей из Глубокого, окружили гетто. В 8 часов утра полицаи начали вышвыривать людей из домов и прикладами гнать на центральную площадь. Затем обреченных евреев группами выводили на окраину местечка и расстреливали из пулеметов возле кладбища. Очевидцы вспоминают, что немцы и полицаи так издевались над обреченными людьми перед смертью, что те «просили у Бога смерти». Евреев вели на расстрел через все местечко, а стариков и старух, которые не могли идти сами, везли на телегах. Накануне немцы заставили местных жителей выкопать расстрельную яму и никого не отпускали, чтобы они не рассказали о готовящемся убийстве. В этот день гетто в Плиссе было уничтожено, его узники (410 человек) были убиты.
Из плисских евреев в живых остались только двое: Моше Меирович Цимкинд и Чернэ-Лея Гинзбург (урожденная Гельман). На ее глазах полицаи Чеснак и Яцына с садистским удовольствием убили ее детей, а саму Чернэ-Лею, несмотря на мольбы о смерти, оставили временно в живых. Моше с трудом уговорил Чернэ-Лею спасаться, и местный белорус Степан Фомич Метелица, рискуя жизнью, несколько недель прятал ее на своем хуторе в двух километрах от Плиссы. Впоследствии Чернэ-Лея ушла в лес и была застрелена там немцами. Сам Моше Цимкинд нашел убежище в 20 километрах от Плиссы на хуторе у Кости Иванковича, своего товарища по польской школе и его родителей, хотя прекрасно знали, что им за это грозит. Впоследствии Цимкинд стал бойцом партизанского отряда.
О своем спасении из Плисского гетто Моше Цимкинд рассказывает следующее:
— В наш дом ворвались полицаи и стали выгонять всех жителей на площадь. Я успел убежать в соседнюю избу, где жил мой товарищ, но там уже никого не было. Тогда я вернулся домой. Вдруг входит знакомый полицай, мой бывший товарищ по школе, и хочет выпроводить меня на улицу. Я ему говорю: «Юзик, если меня убьют, тебе легче станет? Скажи, что здесь никого нет». И он меня послушался.
Так Моше Цимкинд первый раз избежал смерти. Потом на краю гибели он оказывался десятки раз: как выбирался из Глубокского гетто, как, уже будучи партизаном бригады имени ЦК КП(б)Б, подрывал немецкие эшелоны, атаковал вражеские посты.
Мемориал в Плиссе.
Об этих и других фактах написано в книге Цимкинда «Мне суждено было выжить». Она издана в Иерусалиме и в Тель-Авиве. Моше Цимкинд в 1988 году с одним из сыновей приехал в Плиссу. Он получил в сельсовете разрешение установить импровизированный памятник погибшим, нанял тракториста, притащил к месту расстрела огромный валун. Помогал Моше устанавливать памятник Виктор Метелица, сын скончавшегося Степана Метелицы, спасшего Моше в годы войны.
Соседние Прозороки постигла подобная участь. Жизнь в этом многолюдном, когда-то счастливом местечке превратилась в жуткое непредсказуемое существование. Все жители закрылись в своих домах. Улицы словно вымерли. Черными стали для Прозорок, а также деревень Зябоки и Загатье 5 и 6 декабря 1941 года.
Сохранились воспоминания свидетеля тех событий, жителя деревни Хролы Павла Глота, который после войны жил в Витебске, работал на железной дороге:
— Пятого декабря всех евреев Прозорок, Загатья, Зябок согнали без вещей и пищи в здание школы. В этот же день, еще затемно, были собраны из близлежащих деревень несколько десятков крепких мужиков, которым было приказано выкопать огромную яму. Местом для захоронения была выбрана окраина леса, в километре от Прозорок, рядом с шоссейной дорогой. Людей к месту расстрела конвоировали немцы и полицаи. Путь на Голгофу проходил от школы, возле церкви и сворачивал на проселочную дорогу к лесу. Там людей раздевали до нижнего белья, снимали обувь и заставляли прыгать в яму, где из винтовок и убивали. Среди убитых евреев были и те, с которыми я учился до войны в школе. Многие их молодых парней пытались бежать в лес, пользуясь суматохой во время раздевания и стрельбы. Однако этих беглецов догоняли на лошадях, избивали нагайками, пригоняли к могиле и убивали. Убивали в основном пьяные полицаи, а немцы наблюдали издали. Когда расстреляли всех евреев, а это 420 мирных жителей, было приказано эту «братскую могилу» сровнять с землей. Мужиков потом отпустили домой, а полицаи, подобрав всю обувь и одежду убитых, вернулись в школу, где разделили добычу между собой.
Заместитель председателя Глубокского райисполкома Татьяна Тарасевич — о том, что сделано и делается по увековечению памяти жертв Холокоста:
— В Глубокском районе ведется работа по сбору информации, касающейся жизни еврейской общины. Данное направление деятельности приобрело импульс развития по итогам посещения председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимиром Андрейченко Государства Израиль (21—24 января 2020 года) и его встречи с представителями израильской стороны, где обсуждались вопросы взаимодействия, в том числе в сфере сохранения исторической памяти еврейского народа.
По результатам разработан совместно с Министерством спорта и туризма маршрут «Потерянный рай: жизнь и Катастрофа белорусских штетлов». Кроме Глубокского района, включены территории Ушачского и Докшицкого.
После этого провели промтур: знакомство с маршрутом. В нем приняли участие посол Израиля, депутаты Палаты представителей, представители Министерства спорта и туризма, Национального агентства по туризму, общественные объединения в сфере туризма. То есть люди, которые заинтересованы.
В июле создали карту «Приглашаем в Вишневую столицу» Глубокое и Глубокский район. В ней в том числе представлен автомобильный маршрут «Дорогами катастрофы и героизма» по местам памяти о Холокосте в годы Великой Отечественной войны: Еврейское гетто в Глубоком, а также в Плиссе и Прозороках, мемориальный комплекс жертвам нацизма «Борок».
Отпечатан набор открыток о выдающихся людях еврейской общины Глубокое.
В настоящее время работаем над изданием книги «Глубокское гетто», посвященной катастрофе и героизму евреев на нашей земле, целью которой является сохранение памяти о тысячах людей, уничтоженных только за их национальную принадлежность. Книга будет издана в издательстве «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки». Рассчитываем выпустить ее в свет в этом году, к 80-летию начала Великой Отечественной войны.
В конце сентября 2020 года провели в Глубоком совместную с Институтом истории Белорусской академии наук конференцию «Беларусь — Глубокский край и Эдвард Войнилович»», на которой Президентской библиотекой Республики Беларусь была представлена выставка «Евреи Беларуси». Раввин Витебска Малкиель Георгадзе, родственные корни которого из Глубокого, рассказал присутствующим о трагедии евреев в годы Великой Отечественной войны на Витебщине, в частности на Глуботчине. На конференции мы собрали представителей православия, католицизма, иудаизма, чтобы показать, что райцентр до войны многонациональным городом, где жили в мире и согласии люди разных религиозных конфессий, пока не произошло то, что произошло в истории.
Работаем в данный момент над проектом памятника «Героям еврейского сопротивления гетто».
Глубокое и израильский город Кирьят-Бялик — города-побратимы. Договор о социально-культурном сотрудничестве между ними подписан в 2014-м.
В январе этого года в рамках сотрудничества проведен онлайн круглый стол среди молодежи на тему: «Холокост. Современные подходы и сохранение исторической памяти». С израильской стороны в этом мероприятии приняла участие учащаяся молодежь. С видеообращением обратился мэр Кирьят-Бялика Эли Дукорски. С Глубокской стороны — члены райисполкома, сотрудники историко-этнографического музея, молодежь. Молодое поколение должно знать и помнить о Холокосте, о трагедии, которая никогда больше не должна повториться.
saulich@bk.ru
Фото Натальи Бельской и автора.
(Окончание. Начало в выпуске № 23)
Гетто было организовано и в Плиссе осенью 1941 года, что в километрах двадцати от Глубокого. В него согнали не только евреев поселка, но и ближних деревень. Всего в гетто оказалось 500 узников, размещенных по 5–6 семей в каждом доме. Всех переписали и поставили на учет.
Участники поминальной акции у памятника жертвам Холокоста в Прозороках.
Комендантом Плиссы был зондерфюрер Гепперт Франц, начальником местной полиции — Чеснак.
Евреям приказали нашить на одежду желтые шестиконечные звезды и стали принудительно использовать на тяжелых грязных работах. Большей частью они состояли в заготовке древесины в лесу, прокладке и ремонте дорог. К месту работы, за 10—12 километров, узников гоняли строем, под охраной. Всех предупредили, что в наказание за попытку побега семья беглеца будет расстреляна. Проскочить этот заслон могли только молодые и сильные мужчины, но никто не хотел спасаться, оставив на верную смерть своих родных.
Немцы очень серьезно относились к возможности еврейского сопротивления и поэтому в первую очередь убивали в гетто евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет, несмотря на экономическую нецелесообразность, так как это были самые трудоспособные узники. Еще осенью 1941 года арестовали 18 самых уважаемых евреев под предлогом перевода в трудовой лагерь. Впоследствии выяснилось, что всех их расстреляли.
Весной 1942 года начались тайные массовые расстрелы. Людей, целые рабочие команды отправляли якобы на строительство дороги, но назад никто не возвращался. Когда в один из дней никто из мужчин большой группы не вернулся, стало понятно, что немцы готовятся ликвидировать гетто.
1 июня 1942 года немцы из зондеркоманды, прибывшей из Глубокого, окружили гетто. В 8 часов утра полицаи начали вышвыривать людей из домов и прикладами гнать на центральную площадь. Затем обреченных евреев группами выводили на окраину местечка и расстреливали из пулеметов возле кладбища. Очевидцы вспоминают, что немцы и полицаи так издевались над обреченными людьми перед смертью, что те «просили у Бога смерти». Евреев вели на расстрел через все местечко, а стариков и старух, которые не могли идти сами, везли на телегах. Накануне немцы заставили местных жителей выкопать расстрельную яму и никого не отпускали, чтобы они не рассказали о готовящемся убийстве. В этот день гетто в Плиссе было уничтожено, его узники (410 человек) были убиты.
Из плисских евреев в живых остались только двое: Моше Меирович Цимкинд и Чернэ-Лея Гинзбург (урожденная Гельман). На ее глазах полицаи Чеснак и Яцына с садистским удовольствием убили ее детей, а саму Чернэ-Лею, несмотря на мольбы о смерти, оставили временно в живых. Моше с трудом уговорил Чернэ-Лею спасаться, и местный белорус Степан Фомич Метелица, рискуя жизнью, несколько недель прятал ее на своем хуторе в двух километрах от Плиссы. Впоследствии Чернэ-Лея ушла в лес и была застрелена там немцами. Сам Моше Цимкинд нашел убежище в 20 километрах от Плиссы на хуторе у Кости Иванковича, своего товарища по польской школе и его родителей, хотя прекрасно знали, что им за это грозит. Впоследствии Цимкинд стал бойцом партизанского отряда.
О своем спасении из Плисского гетто Моше Цимкинд рассказывает следующее:
— В наш дом ворвались полицаи и стали выгонять всех жителей на площадь. Я успел убежать в соседнюю избу, где жил мой товарищ, но там уже никого не было. Тогда я вернулся домой. Вдруг входит знакомый полицай, мой бывший товарищ по школе, и хочет выпроводить меня на улицу. Я ему говорю: «Юзик, если меня убьют, тебе легче станет? Скажи, что здесь никого нет». И он меня послушался.
Так Моше Цимкинд первый раз избежал смерти. Потом на краю гибели он оказывался десятки раз: как выбирался из Глубокского гетто, как, уже будучи партизаном бригады имени ЦК КП(б)Б, подрывал немецкие эшелоны, атаковал вражеские посты.
Мемориал в Плиссе.
Об этих и других фактах написано в книге Цимкинда «Мне суждено было выжить». Она издана в Иерусалиме и в Тель-Авиве. Моше Цимкинд в 1988 году с одним из сыновей приехал в Плиссу. Он получил в сельсовете разрешение установить импровизированный памятник погибшим, нанял тракториста, притащил к месту расстрела огромный валун. Помогал Моше устанавливать памятник Виктор Метелица, сын скончавшегося Степана Метелицы, спасшего Моше в годы войны.
Соседние Прозороки постигла подобная участь. Жизнь в этом многолюдном, когда-то счастливом местечке превратилась в жуткое непредсказуемое существование. Все жители закрылись в своих домах. Улицы словно вымерли. Черными стали для Прозорок, а также деревень Зябоки и Загатье 5 и 6 декабря 1941 года.
Сохранились воспоминания свидетеля тех событий, жителя деревни Хролы Павла Глота, который после войны жил в Витебске, работал на железной дороге:
— Пятого декабря всех евреев Прозорок, Загатья, Зябок согнали без вещей и пищи в здание школы. В этот же день, еще затемно, были собраны из близлежащих деревень несколько десятков крепких мужиков, которым было приказано выкопать огромную яму. Местом для захоронения была выбрана окраина леса, в километре от Прозорок, рядом с шоссейной дорогой. Людей к месту расстрела конвоировали немцы и полицаи. Путь на Голгофу проходил от школы, возле церкви и сворачивал на проселочную дорогу к лесу. Там людей раздевали до нижнего белья, снимали обувь и заставляли прыгать в яму, где из винтовок и убивали. Среди убитых евреев были и те, с которыми я учился до войны в школе. Многие их молодых парней пытались бежать в лес, пользуясь суматохой во время раздевания и стрельбы. Однако этих беглецов догоняли на лошадях, избивали нагайками, пригоняли к могиле и убивали. Убивали в основном пьяные полицаи, а немцы наблюдали издали. Когда расстреляли всех евреев, а это 420 мирных жителей, было приказано эту «братскую могилу» сровнять с землей. Мужиков потом отпустили домой, а полицаи, подобрав всю обувь и одежду убитых, вернулись в школу, где разделили добычу между собой.
Заместитель председателя Глубокского райисполкома Татьяна Тарасевич — о том, что сделано и делается по увековечению памяти жертв Холокоста:
— В Глубокском районе ведется работа по сбору информации, касающейся жизни еврейской общины. Данное направление деятельности приобрело импульс развития по итогам посещения председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимиром Андрейченко Государства Израиль (21—24 января 2020 года) и его встречи с представителями израильской стороны, где обсуждались вопросы взаимодействия, в том числе в сфере сохранения исторической памяти еврейского народа.
По результатам разработан совместно с Министерством спорта и туризма маршрут «Потерянный рай: жизнь и Катастрофа белорусских штетлов». Кроме Глубокского района, включены территории Ушачского и Докшицкого.
После этого провели промтур: знакомство с маршрутом. В нем приняли участие посол Израиля, депутаты Палаты представителей, представители Министерства спорта и туризма, Национального агентства по туризму, общественные объединения в сфере туризма. То есть люди, которые заинтересованы.
В июле создали карту «Приглашаем в Вишневую столицу» Глубокое и Глубокский район. В ней в том числе представлен автомобильный маршрут «Дорогами катастрофы и героизма» по местам памяти о Холокосте в годы Великой Отечественной войны: Еврейское гетто в Глубоком, а также в Плиссе и Прозороках, мемориальный комплекс жертвам нацизма «Борок».
Отпечатан набор открыток о выдающихся людях еврейской общины Глубокое.
В настоящее время работаем над изданием книги «Глубокское гетто», посвященной катастрофе и героизму евреев на нашей земле, целью которой является сохранение памяти о тысячах людей, уничтоженных только за их национальную принадлежность. Книга будет издана в издательстве «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки». Рассчитываем выпустить ее в свет в этом году, к 80-летию начала Великой Отечественной войны.
В конце сентября 2020 года провели в Глубоком совместную с Институтом истории Белорусской академии наук конференцию «Беларусь — Глубокский край и Эдвард Войнилович»», на которой Президентской библиотекой Республики Беларусь была представлена выставка «Евреи Беларуси». Раввин Витебска Малкиель Георгадзе, родственные корни которого из Глубокого, рассказал присутствующим о трагедии евреев в годы Великой Отечественной войны на Витебщине, в частности на Глуботчине. На конференции мы собрали представителей православия, католицизма, иудаизма, чтобы показать, что райцентр до войны многонациональным городом, где жили в мире и согласии люди разных религиозных конфессий, пока не произошло то, что произошло в истории.
Работаем в данный момент над проектом памятника «Героям еврейского сопротивления гетто».
Глубокое и израильский город Кирьят-Бялик — города-побратимы. Договор о социально-культурном сотрудничестве между ними подписан в 2014-м.
В январе этого года в рамках сотрудничества проведен онлайн круглый стол среди молодежи на тему: «Холокост. Современные подходы и сохранение исторической памяти». С израильской стороны в этом мероприятии приняла участие учащаяся молодежь. С видеообращением обратился мэр Кирьят-Бялика Эли Дукорски. С Глубокской стороны — члены райисполкома, сотрудники историко-этнографического музея, молодежь. Молодое поколение должно знать и помнить о Холокосте, о трагедии, которая никогда больше не должна повториться.
saulich@bk.ru
Фото Натальи Бельской и автора.