Новый Таможенный кодекс ЕАЭС позволяет экономить при экспорте и импорте товаров
26.01.2018 07:36:30
Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу с 1 января этого года. В нем заложена совершенно иная концепция введения товаров в экономический оборот. Корреспондент «Р» разбиралась, какие преимущества он предоставил бизнесу и что изменилось в работе таможни.
— Это не просто документ, который определяет условия, правила, нормы таможенного регулирования и налогообложения. Я бы назвал его кодексом новых возможностей, — сразу вносит интригу Александр Валиев, начальник Минской региональной таможни. — В первую очередь возможностей для бизнеса с точки зрения упрощения всех процедур, которые нужно производить при ввозе или вывозе товаров.
Чтобы оценить преимущества, предоставляемые новым Кодексом, отправляемся в отдел таможенных операций и контроля № 7 МРТ, что находится на 17-м километре автодороги Минск — Дзержинск. Мне доводилось бывать здесь несколько лет назад. В память врезались огромные очереди из озабоченных людей с бумагами в руках и множество фур. Поэтому сегодняшние тишина и безлюдность даже настораживают. Где же все?
Олег Высочанский, начальник отдела таможенных операций и контроля № 7, объясняет:
— Новый кодекс предусматривает абсолютный приоритет электронного таможенного декларирования. Отказ от работы с бумажными документами значительно упрощает и ускоряет таможенные процедуры.
В кратчайшие сроки
Грузовиков на ПТО немного. У рампы дожидается досмотра одинокая фура, поодаль стоят еще несколько. Оказывается, сейчас машины на таможне надолго не задерживаются.
— Есть вопросы, которые мы должны проверить, пока груз находится в зоне физической досягаемости инспектора. Например, наличие фитосанитарного сертификата на определенные виды ввозимых товаров. Или проверка на предмет запрещенных веществ, — объясняет Александр Анатольевич. — Чтобы предельно сократить время нахождения товара в стадии таможенной очистки, новый кодекс позволяет многие контрольные и мониторинговые процедуры, например, отдельные элементы, влияющие на полноту взимания таможенных платежей, производить после того, как груз выпущен.
Фирмы, которые не один год работают во внешнеторговом бизнесе и не совершали правонарушений, могут получить статус уполномоченного экономического оператора. Для них кодекс предусматривает возможность даже не размещать ввозимый товар на складе временного хранения (СВХ) в ожидании подачи таможенных деклараций — прямо с границы они могут везти свой груз на собственные склады. Правда, до завершения таможенных процедур товар в оборот пускать нельзя, но и за аренду СВХ платить не надо.
— В Таможенном кодексе ЕАЭС определена возможность автоматического выпуска товаров, — останавливается еще на одном новшестве Александр Валиев. — С учетом опыта работы из всего товаропотока мы можем выделить сектор, где риски нарушения таможенного законодательства минимальны. Информационная система осуществляет их растаможку без вмешательства инспектора. Машина приезжает, размещается в зоне таможенного контроля, импортер заявляет сведения, компьютер их проверяет и, образно говоря, включает зеленый свет. Время оформления — пять секунд. При условии, конечно, что импортер вовремя подаст декларацию.
Уникальные возможности
По мнению начальника Минской региональной таможни, с принятием нового Таможенного кодекса бизнес получил уникальную возможность экономить на всех этапах:
— Размещение товара на СВХ раньше было обязательным, сегодня нет. Бумажные документы спрашивали одновременно с электронной декларацией, что нередко требовало присутствия представителя фирмы, сегодня вы можете заявить сведения через интернет.
Впрочем, кодекс не оставил таможенников безоружными. По-прежнему возможна проверка любой фуры, даже той, которая принадлежит уполномоченному экономическому оператору и проследовала прямо на собственный склад: работники таможни могут выехать и туда.
— В условиях этого «кодекса возможностей», который действует на территории пяти стран, межгосударственная конкуренция по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса станет острее, — прогнозирует Александр Анатольевич. — Чем быстрее государство реализует возможности, предусмотренные кодексом, тем скорее бизнес ощутит преимущества ввоза товаров через его границы.
Можно смело утверждать, что в этом отношении наша страна находится в авангарде. Не зря в последнее время таможенники реализовали множество экспериментов, вроде технологий удаленного выпуска товаров или внесения изменений в декларации путем удаленного доступа.
— Мы принимали участие в разработке положений Кодекса, поэтому все новшества, которые в нем заложены, не стали для нас неожиданностью, — признается Александр Валиев.
Еще в начале прошлого года на ПТО Минской региональной таможни проверяли и оформляли менее чем за два часа лишь пятую часть таможенных деклараций. Но уже в четвертом квартале 2017 года их доля возросла до 53%. Примечательно, что скорость оформления никак не повлияла на результативность работы таможни: случаев нарушения таможенного законодательства выявили даже больше, а вот число желающих схитрить значительно уменьшилось.
— Это не просто документ, который определяет условия, правила, нормы таможенного регулирования и налогообложения. Я бы назвал его кодексом новых возможностей, — сразу вносит интригу Александр Валиев, начальник Минской региональной таможни. — В первую очередь возможностей для бизнеса с точки зрения упрощения всех процедур, которые нужно производить при ввозе или вывозе товаров.
Чтобы оценить преимущества, предоставляемые новым Кодексом, отправляемся в отдел таможенных операций и контроля № 7 МРТ, что находится на 17-м километре автодороги Минск — Дзержинск. Мне доводилось бывать здесь несколько лет назад. В память врезались огромные очереди из озабоченных людей с бумагами в руках и множество фур. Поэтому сегодняшние тишина и безлюдность даже настораживают. Где же все?
Олег Высочанский, начальник отдела таможенных операций и контроля № 7, объясняет:
В кратчайшие сроки
Грузовиков на ПТО немного. У рампы дожидается досмотра одинокая фура, поодаль стоят еще несколько. Оказывается, сейчас машины на таможне надолго не задерживаются.
— Есть вопросы, которые мы должны проверить, пока груз находится в зоне физической досягаемости инспектора. Например, наличие фитосанитарного сертификата на определенные виды ввозимых товаров. Или проверка на предмет запрещенных веществ, — объясняет Александр Анатольевич. — Чтобы предельно сократить время нахождения товара в стадии таможенной очистки, новый кодекс позволяет многие контрольные и мониторинговые процедуры, например, отдельные элементы, влияющие на полноту взимания таможенных платежей, производить после того, как груз выпущен.
Абсолютный приоритет отдается электронному декларированию
— В Таможенном кодексе ЕАЭС определена возможность автоматического выпуска товаров, — останавливается еще на одном новшестве Александр Валиев. — С учетом опыта работы из всего товаропотока мы можем выделить сектор, где риски нарушения таможенного законодательства минимальны. Информационная система осуществляет их растаможку без вмешательства инспектора. Машина приезжает, размещается в зоне таможенного контроля, импортер заявляет сведения, компьютер их проверяет и, образно говоря, включает зеленый свет. Время оформления — пять секунд. При условии, конечно, что импортер вовремя подаст декларацию.
Уникальные возможности
По мнению начальника Минской региональной таможни, с принятием нового Таможенного кодекса бизнес получил уникальную возможность экономить на всех этапах:
— Размещение товара на СВХ раньше было обязательным, сегодня нет. Бумажные документы спрашивали одновременно с электронной декларацией, что нередко требовало присутствия представителя фирмы, сегодня вы можете заявить сведения через интернет.
Впрочем, кодекс не оставил таможенников безоружными. По-прежнему возможна проверка любой фуры, даже той, которая принадлежит уполномоченному экономическому оператору и проследовала прямо на собственный склад: работники таможни могут выехать и туда.
— В условиях этого «кодекса возможностей», который действует на территории пяти стран, межгосударственная конкуренция по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса станет острее, — прогнозирует Александр Анатольевич. — Чем быстрее государство реализует возможности, предусмотренные кодексом, тем скорее бизнес ощутит преимущества ввоза товаров через его границы.
— Мы принимали участие в разработке положений Кодекса, поэтому все новшества, которые в нем заложены, не стали для нас неожиданностью, — признается Александр Валиев.
Еще в начале прошлого года на ПТО Минской региональной таможни проверяли и оформляли менее чем за два часа лишь пятую часть таможенных деклараций. Но уже в четвертом квартале 2017 года их доля возросла до 53%. Примечательно, что скорость оформления никак не повлияла на результативность работы таможни: случаев нарушения таможенного законодательства выявили даже больше, а вот число желающих схитрить значительно уменьшилось.