«Паразиты» — главный триумфатор «Оскара». Почему Пон Чжун Хо навсегда войдет в историю кинематографа
10.02.2020 11:45:45
Вадим ШУНДАЛОВ
Церемония вручения премии «Оскар — 2020» отгремела в Лос-Анджелесе, преподнеся немало сюрпризов. Главным триумфатором вопреки всем ожиданиям и прогнозам (даже нашим!) стали «Паразиты» и лично Пон Чжун Хо. Так что же такого «натворила» южнокорейская картина?
Пон Чжун Хон был счастлив, уже получив две статуэтки за лучший иностранный фильм и режиссуру...
Во-первых, «Паразиты» — первая неанглоязычная лента в истории, которая выиграла «Оскар». То есть историчность именно в языке, а не в том, что социальная сатира-драма была произведена не в США или Британии. Например, в 2012-м победил французского-бельгийский «Артист» Мишеля Хазанавичуса, но это немое кино.
В превью к «Оскару» мы писали, что иностранный фильм никогда не был победителем основной номинации, именно поэтому немного шансов было и у «Паразитов», что подтверждали другие премии, где феерил «1917» Сэма Мендеса. Похожая история была в прошлом году, когда на лучший фильм была номинирована «Рома» мексиканца Альфонсо Куарона, которую даже считали одним из основных фаворитов, но оставили только с тремя статуэтками за режиссуру, операторскую работу и лучший иностранный фильм. Тогда у академиков был еще один повод не голосовать за «Рому» — права на нее принадлежали Netflix, а к стрим-сервисам в Голливуде пока относятся прохладно.
... теперь южнокорейскому кинематографисту придется доплачивать за перевес багажа
Во-вторых, Пон Чжун Хо — второй человек в истории, который унес четыре «Оскара» с одной церемонии — за лучший фильм, лучший иностранный фильм, режиссуру и лучший оригинальный сценарий, где он совместно с Хан Джин-воном одолел самого Квентина Тарантино. С кем же встал на одну ступень южнокорейский кинематографист? С Уолтом Диснеем. 26-кратный лауреат (да-да, вам не показалось) в 1954 году получил награды за лучший короткометражный анимационный фильм («Гудение, свист, звон и гул»), лучшую короткометражку, снятую вживую на две бобины («Страна медведей»), лучшую документальную короткометражку («Аляскинский эскимос») и лучшую документалку («Живая пустыня»). При всем уважении к Диснею, Пон Чжун Хо победил в куда более конкурентных категориях.
«Паразиты» были главной сенсацией года и до «Оскара», а теперь фильм прочно займет свою ступеньку в истории кинематографа
О чем говорит триумф «Паразитов»? Будем надеяться о том, что закрытые к чужому американские академики станут активнее признавать проекты не на английском языке. Уже не первый год номинация на лучший иностранный фильм выглядит едва ли не сильнее основной категории. Например, в этом году там кроме «Паразитов» там были представлены глубокая и яркая «Боль и слава» Педро Альмодовара и невероятное по своей простоте и одновременно сложности поднимаемых проблем «Тело Божье» от наших соседей поляков. Годом ранее в одном вагоне с «Ромой» томились «Магазинные воришки» из Японии, которые, как и «Паразиты» взяли «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, польская «Холодная война» Павла Павликовского, номинировавшаяся сразу в трех категориях, и блестящий «Капернаум» Надин Лабаки. В общем, возможно в скором будущем мы увидим, что в номинацию на лучший фильм будут пускать действительно лучших, а не все более-менее достойные англоязычные картины плюс одного выскочку из остального мира.
Команда «Паразитов»
Было ли еще что-то интересное на прошедшем «Оскаре»? Конечно. Хоакин Феникс и Брэд Питт получили первые статуэтки за актерскую работу. Для Феникса, поразившего всех ролью в «Джокере», это вовсе первый «Оскар», а Питт в 2014-м уже получал награду за лучший фильм с картиной «12 лет рабства».
Хоакин Феникс вновь использовал свое выступление, чтобы обратить внимание на проблему изменения климата
Брэд Питт же обратился к политике, а именно намекнул на некоторые детали рассмотрения процедуры импичмента Дональда Трампа
Первый «Оскар» после двух нерезультативных номинаций получила Лора Дерн за превосходную работу в «Брачной истории». Ее коллега по фильму Скарлетт Йоханссон, которая получила сразу две дебютные номинации, пока осталась ни с чем. В борьбе за лучшую женскую роль ее обошла Рене Зеллвеггер за «Джуди».
Лора Дерн и Рене Зеллвеггер
Порадуемся и за Тайку Вайтити, который получил «Оскара» за лучший адаптированный сценарий с антивоенной сатирой «Кролик Джоджо». Новозеландцу удалось обставить сценаристов «Ирландца», «Джокера», «Двух Пап» и «Маленьких женщин» Греты Гарвиг, которая считалась главным соперником Вайтити в этой номинации.
Тайка Вайтити тоже говорил о наболевшем. Кинематографист раскритиковал клавиатуру ноутбуков Apple, которые, по его словам, провоцируют профессиональные травмы
Поздравим с победой в номинации «Лучший саундтрек» Хильдур Гуднадоуттир, написавшую музыку для «Джокера». Для 37-летней исландки прошедший год стал настоящим прорывом. Ранее она получила соответствующие награды за «Джокера» на «Золотом глобусе», BAFTA и Венецианском кинофестивале, а также «Грэмми» за лучший саундтрек к визуальному представлению и «Эмми» за выдающуюся музыкальную работу для мини-сериала — обе награды за «Чернобыль».
Хильдур Гуднадоуттир
Главный фаворит прогнозов и букмекеров «1917» вынужден довольствоваться тремя «Оскарами» — за лучшую работу оператора (Роджер Дикинс), лучший звук и лучшие визуальные эффекты, где удалось утереть нос самим «Мстителям. Финал».
Вряд ли в приподнятом настроении покинул церемонию Квентин Тарантино, который проиграл во всех личных номинациях, а его «Однажды в… Голливуде» удостоили только двух наград для упоминавшегося выше Брэда Питта и за лучшую работу художника-постановщика.
Перед церемонией Тарантино много улыбался, но вряд ли был доволен после нее
Но главным неудачником церемонии стали «Ирландец» Мартина Скорсезе, чьи десять номинаций на «Оскар» превратились в ноль наград.
Без «Ирландца» и «Мстителей». Лучшие фильмы 2019 года, многие из которых вы еще не смотрели