В репертуар Большого театра Беларуси возвращается «Лебединое озеро» Петра Чайковского
14.05.2021 13:33:00
Премьера новой редакции «Лебединого озера» состоится 15, 16 и 30 мая.
Нынешнее «Лебединое озеро» для нашего Большого театра шестое по счету. Впервые этот знаковый для русского (а если брать шире, то и белорусского) балета спектакль показали в 1938 году. За постановку отвечали дирижер Натан Грубин и балетмейстер Константин Муллер. Спустя десять лет Муллер вместе с дирижером Алланом Жоленцом представили вторую премьеру балета. В 1967-м и 1978-м над спектаклями работали Татьяна Коломийцева (к слову, единственная женщина-дирижер в Беларуси и одна из двух в СССР) и балетмейстер Асаф Мессерер. Следующую редакцию подготовили в 1986 году – тогда в качестве художественного руководителя выступил и Валентин Елизарьев. В пятый раз «Лебединое озеро» возглавило репертуарное меню девять лет назад, и уже в эти выходные волшебная сказка Чайковского снова оживет на сцене Большого театра.
– Я принял решение сохранить положительный финал. Потому что финал, в котором все умирают, не получил на премьере у Чайковского поддержки публики... Люди всегда живут надеждой. А когда все заканчивается трагически, человек ее лишается – и, по сути, лишается всего.
Впрочем, интерпретировать «Лебединое озеро» в современном ключе народный артист СССР отказался категорически. К реконструкции музыкально-сценического облика первоначального спектакля Елизарьев отнесся максимально бережно. Акцент – на дивную музыку Чайковского, острую пластику артистов и сюжет, неподвластный времени. Что интересно, на афише фамилия Елизарьева скромно стоит самой последней: вслед за хореографами Львом Ивановым, Мариусом Петипа и Асафом Мессерером. Валентин Елизарьев обьясняет:
– Мне кажется, это честно по отношению к коллегам. Тем более с Мессерером мы пересекались, работая над предыдущими редакциями. Вообще интересно, что премьера «Лебединого озера», которая состоялась в присутствии композитора, была признана неудачной и продержалась в репертуаре недолго.
В 1895 году за музыку Чайковского взялись балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа, благодаря которым появился новый драматургический ход и, в частности, лебединые картины. Спектакль имел оглушительный успех, был поставлен в Москве и на европейских сценах и признан каноническим, продолжает Валентин Николаевич:
Валентин Елизарьев не только отреставрировал хореографический текст, но и вернул в «Лебединое озеро» номера, которые со временем были утрачены. Это русский танец, танец шутов, отдельные мизансцены и большие сцены, перечисляет балетмейстер:
– Я собрал воедино все компоненты, сделал логичной драматургию и вернул на сцену этот спектакль в абсолютно новом художественном решении.
Главные роли в лебедином детективе исполнят артисты, знакомые в том числе по предыдущим версиям. Образ Одетты-Одиллии попеременно примерят примы Ирина Еромкина, Людмила Хитрова и Людмила Уланцева. В образе Принца зрители увидят на сцене Олега Еромкина, Игоря Оношко, Артема Баньковского и француза Эвена Капитена.
Кого танцевать сложнее, белого лебедя или черного, – такой вопрос для народной артистки Беларуси Ирины Еромкиной уже давно не стоит:
– Мне больше нравится танцевать Одиллию, черного лебедя. Она более коварная, а артисту всегда хочется попробовать на сцене образ, противоположный тебе настоящей. В жизни я, конечно, больше подхожу для Одетты, потому технически белый лебедь, возможно, дается мне легче.
leonovich@sb.by
Фото Александра Горбаша и предоставлены Большим театром Беларуси
В репертуар Большого театра возвращается «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Главный русский балетный шлягер отсутствовал на афишах ровно пять месяцев. И уже завтра спектакль вернется на сцену – свою редакцию зрителям представит именитый балетмейстер народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев. Балет подают как премьеру: автор не только внес в спектакль несколько важных поправок, проведя серьезную исследовательскую работу, но и пригласил к участию Татьяну Шеметовец. Экс-прима Большого, блистательная танцовщица (а сегодня – заведующая балетной труппой театра) выйдет на сцену спустя почти десять лет.
Знаменитую историю об идеальной мечте, человеческой сущности и душевной раздвоенности Валентин Елизарьев уже ставил, но в Токио и восемь лет назад. Поэтому нынешнее «Лебединое озеро» на родной для балетмейстера сцене – это и вызов, и ответственность, и (наверняка!) оглушительный успех. Помимо целого ряда новых музыкальных фрагментов, в финале добавится хеппи-энд: Одетта наденет фату, и будут они с принцем жить долго и счастливо. У Чайковского, к слову, все закончилось не так оптимистично, напоминает Валентин Елизарьев:
Впрочем, интерпретировать «Лебединое озеро» в современном ключе народный артист СССР отказался категорически. К реконструкции музыкально-сценического облика первоначального спектакля Елизарьев отнесся максимально бережно. Акцент – на дивную музыку Чайковского, острую пластику артистов и сюжет, неподвластный времени. Что интересно, на афише фамилия Елизарьева скромно стоит самой последней: вслед за хореографами Львом Ивановым, Мариусом Петипа и Асафом Мессерером. Валентин Елизарьев обьясняет:
– Мне кажется, это честно по отношению к коллегам. Тем более с Мессерером мы пересекались, работая над предыдущими редакциями. Вообще интересно, что премьера «Лебединого озера», которая состоялась в присутствии композитора, была признана неудачной и продержалась в репертуаре недолго.
В 1895 году за музыку Чайковского взялись балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа, благодаря которым появился новый драматургический ход и, в частности, лебединые картины. Спектакль имел оглушительный успех, был поставлен в Москве и на европейских сценах и признан каноническим, продолжает Валентин Николаевич:
– Эта постановка прожила хорошую жизнь. Спустя время к ней обратился Асаф Мессерер – так родился, по сути, новый балет, но с фрагментами хореографии Петипа и Иванова. Мы получили этот спектакль из очень хороших рук. Сейчас он живет только на сценах Минска и Будапешта.
Для премьеры было сшито почти 280 новых костюмов
Валентин Елизарьев не только отреставрировал хореографический текст, но и вернул в «Лебединое озеро» номера, которые со временем были утрачены. Это русский танец, танец шутов, отдельные мизансцены и большие сцены, перечисляет балетмейстер:
– Я собрал воедино все компоненты, сделал логичной драматургию и вернул на сцену этот спектакль в абсолютно новом художественном решении.
Талантливый хореограф оказался еще и замечательным режиссером. Отвечать за сценографию Валентин Елизарьев пригласил давнего друга Большого театра народного художника России Вячеслава Окунева. По-новому прочесть музыку Чайковского попробует в премьерный вечер Владимир Оводок – это его первая большая самостоятельная работа с оркестром в качестве дирижера-постановщика.
Кого танцевать сложнее, белого лебедя или черного, – такой вопрос для народной артистки Беларуси Ирины Еромкиной уже давно не стоит:
– Мне больше нравится танцевать Одиллию, черного лебедя. Она более коварная, а артисту всегда хочется попробовать на сцене образ, противоположный тебе настоящей. В жизни я, конечно, больше подхожу для Одетты, потому технически белый лебедь, возможно, дается мне легче.
Фото Александра Горбаша и предоставлены Большим театром Беларуси