В репертуар Большого театра возвращается «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Главный русский балетный шлягер отсутствовал на афишах ровно пять месяцев. И уже завтра спектакль вернется на сцену – свою редакцию зрителям представит именитый балетмейстер народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев. Балет подают как премьеру: автор не только внес в спектакль несколько важных поправок, проведя серьезную исследовательскую работу, но и пригласил к участию Татьяну Шеметовец. Экс-прима Большого, блистательная танцовщица (а сегодня – заведующая балетной труппой театра) выйдет на сцену спустя почти десять лет.
Знаменитую историю об идеальной мечте, человеческой сущности и душевной раздвоенности Валентин Елизарьев уже ставил, но в Токио и восемь лет назад. Поэтому нынешнее «Лебединое озеро» на родной для балетмейстера сцене – это и вызов, и ответственность, и (наверняка!) оглушительный успех. Помимо целого ряда новых музыкальных фрагментов, в финале добавится хеппи-энд: Одетта наденет фату, и будут они с принцем жить долго и счастливо. У Чайковского, к слову, все закончилось не так оптимистично, напоминает Валентин Елизарьев:
Впрочем, интерпретировать «Лебединое озеро» в современном ключе народный артист СССР отказался категорически. К реконструкции музыкально-сценического облика первоначального спектакля Елизарьев отнесся максимально бережно. Акцент – на дивную музыку Чайковского, острую пластику артистов и сюжет, неподвластный времени. Что интересно, на афише фамилия Елизарьева скромно стоит самой последней: вслед за хореографами Львом Ивановым, Мариусом Петипа и Асафом Мессерером. Валентин Елизарьев обьясняет:
– Мне кажется, это честно по отношению к коллегам. Тем более с Мессерером мы пересекались, работая над предыдущими редакциями. Вообще интересно, что премьера «Лебединого озера», которая состоялась в присутствии композитора, была признана неудачной и продержалась в репертуаре недолго.
В 1895 году за музыку Чайковского взялись балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа, благодаря которым появился новый драматургический ход и, в частности, лебединые картины. Спектакль имел оглушительный успех, был поставлен в Москве и на европейских сценах и признан каноническим, продолжает Валентин Николаевич:
– Эта постановка прожила хорошую жизнь. Спустя время к ней обратился Асаф Мессерер – так родился, по сути, новый балет, но с фрагментами хореографии Петипа и Иванова. Мы получили этот спектакль из очень хороших рук. Сейчас он живет только на сценах Минска и Будапешта.
Для премьеры было сшито почти 280 новых костюмов
Валентин Елизарьев не только отреставрировал хореографический текст, но и вернул в «Лебединое озеро» номера, которые со временем были утрачены. Это русский танец, танец шутов, отдельные мизансцены и большие сцены, перечисляет балетмейстер:
– Я собрал воедино все компоненты, сделал логичной драматургию и вернул на сцену этот спектакль в абсолютно новом художественном решении.
Талантливый хореограф оказался еще и замечательным режиссером. Отвечать за сценографию Валентин Елизарьев пригласил давнего друга Большого театра народного художника России Вячеслава Окунева. По-новому прочесть музыку Чайковского попробует в премьерный вечер Владимир Оводок – это его первая большая самостоятельная работа с оркестром в качестве дирижера-постановщика.
Кого танцевать сложнее, белого лебедя или черного, – такой вопрос для народной артистки Беларуси Ирины Еромкиной уже давно не стоит:
– Мне больше нравится танцевать Одиллию, черного лебедя. Она более коварная, а артисту всегда хочется попробовать на сцене образ, противоположный тебе настоящей. В жизни я, конечно, больше подхожу для Одетты, потому технически белый лебедь, возможно, дается мне легче.
Фото Александра Горбаша и предоставлены Большим театром Беларуси