Символика, фальсификации и сообщество «своих» — как распознать признаки информационного воздействия
08.08.2024 08:55:00
Юлия ДЕМЕШКО
Особенности современной эпохи в том, что «цветные революции» начинаются в мессенджерах, а заканчиваются реальными погромами
За последние 20 лет в мире произошло более 30 попыток «цветных революций». Методика эта не нова, но с развитием технологий инструментарий ее меняется. Беларусь тоже подверглась этой угрозе в 2020 году. И следует понимать, что все эти якобы мирные протесты на улицах, песнопения в метро, попытки саботировать работу ключевых промышленных предприятий страны были на самом деле кульминацией длительной и методичной работы наших недругов.
Разделяй и властвуй?
«Цветные революции» — это, по сути, собирательный образ любых попыток госпереворотов, путчей и искусственно созданного кризиса власти. «Цветными» же их назвали только потому, что ранее каждому госперевороту пытались навязать некий символ или цвет. Лотос — в Египте, гвоздика — в Португалии, роза — в Грузии, тюльпаны — в Кыргызстане. Методички эти известны давно и идут от их разработчика Джини Шарпа, за которым маячат спецслужбы США.
Всюду все идет по одной схеме. Белыми цветочками в нашей стране зарубежные кураторы пытались подчеркнуть якобы мирный характер протестов, или те же белые ленточки на выборах. К слову, даже всем известный кулак, поднятый вверх, отнюдь не изобретение наших беглых. Его поднимали на протестах в Сербии, Грузии, Армении, Египте, Иране, России, Югославии. Правда, для многих это следование западным сценариям закончилось печально.
На самом деле в этой ревтехнологии нет ничего особенно сложного — наше сознание работает с образами. Именно поэтому на Западе появились различные центры психологических операций, которые «ловят» малейшие изменения настроений в обществе, чтобы использовать недовольство в своих целях. Руководитель Аналитического центра EcooM, соавтор проекта «Привкус цветных революций» ИД «Беларусь сегодня» Сергей Мусиенко отмечает, что тот же бчб-флаг уже был апробирован западниками в нашем государстве:
— Надо всегда помнить, что немецко-фашистские оккупанты входили в Минск в 1941 году, не только имея уже в обозе прихвостней — полицаев, но и их атрибутику! Шевроны, повязки и знамена… это давняя история. Нужен символ отличия, которому можно присягнуть для слома предыдущей власти. Попытка в 1941 году не закончилась, в 2020‑м внуки продолжили дело предков, опять попытались нас инфицировать. До 2020 года мы опять проявляли «лояльность». Помните, как по улицам наших городов ездили машины с наклейками и продавалась символика, которая ныне признана экстремистской? Жизнь подсказывает, что нельзя относиться либерально к подобным проявлениям.
Информационное сопровождение попытки госпереворота в 2020‑м было продуманным, структурированным и подготовленным извне, но с широким местным участием.
Методика управляемого хаоса
На постсоветском пространстве обычно «цветные революции» организовывали под лозунгом борьбы за демократию. А вот всем известная «арабская весна» началась из-за внутренних проблем — росла безработица, уровень зарплат и образования падал. В странах Ближнего Востока и Северной Африки назревала необходимость политических, экономических и законодательных реформ, террористическая активность, наоборот, увеличивалась. Этим умело воспользовались американцы. Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей, Постоянный представитель нашей страны при Лиге арабских государств в 2013 — 2019 годах Сергей Рачков рассказал о том, как это было:
— Запад всегда не устраивало, что та или иная страна проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, поэтому практически все «цветные революции» начинаются с попытки дискредитации власти. В этих целях используются различные информационные технологии, неправительственные организации. Задолго до начала «цветной революции» кураторы наращивают свое присутствие через эти НПО, таким образом они создают агентов влияния в регионе. Так было и в Египте, и во время «арабской весны».
Опыт десятилетий показывает, что для раскрутки «цветных революций» Запад в основном использует избирательные кампании. В инфополе страны-жертвы вбрасывается новость о том, что выборы сфальсифицированы, через социальные сети транслируются ложные посылы о властных структурах.
Именно в ходе «арабской весны» мир осознал колоссальную силу соцсетей. По словам Сергея Рачкова, на манипулятивные уловки Запада попались в основном молодые люди, не имеющие жизненного опыта и политической культуры. Но в силу того, что именно молодежь составляла большую часть общества, этого оказалось достаточно:
— «Арабская весна» показала, что в странах, где произошли «цветные революции», наблюдались девальвация национальной валюты, падение уровня жизни людей, рост преступности. Любая «цветная революция» всегда отбрасывает развитие страны на 10 — 15 лет назад. Судя по опыту Египта, выйти из этой ситуации очень сложно.
При этом методика современных госпереворотов коренным образом не меняется от страны к стране.
— Сценарий абсолютно единый, — подчеркивает депутат. — То, что мы наблюдали недавно в Венесуэле, то, что происходило в Беларуси или на Ближнем Востоке, — это одни и те же подходы. Разогрев общества путем лжи и фейков, дискредитация власти, политическое, экономическое и дипломатическое давление, использование «спящих» агентов и ячеек, вывод на улицы толпы граждан и — захват власти. Таким образом информационная составляющая в реализации мятежей является первым и важнейшим звеном в этой цепи. Беларусь показала, что этому можно эффективно противостоять.
ЛИДЕРЫ СОМНЕНИЙ
Значимым звеном в планах протестунов у нас в 2020 году было привлечение в свои ряды известных и «колеблющихся» людей. Чего греха таить, некоторые именитые спортсмены, деятели культуры, артисты и даже журналисты попались на эту удочку. За то, что известный человек публично отречется от «рэжыма», даже выплачивались какие-то небольшие деньги. Но далеко не всем. Все зависело от того, насколько человек ценен в своей области. Все эти перформансы были лишь элементом информационного сопровождения госпереворота. Сергей Мусиенко прокомментировал этот аспект:
— Тогда мы расслабились и не воспринимали серьезные «отклонения». Некоторые СМИ, бывшие на западном содержании, всеми силами методично разрушали наши символы, которые скрепляют общество. Высмеивали в целом государство… и наши цели.
Сейчас же у нас появилась целая плеяда достойных патриотичных блогеров. Это влияет на умонастроения граждан и безопасность страны в целом. Усилились профессионально наши СМИ, развитие получили региональные медиа. Но нам в преддверии 2025 года нельзя расслабляться никоим образом.
ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ «ЦВЕТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
♦ У нее есть своя символика
♦ Участие Запада в формировании лидеров
♦ Поддержка организационных структур из-за рубежа
♦ В лозунгах — признаки манипуляции
♦ Дискредитация силового блока, местных властей
♦ Призывы к насильственной смене власти