Председатель концерна Белнефтехим Игорь Ляшенко – о «зеленых» технологиях, кадровых проблемах отрасли и эффективности нашей нефтепереработки
04.05.2017 21:35:18
«Беларусь оказалась на нефтяной игле»… Величайшая глупость, каким-то чудом ставшая стереотипом. Сесть на углеводородное сырье могут Венесуэла, Саудовская Аравия, Россия — любая страна с запасами нефти. Слишком мало у нас полезных ископаемых, чтобы от их добычи экономика могла попасть в болезненную зависимость. Для нас нефть — не источник быстрой и относительно легкой природной ренты, а сырье для профильной промышленности. Естественно, от ее поставок зависит перерабатывающий комплекс. Не больше и не меньше, чем, скажем, немецкое машиностроение от поставок металла, а юго-восточная электронная промышленность — от редкоземельных ископаемых. По какому вектору будет двигаться нефтепереработка и нефтехимия, какая модернизация нужна комплексу и какие изменения произошли за 20 лет в концерне «Белнефтехим», нам рассказал его председатель Игорь ЛЯШЕНКО.
— Игорь Васильевич, вас можно поздравить и с 20-летием концерна, и с восстановлением объемов поставок нефти…
— Все договоренности с Россией были озвучены руководством нашей страны. Сейчас работаем над реализацией соглашений. Да, концерн пережил не самый простой этап дефицита сырья. Получили не только проблемы, но и серьезный опыт. Учитываем его при формировании долгосрочной стратегии развития. Тем более что рано или поздно Россия завершит налоговый маневр. Не исключено, что под давлением Министерства финансов уже в 2019—2020 годах. Хотя дебаты о сроках ведутся, но очевидно: не за горами времена, когда внутренние российские цены на нефть если не сравняются, то вплотную приблизятся к мировым котировкам. Недавние разногласия заставили нас внимательно присмотреться к возможности поставок нефти из других регионов. Процесс не самый простой и быстрый: необходимо найти партнеров, просчитать логистику, различные варианты… Продолжаем прорабатывать все эти вопросы: не в пику России, но диверсификация всегда является дополнительной подушкой безопасности для экономической устойчивости любой отрасли. Сейчас не буду называть конкретные страны и пути поступления альтернативной нефти: переговоры идут, и их содержание является коммерческой тайной. Но определенные варианты просматриваются.
— Концерн появился в 90-х годах, когда и страна, и экономика находились совершенно в других реалиях. Осталась ли необходимость в такой структуре или стоит перейти на какие-то другие формы управления?
— Конечно, иной раз звучат критика и сомнения, но многие, даже независимые источники, видят целесообразность в концерне. Все показатели — и экономические, и финансовые — перманентно растут. За 20 лет объемы производства увеличились в долларовом эквиваленте втрое. На долю концерна приходится около 20 процентов промышленного производства и трети — экспорта. «Белнефтехим» за эти годы стал брендом на зарубежных рынках. Конкретные результаты всегда в международном бизнесе оценивались как лучшее подтверждение эффективности. Объединение предприятий под одной отраслевой крышей позволяет выстраивать законченные технологические цепочки, максимизировать добавленную стоимость, распределять маржу между нефтеперерабатывающими и нефтехимическими производствами, нивелировать воздействие внешних факторов, удерживая стратегические ниши на экспортных направлениях, а на внутреннем рынке обеспечивая стабильность цен на продукцию. К нашему опыту сегодня присматриваются Россия, Казахстан, другие страны, которым проще живется — у них есть собственное сырье. Что-то необходимо менять глобально… Нет. Мы эволюционируем, анализируем мировые тенденции, следим за поведением международных отраслевых лидеров, держимся в тренде. Происходит не революционное, а эволюционное совершенствование. Сегодня концерн в большей степени погружен в разработку инвестиционных и инновационных стратегий развития и отрасли, и предприятий. Централизуем продажи продукции на площадке нашего Белорусского нефтяного торгового дома. Пришла плеяда молодых талантливых менеджеров, которые на порядок эффективнее предыдущего поколения. Сейчас разрабатываем систему централизованных закупок для предприятий концерна. Проект требует определенного времени и некоторых изменений в законодательстве. Не забывайте: «Белнефтехим» экспортирует продукцию в 113 стран, импортирует — из 77. Фактически работаем в мировом рынке. Поэтому приходится соответствовать международным стандартам. В части коммерческих продаж полностью интегрированы в мировой рынок, иначе не смогли бы 70 процентов своей продукции реализовывать за рубежом. Если говорить о финансовой, инвестиционной составляющей, то по этому направлению в большей степени задают тон Нацбанк, Минфин, Минэкономики, другие ведомства. В этом направлении еще придется пройти длинный путь. Для нас он будет в первую очередь связан с поиском профильных профессиональных инвесторов — крупных компаний нашего профиля, обладающих доступом к сырью, технологиям, с прозрачной отчетностью. Интеграция с такими структурами еще впереди, но она неизбежна — глобализация заставляет оценивать свое место в планетарных масштабах.
— Производство химических волокон — одно из самых проблемных направлений. Белорусский легпром физически не способен «переварить» большие объемы собственного волокна, на зарубежных рынках тяжело или практически невозможно конкурировать с Турцией и Китаем. Но сегодня страна в ЕАЭС, возможности расширились. Насколько вероятно создание международного кластера с полным циклом производства: от химических волокон до текстиля и готовых швейных изделий? Благо Россия сегодня страдает от дефицита приличных тканей, да и швейные мощности в ЕАЭС большие.
— Мы делали подобные предложения. К сожалению, несмотря на все интеграционные принципы в ЕАЭС, наши инициативы не нашли понимания в России. Там предпочитают нести огромные затраты, с нуля создавать собственную отрасль химических волокон. На мой взгляд, такой подход нецелесообразен.
Что касается белорусских предприятий, то постоянно в них инвестируем, чтобы не потерять зарубежные рынки. В прошлую пятилетку прошла модернизация в ОАО «СветлогорскХимволокно», филиале ОАО «Гродно Азот» «Завод Химволокно». Запланирована масштабная модернизация ОАО «Могилевхимволокно»: капитальные затраты проекта оцениваются почти в 200 млн евро. На глобальных рынках химических волокон конкуренция колоссальная. Расширение внутреннего рынка, несомненно, снижает сбытовые риски наших предприятий. Но спрос формируют наши потребители — все зависит от них. Сегодня мы полностью удовлетворяем потребности легпрома в производимой нами продукции, но в Беларуси реализуем всего 16 процентов химических волокон и нитей.
— А как относитесь к возобновляемым источникам энергии? Ведь они в некоторой степени являются конкурентами моторному топливу. Эксперты-то дружно утверждают: «зеленая» энергетика с дешевым киловатт-часом вытеснит традиционные автомобили.
— Мы ориентируемся на прогнозы ученых: в ближайшие десять лет спрос на моторное топливо будет снижаться. Но объемы переработки нефти останутся на том же уровне: акцент сместится в сторону нефтехимии. Следуем в русле этих тенденций, исходя из них проводим реконструкцию своих предприятий. Наши объемы производства не могут влиять на мировые рынки, поэтому логично придерживаться стратегии «следуй за лидером», но создавать оригинальные, наиболее маржинальные продукты с дополнительной премиальностью.
Если же говорить о «зеленой» энергетике, то у нее есть будущее. В конце концов, полезные ископаемые когда-нибудь закончатся, а силы солнца, ветра и воды неисчерпаемы. Концерн не отстает от жизни: некоторые наши предприятия уже возвели или строят станции на ВИЭ. На Белорусском газоперерабатывающем заводе работает фотоэлектрическая установка мощностью 3,75 МВт, «Белоруснефть» завершает в Речице строительство самой крупной в стране солнечной станции мощностью 56 МВт, а также ветроустановок в Воложинском и Ошмянском районах.
Что касается электромобилей, то их популярность зависит от стоимости и расходов на эксплуатацию. Пока они достаточно дорогие. Бюджетные варианты по стоимости сопоставимы с люксовыми авто с двигателями внутреннего сгорания. Что касается эксплуатационных издержек, то многое зависит от стоимости на электроэнергию и углеводородное моторное топливо. Каждая страна проводит свою энергетическую политику, поэтому выгоды или убытки от владения экологически чистым транспортом различаются в зависимости от региона. Впрочем, все плюсы и минусы любой потребитель может легко рассчитать самостоятельно. На своих сайтах дилеры публикую цены на новые машины: если разделить их на срок эксплуатации, то получим, так сказать, инвестиционные затраты. У электромобилей они пока значительно выше, чем у аналогов с двигателями внутреннего сгорания. Что касается эксплуатационных издержек, их также несложно определить. Если верить заявленным производителями характеристикам, то большинство серийных электромобилей расходует на 1 километр 19—22 кВт.ч энергии. Значит, на 25 тысяч километров — стандартный пробег для автолюбителей со средней активностью — потребуется 4,7—5 тысяч кВт.ч электроэнергии.
В некоторых странах электроэнергия дорогая, а традиционное топливо продается по вполне приемлемым ценам. У нас бензин и солярка два года не дорожали, в отличие от электроэнергии, стоимость которой изменилась, и значительно. Действительно, эксплуатация электромобилей в нашей стране выгодна, так как пока их зарядка предоставляется бесплатно. В частности, на АЗС «Белоруснефти» есть четыре такие станции, в этом году планируем построить еще десять. Не переживайте, без розетки экологический транспорт не оставим, как и традиционные автомобили без качественного топлива. Могу сказать с уверенностью: «Белнефтехим» всегда сможет обеспечить белорусских потребителей своей продукцией.
Пути диверсификации
— Игорь Васильевич, вас можно поздравить и с 20-летием концерна, и с восстановлением объемов поставок нефти…
— Все договоренности с Россией были озвучены руководством нашей страны. Сейчас работаем над реализацией соглашений. Да, концерн пережил не самый простой этап дефицита сырья. Получили не только проблемы, но и серьезный опыт. Учитываем его при формировании долгосрочной стратегии развития. Тем более что рано или поздно Россия завершит налоговый маневр. Не исключено, что под давлением Министерства финансов уже в 2019—2020 годах. Хотя дебаты о сроках ведутся, но очевидно: не за горами времена, когда внутренние российские цены на нефть если не сравняются, то вплотную приблизятся к мировым котировкам. Недавние разногласия заставили нас внимательно присмотреться к возможности поставок нефти из других регионов. Процесс не самый простой и быстрый: необходимо найти партнеров, просчитать логистику, различные варианты… Продолжаем прорабатывать все эти вопросы: не в пику России, но диверсификация всегда является дополнительной подушкой безопасности для экономической устойчивости любой отрасли. Сейчас не буду называть конкретные страны и пути поступления альтернативной нефти: переговоры идут, и их содержание является коммерческой тайной. Но определенные варианты просматриваются.
— Концерн появился в 90-х годах, когда и страна, и экономика находились совершенно в других реалиях. Осталась ли необходимость в такой структуре или стоит перейти на какие-то другие формы управления?
— Конечно, иной раз звучат критика и сомнения, но многие, даже независимые источники, видят целесообразность в концерне. Все показатели — и экономические, и финансовые — перманентно растут. За 20 лет объемы производства увеличились в долларовом эквиваленте втрое. На долю концерна приходится около 20 процентов промышленного производства и трети — экспорта. «Белнефтехим» за эти годы стал брендом на зарубежных рынках. Конкретные результаты всегда в международном бизнесе оценивались как лучшее подтверждение эффективности. Объединение предприятий под одной отраслевой крышей позволяет выстраивать законченные технологические цепочки, максимизировать добавленную стоимость, распределять маржу между нефтеперерабатывающими и нефтехимическими производствами, нивелировать воздействие внешних факторов, удерживая стратегические ниши на экспортных направлениях, а на внутреннем рынке обеспечивая стабильность цен на продукцию. К нашему опыту сегодня присматриваются Россия, Казахстан, другие страны, которым проще живется — у них есть собственное сырье. Что-то необходимо менять глобально… Нет. Мы эволюционируем, анализируем мировые тенденции, следим за поведением международных отраслевых лидеров, держимся в тренде. Происходит не революционное, а эволюционное совершенствование. Сегодня концерн в большей степени погружен в разработку инвестиционных и инновационных стратегий развития и отрасли, и предприятий. Централизуем продажи продукции на площадке нашего Белорусского нефтяного торгового дома. Пришла плеяда молодых талантливых менеджеров, которые на порядок эффективнее предыдущего поколения. Сейчас разрабатываем систему централизованных закупок для предприятий концерна. Проект требует определенного времени и некоторых изменений в законодательстве. Не забывайте: «Белнефтехим» экспортирует продукцию в 113 стран, импортирует — из 77. Фактически работаем в мировом рынке. Поэтому приходится соответствовать международным стандартам. В части коммерческих продаж полностью интегрированы в мировой рынок, иначе не смогли бы 70 процентов своей продукции реализовывать за рубежом. Если говорить о финансовой, инвестиционной составляющей, то по этому направлению в большей степени задают тон Нацбанк, Минфин, Минэкономики, другие ведомства. В этом направлении еще придется пройти длинный путь. Для нас он будет в первую очередь связан с поиском профильных профессиональных инвесторов — крупных компаний нашего профиля, обладающих доступом к сырью, технологиям, с прозрачной отчетностью. Интеграция с такими структурами еще впереди, но она неизбежна — глобализация заставляет оценивать свое место в планетарных масштабах.
Время создавать кластеры
— Производство химических волокон — одно из самых проблемных направлений. Белорусский легпром физически не способен «переварить» большие объемы собственного волокна, на зарубежных рынках тяжело или практически невозможно конкурировать с Турцией и Китаем. Но сегодня страна в ЕАЭС, возможности расширились. Насколько вероятно создание международного кластера с полным циклом производства: от химических волокон до текстиля и готовых швейных изделий? Благо Россия сегодня страдает от дефицита приличных тканей, да и швейные мощности в ЕАЭС большие.
— Мы делали подобные предложения. К сожалению, несмотря на все интеграционные принципы в ЕАЭС, наши инициативы не нашли понимания в России. Там предпочитают нести огромные затраты, с нуля создавать собственную отрасль химических волокон. На мой взгляд, такой подход нецелесообразен.
Что касается белорусских предприятий, то постоянно в них инвестируем, чтобы не потерять зарубежные рынки. В прошлую пятилетку прошла модернизация в ОАО «СветлогорскХимволокно», филиале ОАО «Гродно Азот» «Завод Химволокно». Запланирована масштабная модернизация ОАО «Могилевхимволокно»: капитальные затраты проекта оцениваются почти в 200 млн евро. На глобальных рынках химических волокон конкуренция колоссальная. Расширение внутреннего рынка, несомненно, снижает сбытовые риски наших предприятий. Но спрос формируют наши потребители — все зависит от них. Сегодня мы полностью удовлетворяем потребности легпрома в производимой нами продукции, но в Беларуси реализуем всего 16 процентов химических волокон и нитей.
За рулем электромобиля
— А как относитесь к возобновляемым источникам энергии? Ведь они в некоторой степени являются конкурентами моторному топливу. Эксперты-то дружно утверждают: «зеленая» энергетика с дешевым киловатт-часом вытеснит традиционные автомобили.
— Мы ориентируемся на прогнозы ученых: в ближайшие десять лет спрос на моторное топливо будет снижаться. Но объемы переработки нефти останутся на том же уровне: акцент сместится в сторону нефтехимии. Следуем в русле этих тенденций, исходя из них проводим реконструкцию своих предприятий. Наши объемы производства не могут влиять на мировые рынки, поэтому логично придерживаться стратегии «следуй за лидером», но создавать оригинальные, наиболее маржинальные продукты с дополнительной премиальностью.
Если же говорить о «зеленой» энергетике, то у нее есть будущее. В конце концов, полезные ископаемые когда-нибудь закончатся, а силы солнца, ветра и воды неисчерпаемы. Концерн не отстает от жизни: некоторые наши предприятия уже возвели или строят станции на ВИЭ. На Белорусском газоперерабатывающем заводе работает фотоэлектрическая установка мощностью 3,75 МВт, «Белоруснефть» завершает в Речице строительство самой крупной в стране солнечной станции мощностью 56 МВт, а также ветроустановок в Воложинском и Ошмянском районах.
Что касается электромобилей, то их популярность зависит от стоимости и расходов на эксплуатацию. Пока они достаточно дорогие. Бюджетные варианты по стоимости сопоставимы с люксовыми авто с двигателями внутреннего сгорания. Что касается эксплуатационных издержек, то многое зависит от стоимости на электроэнергию и углеводородное моторное топливо. Каждая страна проводит свою энергетическую политику, поэтому выгоды или убытки от владения экологически чистым транспортом различаются в зависимости от региона. Впрочем, все плюсы и минусы любой потребитель может легко рассчитать самостоятельно. На своих сайтах дилеры публикую цены на новые машины: если разделить их на срок эксплуатации, то получим, так сказать, инвестиционные затраты. У электромобилей они пока значительно выше, чем у аналогов с двигателями внутреннего сгорания. Что касается эксплуатационных издержек, их также несложно определить. Если верить заявленным производителями характеристикам, то большинство серийных электромобилей расходует на 1 километр 19—22 кВт.ч энергии. Значит, на 25 тысяч километров — стандартный пробег для автолюбителей со средней активностью — потребуется 4,7—5 тысяч кВт.ч электроэнергии.
В некоторых странах электроэнергия дорогая, а традиционное топливо продается по вполне приемлемым ценам. У нас бензин и солярка два года не дорожали, в отличие от электроэнергии, стоимость которой изменилась, и значительно. Действительно, эксплуатация электромобилей в нашей стране выгодна, так как пока их зарядка предоставляется бесплатно. В частности, на АЗС «Белоруснефти» есть четыре такие станции, в этом году планируем построить еще десять. Не переживайте, без розетки экологический транспорт не оставим, как и традиционные автомобили без качественного топлива. Могу сказать с уверенностью: «Белнефтехим» всегда сможет обеспечить белорусских потребителей своей продукцией.