Можно ли сэкономить на раздельном сборе мусора
01.12.2017 11:03:27
Привычное благо цивилизации в виде мусоропровода в многоквартирном доме грозит обернуться дополнительными затратами для жильцов. Мингорисполком ввел дифференцированные тарифы на вывоз бытовых отходов. Кто и сколько будет платить? В ситуации разбирался корреспондент “НГ”.
В доме № 136 на минской улице Максима Богдановича есть мусоропровод. Но жильцы им не пользуются. Пакеты относят на ближайшую контейнерную площадку. У этого решения много плюсов, рассказывает управляющий местным ТС Владимир Быков. Прежде всего чистота в подъездах. Ни запаха, ни антисанитарии. Но проблема в другом — к контейнерам трудно подъехать:
— Каждое утро у нас начинается с пронзительных сигналов мусоровозов. Владельцы припаркованных на придомовой территории машин нервно посматривают в окна.
Для наглядности Владимир Быков проводит импровизированную экскурсию по двору. Контейнерная площадка с пятью емкостями разместилась между двумя домами аккурат по центру. Иного места для нее просто не нашлось:
— Попытка разнести баки по двум точкам привела к транспортному коллапсу — мало того что грузовики не могли развернуться и дворнику приходилось каждое утро катить контейнеры к самой въездной арке на расстояние 100 метров, так еще и пришлось пожертвовать и без того дефицитными парковочными местами. Поставили на оптимальном с точки зрения логистики пятачке — нарушили санитарные нормы расстояний от жилых домов. Так и лавируем между бесчисленными “но”.
К чему приведет попытка наладить в жилых дворах раздельный сбор мусора? Об этом я решил спросить местных жителей. Татьяна прогуливается с коляской на маленькой детской площадке. Показывает на столпотворение машин: дополнительные баки, необходимые для раздельного сбора вторичных материальных ресурсов, попросту некуда будет ставить. Разве что на детскую площадку. О перспективах должен был подумать застройщик еще на стадии проектирования жилого квартала. Сейчас уже поздно метаться, придется как-то выживать.
Другой прохожий, который представился Андреем, к перспективе раздельного сбора отходов относится более чем скептически:
— Посмотрите многочисленные видеоролики в интернете: подъезжает стандартный мусоровоз и сбрасывает заботливо разделенный мусор в один кузов. Плохой пример не менее заразителен, чем хороший. Поэтому жильцы и не будут утруждать себя разделением отходов. Смысла нет! Конечно, можно было бы сделать, как в Германии, где за одного несознательного гражданина повышенная плата за вывоз ТБО грозит всем соседям. Но у нас нужно начинать с коммунальщиков.
Марина с третьей попытки паркуется на тесной площадке. Говорит, что темой мусора профессионально интересовалась еще тогда, когда жила в Москве. Эта сфера может быть довольно доходной. Но с позиции обывателя к использованию контейнеров для разных видов вторичных ресурсов не готова:
— Я хозяйка, у меня на кухне образцовый порядок. Не могу себе представить, как я размещу там 3—4 разных пакета для пластика, бумаги, стекла и органики. А потом эти пакеты еще нужно будет спустить в лифте, донести до площадки и высыпать в разные емкости. Кто на такое способен?
У Марины есть рациональное предложение. Хорошо бы установить на каждом этаже мини-контейнеры для бутылок и макулатуры. А дворника обязать несколько раз в неделю выносить мусор на площадку. Разумеется, за отдельную плату, сформированную за счет дифференциации тарифов на вывоз мусора:
— Это не ноу-хау. Все уже было. Взять, к примеру, советские времена. Мы сбрасывали пищевые отходы в отдельные баки, которые забирали животноводческие организации. В итоге “на руках” у нас оставались та же бумага, металл, стекло и полиэтилен, которые легко сортировать.
— У нас всего 5 баков, — подводит итог экскурсии Владимир Быков. — Если их забирают каждые сутки, все нормально. Если график “проседает” на день-два — мы начинаем задыхаться. Оттого уже не единожды перезаключали договоры с разными перевозчиками. Поверьте, наш двор не особенный. Таких, с плотной застройкой, очень много.
Верю охотно. Так же, как и в стремление жителей идти по цивилизованному пути, если им создадут для этого необходимые условия. Недавно заместитель начальника управления — начальник отдела энергетики управления городского хозяйства и энергетики Мингорисполкома Дмитрий Плашков сказал, что в стране разработали дифференцированные тарифы на вывоз ТБО, но пока, мол, не все жители Минска согласны отказаться от мусоропроводов и выбрасывать мусор в контейнеры. Ведется активная разъяснительная работа:
— Для тех, у кого нет мусоропровода, тариф будет меньше, а для тех, кто живет в домах с мусоропроводом, на порядок выше.
Цель — мотивировать население к раздельному сбору бытовых отходов. Многие подумали, что речь идет действительно о существенных суммах, которые многих заставят задуматься. Ведь, как известно, одним из лучших мотиваторов является изменение веса личного кошелька. Однако на днях новые тарифы были утверждены и озвучены. За контейнерный сбор отходов такса составляет, как и раньше, 5,1143 рубля за кубический метр. Для “владельцев” мусоропроводов тариф увеличен до 5,5235 рубля за “куб”. Но готовы ли сами коммунальщики к переменам?
Заместитель генерального директора ГО “Минское городское жилищное хозяйство” Галина Гилевич приводит цифры. Минск “производит” около 25 процентов всех отходов страны. В 2012 году объем столичного мусора перевалил за 1 миллион тонн ежегодно. Тенденция неутешительная — с каждым годом его выбрасывается все больше, в прошлом году к “опорному” миллиону добавилось еще 130 тысяч тонн. Однако процент разделенного мусора тоже увеличивается, условия для этого созданы. “Тематические” контейнеры расставлены повсеместно. Если их нет в конкретном дворе, неравнодушному жильцу достаточно пройти лишние 100 метров, чтобы выбросить собранные пластик, бумагу или стекло в нужную емкость. Было бы желание.
Вспоминаю обращения жителей города по вопросам сбора разделенных отходов в один мусоровоз. В результате даже самые ответственные граждане начинают “умывать руки”. Галина Гилевич не видит в этом ничего вопиюще криминального. Как бы то ни было, все разделенные отходы попадают на линии по досортировке, где полимеры разделяются по видам, стекло по цвету, а бумага по плотности и качеству:
— Основной принцип раздельного сбора мусора — вычленить из общего объема органические включения, которые, с одной стороны, не перерабатываются, с другой — способны безнадежно испортить вторичное сырье. На первом этапе “разделенки” коммунальщики просят жильцов хотя бы пользоваться двумя разными контейнерами — для пищевых отходов и всего остального.
Что же, идем дальше. Минск “поставляет” более 1 миллиона тонн отходов, которые в идеале должны пройти через сортировочные линии. В дополнение к уже имеющимся линиям сортировки (25 тысяч тонн в год) 1 ноября в пределах полигона “Тростенецкий” открылся новый мусороперерабатывающий завод, способный “проглотить” до 100 тысяч тонн разделенных отходов в год. Вроде бы мощности неплохие, однако на фоне пресловутого миллиона — капля в море. Предположим, все граждане в один миг стали сознательными, дружно отказались от использования мусоропроводов и устремились к контейнерам. Итог вроде бы предсказуем: завод не справится с объемами, и заготовленные старательными руками минчан ТБО все равно устремятся на свалки. Галина Гилевич доказывает, что в подобные расчеты закралась ошибка. Дело в том, что в общем объеме отходов около 35 процентов занимают пищевые. Да и в оставшемся мусоре далеко не всё способны переработать промышленные предприятия. Что полезного можно извлечь? 4,2 процента — металл, 5,9 — стекло, 6,9 — бумага, 10 — полимеры, 3,6 — текстиль, 3,8 процента — древесина. Так что построенные сортировочные линии и мусороперерабатывающие заводы вполне справляются с поступающим сырьем. Кроме того, до 2035 года в планах строительство под Минском мусоросжигающего завода, а уже в первом полугодии 2018-го откроется еще один мусороперерабатывающий завод, причем с большими мощностями. Также есть не менее 10 предложений от инвесторов, готовых взяться за строительство подобных предприятий. Причем два из них — общей мощностью 500—600 тысяч тонн отходов в год — уже на рассмотрении.
Но это все перспективы. А пока что жильцам дома № 136 на улице Максима Богдановича хотелось бы услышать ответ: как наладить работу в их тесном дворе? Если оператор по вывозу контейнеров не справляется с возложенной на него задачей, это повод отказаться от его услуг — желающих заняться довольно прибыльным делом сегодня много. А еще самое время задуматься над обновлением контейнеров. По всему Минску проводится плановая замена устаревших емкостей на новые, более легкие, эстетичные и функциональные.
В настоящее время не стоит вопрос о наказании тех, кто так и не пришел к мысли сортировать отходы, резюмирует Галина Гилевич. Мы лишь в самом начале этого пути, ведь, например, в Германии к нынешней системе пришлось идти более 20 лет. А еще причастным к сбору коммунальных отходов организациям нужно работать параллельно с перерабатывающими предприятиями. Не только совершенствовать методы уборки мусора — увеличивать количество контейнеров, периодичность вывоза и так далее, — но и расширять перечень и увеличивать глубину переработки вторичных материальных ресурсов:
— Мы проводим сотни встреч с жильцами, рассказываем о том, почему стоит отказаться от мусоропровода. Бывает, в отдельном доме по решению граждан оборудование “глушится”, а через год вновь открывается. Передумывают. Но одно могу сказать точно: рано или поздно нам всем придется более ответственно подходить к “мусорной” проблеме. Дом с мусоропроводом дороже обслуживать. Но все мы до недавнего времени платили одинаково. Это было несправедливо. В будущем, не исключено, жировки для пользователей мусоропровода еще “потяжелеют”.
Переработка не вторична
На территории СНГ наша страна занимает лидирующие позиции по раздельному сбору мусора. Сегодня этот показатель составляет 16 процентов от общего объема — больше, чем в Словакии или, например, Литве. Ненамного опережают нас Финляндия, Испания и Португалия, где раздельно собирают около 18 процентов отходов. К слову, специалисты прогнозируют, что к концу 2018 года мы перевалим за 23 процента. Совсем неплохо с учетом того, что еще 10 лет назад белорусы разделяли лишь 6 процентов всех отходов. Но стремиться есть куда. К примеру, в Швеции в свое время произошла так называемая революция переработки — сегодня там в дело идет 99 процентов всего мусора. Во вторичную переработку поставляется более половины собранного, а остальное сжигается на специальных заводах с получением энергии. А ведь там объемы отходов вполне сопоставимы с нашими — примерно 4 млн тонн в год.
Порталы без будущего
После того как новая система дифференцированных тарифов будет “обкатана” в Минске, опыт перенесут на другие города. Хотя планомерная работа по отказу от мусоропроводов в нашей стране ведется повсеместно и уже не один год. Первый город, полностью отказавшийся от мусоропроводов, — Гомель, где еще в 1995 году стартовал эксперимент с говорящим названием “Жизнь без мусоропровода”. В 2013 году от сомнительного блага цивилизации отказались первые 2 дома в Жодино, тогда же поэтапное закрытие мусоропроводов началось и в Мозыре. Инициативу подхватил Гродно, где местные власти обещали “заглушить” последние приемники уже в этом году. В самом Минске лишь за прошлый год было ликвидировано более 1000 порталов.
muravsky@sb.by
В доме № 136 на минской улице Максима Богдановича есть мусоропровод. Но жильцы им не пользуются. Пакеты относят на ближайшую контейнерную площадку. У этого решения много плюсов, рассказывает управляющий местным ТС Владимир Быков. Прежде всего чистота в подъездах. Ни запаха, ни антисанитарии. Но проблема в другом — к контейнерам трудно подъехать:
— Каждое утро у нас начинается с пронзительных сигналов мусоровозов. Владельцы припаркованных на придомовой территории машин нервно посматривают в окна.
Для наглядности Владимир Быков проводит импровизированную экскурсию по двору. Контейнерная площадка с пятью емкостями разместилась между двумя домами аккурат по центру. Иного места для нее просто не нашлось:
— Попытка разнести баки по двум точкам привела к транспортному коллапсу — мало того что грузовики не могли развернуться и дворнику приходилось каждое утро катить контейнеры к самой въездной арке на расстояние 100 метров, так еще и пришлось пожертвовать и без того дефицитными парковочными местами. Поставили на оптимальном с точки зрения логистики пятачке — нарушили санитарные нормы расстояний от жилых домов. Так и лавируем между бесчисленными “но”.
К чему приведет попытка наладить в жилых дворах раздельный сбор мусора? Об этом я решил спросить местных жителей. Татьяна прогуливается с коляской на маленькой детской площадке. Показывает на столпотворение машин: дополнительные баки, необходимые для раздельного сбора вторичных материальных ресурсов, попросту некуда будет ставить. Разве что на детскую площадку. О перспективах должен был подумать застройщик еще на стадии проектирования жилого квартала. Сейчас уже поздно метаться, придется как-то выживать.
Другой прохожий, который представился Андреем, к перспективе раздельного сбора отходов относится более чем скептически:
— Посмотрите многочисленные видеоролики в интернете: подъезжает стандартный мусоровоз и сбрасывает заботливо разделенный мусор в один кузов. Плохой пример не менее заразителен, чем хороший. Поэтому жильцы и не будут утруждать себя разделением отходов. Смысла нет! Конечно, можно было бы сделать, как в Германии, где за одного несознательного гражданина повышенная плата за вывоз ТБО грозит всем соседям. Но у нас нужно начинать с коммунальщиков.
Марина с третьей попытки паркуется на тесной площадке. Говорит, что темой мусора профессионально интересовалась еще тогда, когда жила в Москве. Эта сфера может быть довольно доходной. Но с позиции обывателя к использованию контейнеров для разных видов вторичных ресурсов не готова:
— Я хозяйка, у меня на кухне образцовый порядок. Не могу себе представить, как я размещу там 3—4 разных пакета для пластика, бумаги, стекла и органики. А потом эти пакеты еще нужно будет спустить в лифте, донести до площадки и высыпать в разные емкости. Кто на такое способен?
У Марины есть рациональное предложение. Хорошо бы установить на каждом этаже мини-контейнеры для бутылок и макулатуры. А дворника обязать несколько раз в неделю выносить мусор на площадку. Разумеется, за отдельную плату, сформированную за счет дифференциации тарифов на вывоз мусора:
— Это не ноу-хау. Все уже было. Взять, к примеру, советские времена. Мы сбрасывали пищевые отходы в отдельные баки, которые забирали животноводческие организации. В итоге “на руках” у нас оставались та же бумага, металл, стекло и полиэтилен, которые легко сортировать.
— У нас всего 5 баков, — подводит итог экскурсии Владимир Быков. — Если их забирают каждые сутки, все нормально. Если график “проседает” на день-два — мы начинаем задыхаться. Оттого уже не единожды перезаключали договоры с разными перевозчиками. Поверьте, наш двор не особенный. Таких, с плотной застройкой, очень много.
Верю охотно. Так же, как и в стремление жителей идти по цивилизованному пути, если им создадут для этого необходимые условия. Недавно заместитель начальника управления — начальник отдела энергетики управления городского хозяйства и энергетики Мингорисполкома Дмитрий Плашков сказал, что в стране разработали дифференцированные тарифы на вывоз ТБО, но пока, мол, не все жители Минска согласны отказаться от мусоропроводов и выбрасывать мусор в контейнеры. Ведется активная разъяснительная работа:
— Для тех, у кого нет мусоропровода, тариф будет меньше, а для тех, кто живет в домах с мусоропроводом, на порядок выше.
Заместитель генерального директора ГО “Минское городское жилищное хозяйство” Галина Гилевич приводит цифры. Минск “производит” около 25 процентов всех отходов страны. В 2012 году объем столичного мусора перевалил за 1 миллион тонн ежегодно. Тенденция неутешительная — с каждым годом его выбрасывается все больше, в прошлом году к “опорному” миллиону добавилось еще 130 тысяч тонн. Однако процент разделенного мусора тоже увеличивается, условия для этого созданы. “Тематические” контейнеры расставлены повсеместно. Если их нет в конкретном дворе, неравнодушному жильцу достаточно пройти лишние 100 метров, чтобы выбросить собранные пластик, бумагу или стекло в нужную емкость. Было бы желание.
Вспоминаю обращения жителей города по вопросам сбора разделенных отходов в один мусоровоз. В результате даже самые ответственные граждане начинают “умывать руки”. Галина Гилевич не видит в этом ничего вопиюще криминального. Как бы то ни было, все разделенные отходы попадают на линии по досортировке, где полимеры разделяются по видам, стекло по цвету, а бумага по плотности и качеству:
— Основной принцип раздельного сбора мусора — вычленить из общего объема органические включения, которые, с одной стороны, не перерабатываются, с другой — способны безнадежно испортить вторичное сырье. На первом этапе “разделенки” коммунальщики просят жильцов хотя бы пользоваться двумя разными контейнерами — для пищевых отходов и всего остального.
Что же, идем дальше. Минск “поставляет” более 1 миллиона тонн отходов, которые в идеале должны пройти через сортировочные линии. В дополнение к уже имеющимся линиям сортировки (25 тысяч тонн в год) 1 ноября в пределах полигона “Тростенецкий” открылся новый мусороперерабатывающий завод, способный “проглотить” до 100 тысяч тонн разделенных отходов в год. Вроде бы мощности неплохие, однако на фоне пресловутого миллиона — капля в море. Предположим, все граждане в один миг стали сознательными, дружно отказались от использования мусоропроводов и устремились к контейнерам. Итог вроде бы предсказуем: завод не справится с объемами, и заготовленные старательными руками минчан ТБО все равно устремятся на свалки. Галина Гилевич доказывает, что в подобные расчеты закралась ошибка. Дело в том, что в общем объеме отходов около 35 процентов занимают пищевые. Да и в оставшемся мусоре далеко не всё способны переработать промышленные предприятия. Что полезного можно извлечь? 4,2 процента — металл, 5,9 — стекло, 6,9 — бумага, 10 — полимеры, 3,6 — текстиль, 3,8 процента — древесина. Так что построенные сортировочные линии и мусороперерабатывающие заводы вполне справляются с поступающим сырьем. Кроме того, до 2035 года в планах строительство под Минском мусоросжигающего завода, а уже в первом полугодии 2018-го откроется еще один мусороперерабатывающий завод, причем с большими мощностями. Также есть не менее 10 предложений от инвесторов, готовых взяться за строительство подобных предприятий. Причем два из них — общей мощностью 500—600 тысяч тонн отходов в год — уже на рассмотрении.
В настоящее время не стоит вопрос о наказании тех, кто так и не пришел к мысли сортировать отходы, резюмирует Галина Гилевич. Мы лишь в самом начале этого пути, ведь, например, в Германии к нынешней системе пришлось идти более 20 лет. А еще причастным к сбору коммунальных отходов организациям нужно работать параллельно с перерабатывающими предприятиями. Не только совершенствовать методы уборки мусора — увеличивать количество контейнеров, периодичность вывоза и так далее, — но и расширять перечень и увеличивать глубину переработки вторичных материальных ресурсов:
— Мы проводим сотни встреч с жильцами, рассказываем о том, почему стоит отказаться от мусоропровода. Бывает, в отдельном доме по решению граждан оборудование “глушится”, а через год вновь открывается. Передумывают. Но одно могу сказать точно: рано или поздно нам всем придется более ответственно подходить к “мусорной” проблеме. Дом с мусоропроводом дороже обслуживать. Но все мы до недавнего времени платили одинаково. Это было несправедливо. В будущем, не исключено, жировки для пользователей мусоропровода еще “потяжелеют”.
Переработка не вторична
На территории СНГ наша страна занимает лидирующие позиции по раздельному сбору мусора. Сегодня этот показатель составляет 16 процентов от общего объема — больше, чем в Словакии или, например, Литве. Ненамного опережают нас Финляндия, Испания и Португалия, где раздельно собирают около 18 процентов отходов. К слову, специалисты прогнозируют, что к концу 2018 года мы перевалим за 23 процента. Совсем неплохо с учетом того, что еще 10 лет назад белорусы разделяли лишь 6 процентов всех отходов. Но стремиться есть куда. К примеру, в Швеции в свое время произошла так называемая революция переработки — сегодня там в дело идет 99 процентов всего мусора. Во вторичную переработку поставляется более половины собранного, а остальное сжигается на специальных заводах с получением энергии. А ведь там объемы отходов вполне сопоставимы с нашими — примерно 4 млн тонн в год.
Порталы без будущего
После того как новая система дифференцированных тарифов будет “обкатана” в Минске, опыт перенесут на другие города. Хотя планомерная работа по отказу от мусоропроводов в нашей стране ведется повсеместно и уже не один год. Первый город, полностью отказавшийся от мусоропроводов, — Гомель, где еще в 1995 году стартовал эксперимент с говорящим названием “Жизнь без мусоропровода”. В 2013 году от сомнительного блага цивилизации отказались первые 2 дома в Жодино, тогда же поэтапное закрытие мусоропроводов началось и в Мозыре. Инициативу подхватил Гродно, где местные власти обещали “заглушить” последние приемники уже в этом году. В самом Минске лишь за прошлый год было ликвидировано более 1000 порталов.
muravsky@sb.by