Вот это разница! Как за последние десятилетия изменилось дополнительное образование
22.02.2024 13:54:00
Виктория КРУПЕНЬКОВА
Большое всегда видится издалека. Чтобы посмотреть, как изменилась страна за последние десятилетия, мы запускаем проект «Вот это разница!». Предлагаем вместе полистать подшивки «Знаменки» и проследить, как решились проблемы, которые поднимали в своих текстах наши коллеги.
Далеко ли уедешь на паровозе из консервной банки? Таким вопросом задался корреспондент «Знаменки» Н. Гусев, чей текст был опубликован в номере газеты за 12 июля 1988 года. Четыре колонки посвящены незавидной судьбе кружка железнодорожного моделирования при станции юных техников в Партизанском районе Минска. У юных моделистов не было ничего: ни металла, ни инструментов, ни красок, ни даже изоленты. А чтобы сделать корпус будущего локомотива, руководителю вместе с учениками приходилось зачищать и разгибать металлические банки из-под кофе и консервов… Как сегодня обстоят дела с оснащением кружков похожего профиля? Что глобально изменилось в дополнительном образовании за последние десятилетия? И почему система, выстроенная в нашей стране, уникальна для постсоветского пространства?
Чтобы сделать корпус паровоза, герои материала 1988 года – учащиеся кружка железнодорожного моделирования – вынуждены были разгибать консервные банки
«Почему не вынесли? – переспрашивает Валентин Валерьянович (руководитель кружка Валентин Ляшевич. – Прим. «ЗН»). – Да потому, что на их место нечего ни повесить, ни поставить. У нас почти нет плакатов, стендов, не говоря уже о приборах».
Всю теорию руководителю приходилось объяснять на словах. Еще хуже, когда дело доходило до практики: ни расходников, ни инструментов. Даже электромоторчики и элементы питания Валентин Валерьянович покупал сам, ведь мальчишкам так важно увидеть, как оживает паровоз, над которым они трудились несколько месяцев.
«Варимся в собственном соку, – продолжает сетовать В. Ляшевич. – Ни в слетах, ни в выставках участия не принимаем – нечего нам там показывать…»
Руководитель видел спасение в шефах, которые могли бы взять часть проблем на себя. Но желающих обзавестись «прицепом» в виде микрокружка, костяк которого составляли два десятка детей-сирот, увы, не нашлось…
Денис Мельников и Артем Ратобыльский уверены, что моделирование – отличная возможность развить мелкую моторику и инженерное мышление
У объединения, где занимаются три десятка воспитанников в возрасте от 11 до 17, есть своя мастерская. Первое, на что обращаешь внимание, когда переступаешь порог, это необычно спланированное освещение: над каждым рабочим столом – своя лампа. Причем с определенной световой температурой, обращает внимание Денис Мельников:
– Старались, чтобы свет был максимально приближен к дневному. Это важно для здоровья глаз и позволяет лучше различать оттенки.
Есть и стенды, на нехватку которых сетовал герой материала, и индивидуальные шкафчики, где учащиеся хранят свои наборы и инструменты. Но главная точка притяжения – стеклянные стеллажи с готовыми моделями. Здесь и самолеты, и танки, и грузовики, в которых достоверно все, даже боевые потертости.
Моделисты встречаются в мастерской три раза в неделю
– Не жаль отдавать под стекло модели, над которыми работал много месяцев? – интересуюсь.
– Жаль, просто дома уже место закончилось, – шутит учащийся Минского государственного энергетического колледжа Владислав Кривко.
Влад начинал как моделист-самоучка. Полтора года назад, когда понял, что не хватает профессионального бэкграунда, пришел в объединение по интересам. И с тех пор сделал огромный рывок: например, прошлым летом он занял первое место в юниорской категории на международных соревнованиях по экспресс-сборке, которые прошли на базе центра «Виктория». Участникам предстояло за 24 часа собрать модель советского артиллерийского тягача СТЗ-5, вводит в курс дела Денис Мельников:
– Если учесть, что в обычном темпе на одну модель уходит 100–200 часов, то 24 часа – это настоящий экстрим. Я и сам участвовал во взрослой категории, стал вторым. До последней минуты доделывал, докрашивал, досушивал феном. Даже не знаю, готов ли повторить. Но очень здорово, что у наших моделистов есть возможность проверить свои силы и пообщаться с «коллегами», никуда при этом не уезжая.
В обычном темпе на одну единицу техники уходит полтора-два месяца. Сначала все детали «выкусываются» из пластиковой оплетки бокорезами, потом обрабатываются главным инструментом моделиста – цанговым ножом, зачищаются наждачной бумагой, примеряются и приклеиваются. И лишь затем, после завершения склейки и шпатлевки, подростки допускаются к главной гордости объединения по интересам – аэрографу, который позволяет окрасить модель максимально ровно и профессионально.
– Помимо стандартных (но от этого не менее популярных) объединений по интересам хореографического, театрального, декоративно-прикладного профиля, есть и необычные. Например, «Мототехника», где ребята изучают ПДД, учатся водить мотоцикл и устранять несложные поломки. Или «Граффити», которое мы создали, чтобы направить энергию подростков, желающих оставить свой автограф хоть где-нибудь, в мирное русло. Занятия в большинстве объединений по интересам бесплатные. И если старшее поколение знает о бесплатном допобразовании, то молодые родители часто спрашивают: «Сколько это будет стоить?» Очень удивляются, что нисколько, ведь государство уже обо всем позаботилось.
– Уникальность заключается и в возможности получать дополнительное образование бесплатно, и в необычайно широкой палитре программ и направлений. И в том, что у нас дополнительным образованием охвачены практически все возрастные категории – от дошкольников до учащейся молодежи.
– Кроме этого, есть два учреждения республиканского уровня – Национальный центр художественного творчества детей и молодежи и Республиканский центр экологии и краеведения. Отдельно хочется отметить Национальный детский технопарк, который в соответствии с поручением Главы государства начал свою работу с 1 января 2021 года. Он был создан для того, чтобы выявлять одаренных учащихся, поддерживать и развивать их интерес к научно-технической и инновационной деятельности. А также формировать у них устойчивую мотивацию к выбору будущей профессии в сфере науки и высоких технологий.
У учреждений дополнительного образования 15 основных профилей деятельности, рассказывает Татьяна Драпакова:
– Самые массовые и востребованные – объединения по интересам художественного профиля. Это все, что связано с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, а также музыкальным, театральным, фольклорным, хореографическим и вокальным творчеством. Здесь занято более 45 процентов учащихся. Всегда есть интерес к занятиям, связанным с путешествиями и активным познанием окружающего мира: «Скалолазание спортивное», «Ориентирование спортивное», «Туризм». У подростков пользуются большой популярностью военно-патриотические клубы на базе воинских формирований. В регионах работает 88 таких клубов, их посещают более 3000 человек.
Тенденция последнего времени – спрос на интегрированные объединения по интересам, которые предполагают синтез нескольких направлений: традиционного изобразительного искусства и анимации, декоративно-прикладного искусства и 3D-проектирования, приводит примеры Татьяна Драпакова:
– Учреждения дополнительного образования детей и молодежи быстро реагируют на запросы. Сейчас многие хотят заниматься графическим дизайном, техническим конструированием, 3D-моделированием, изучением языков программирования. И такие объединения по интересам активно возникают не только в областных городах, но и в регионах. Например, в Оршанском районном центре технического творчества детей и молодежи успешно работает IT-академия «КомпАС», которая состоит из семи лабораторий, оснащенных компьютерами, ноутбуками, наборами для робототехники, 3D-принтерами, мультибордом, станком для лазерной резки. А в Брестской области реализуется проект по созданию уникального передвижного центра дополнительного образования детей и молодежи. В перспективе он обеспечит доступ к высокотехнологичному оборудованию для учащихся и педагогов любого района области.
Что же касается материальной базы объединений по интересам, то этот вопрос сейчас решается на государственном уровне в рамках выполнения соответствующих задач Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы, сообщает специалист:
– Материально-техническая база своевременно обновляется и пополняется необходимым оборудованием, мебелью, материалами и инструментами. Кроме того, учреждениям образования – в том числе и дополнительного – оказывается финансовая поддержка специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Например, в 2022 году такая поддержка была оказана объединению по интересам «Генетика и селекция». Это позволило оборудовать в Республиканском центре экологии и краеведения детскую лабораторию прогрессивного растениеводства, которая помогает учащимся из всех регионов изучать современные технологии и улучшать качество подготовки исследовательских проектов. Так что можем смело сказать: эпоха паровозов из консервных банок осталась в прошлом.
krupenk@sb.by
Далеко ли уедешь на паровозе из консервной банки? Таким вопросом задался корреспондент «Знаменки» Н. Гусев, чей текст был опубликован в номере газеты за 12 июля 1988 года. Четыре колонки посвящены незавидной судьбе кружка железнодорожного моделирования при станции юных техников в Партизанском районе Минска. У юных моделистов не было ничего: ни металла, ни инструментов, ни красок, ни даже изоленты. А чтобы сделать корпус будущего локомотива, руководителю вместе с учениками приходилось зачищать и разгибать металлические банки из-под кофе и консервов… Как сегодня обстоят дела с оснащением кружков похожего профиля? Что глобально изменилось в дополнительном образовании за последние десятилетия? И почему система, выстроенная в нашей стране, уникальна для постсоветского пространства?
Чтобы сделать корпус паровоза, герои материала 1988 года – учащиеся кружка железнодорожного моделирования – вынуждены были разгибать консервные банки
Где вы, шефы?
Для начала вернемся к публикации 1988 года. Картина, нарисованная автором, выглядит удручающе. Единственное, что есть у кружка, в котором занимаются 28 школьников, это собственный кабинет. Но и к нему у журналиста большие вопросы: «…помещение не очень приспособленное. Раньше здесь был кружок телевидения и автоматики. Вот и атрибуты его – осциллограф, испорченный кинескоп, лабораторные щиты…«Почему не вынесли? – переспрашивает Валентин Валерьянович (руководитель кружка Валентин Ляшевич. – Прим. «ЗН»). – Да потому, что на их место нечего ни повесить, ни поставить. У нас почти нет плакатов, стендов, не говоря уже о приборах».
Всю теорию руководителю приходилось объяснять на словах. Еще хуже, когда дело доходило до практики: ни расходников, ни инструментов. Даже электромоторчики и элементы питания Валентин Валерьянович покупал сам, ведь мальчишкам так важно увидеть, как оживает паровоз, над которым они трудились несколько месяцев.
«Варимся в собственном соку, – продолжает сетовать В. Ляшевич. – Ни в слетах, ни в выставках участия не принимаем – нечего нам там показывать…»
Руководитель видел спасение в шефах, которые могли бы взять часть проблем на себя. Но желающих обзавестись «прицепом» в виде микрокружка, костяк которого составляли два десятка детей-сирот, увы, не нашлось…
Как оригинал, только маленький
С момента публикации прошло 35 лет. Кружка железнодорожного моделирования в Партизанском районе Минска больше нет. А вот здание, где располагалась станция юных техников, цело: сейчас в нем находится Центр дополнительного образования детей и молодежи «Виктория». И – вот удача! – здесь тоже проводятся занятия по моделизму, правда, стендовому. Модели техники, созданные ребятами, не движутся, зато максимально повторяют оригинал. «До последнего болтика!» – шутят руководители объединения по интересам «Стендовый моделизм» Артем Ратобыльский и Денис Мельников.Денис Мельников и Артем Ратобыльский уверены, что моделирование – отличная возможность развить мелкую моторику и инженерное мышление
У объединения, где занимаются три десятка воспитанников в возрасте от 11 до 17, есть своя мастерская. Первое, на что обращаешь внимание, когда переступаешь порог, это необычно спланированное освещение: над каждым рабочим столом – своя лампа. Причем с определенной световой температурой, обращает внимание Денис Мельников:
– Старались, чтобы свет был максимально приближен к дневному. Это важно для здоровья глаз и позволяет лучше различать оттенки.
Есть и стенды, на нехватку которых сетовал герой материала, и индивидуальные шкафчики, где учащиеся хранят свои наборы и инструменты. Но главная точка притяжения – стеклянные стеллажи с готовыми моделями. Здесь и самолеты, и танки, и грузовики, в которых достоверно все, даже боевые потертости.
Моделисты встречаются в мастерской три раза в неделю
– Не жаль отдавать под стекло модели, над которыми работал много месяцев? – интересуюсь.
– Жаль, просто дома уже место закончилось, – шутит учащийся Минского государственного энергетического колледжа Владислав Кривко.
Влад начинал как моделист-самоучка. Полтора года назад, когда понял, что не хватает профессионального бэкграунда, пришел в объединение по интересам. И с тех пор сделал огромный рывок: например, прошлым летом он занял первое место в юниорской категории на международных соревнованиях по экспресс-сборке, которые прошли на базе центра «Виктория». Участникам предстояло за 24 часа собрать модель советского артиллерийского тягача СТЗ-5, вводит в курс дела Денис Мельников:
– Если учесть, что в обычном темпе на одну модель уходит 100–200 часов, то 24 часа – это настоящий экстрим. Я и сам участвовал во взрослой категории, стал вторым. До последней минуты доделывал, докрашивал, досушивал феном. Даже не знаю, готов ли повторить. Но очень здорово, что у наших моделистов есть возможность проверить свои силы и пообщаться с «коллегами», никуда при этом не уезжая.
В обычном темпе на одну единицу техники уходит полтора-два месяца. Сначала все детали «выкусываются» из пластиковой оплетки бокорезами, потом обрабатываются главным инструментом моделиста – цанговым ножом, зачищаются наждачной бумагой, примеряются и приклеиваются. И лишь затем, после завершения склейки и шпатлевки, подростки допускаются к главной гордости объединения по интересам – аэрографу, который позволяет окрасить модель максимально ровно и профессионально.
Кому – мотоциклы, а кому – граффити
«Стендовый моделизм» – одно из многих объединений по интересам, которые работают в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Виктория», знакомит с расписанием заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Устинская:– Помимо стандартных (но от этого не менее популярных) объединений по интересам хореографического, театрального, декоративно-прикладного профиля, есть и необычные. Например, «Мототехника», где ребята изучают ПДД, учатся водить мотоцикл и устранять несложные поломки. Или «Граффити», которое мы создали, чтобы направить энергию подростков, желающих оставить свой автограф хоть где-нибудь, в мирное русло. Занятия в большинстве объединений по интересам бесплатные. И если старшее поколение знает о бесплатном допобразовании, то молодые родители часто спрашивают: «Сколько это будет стоить?» Очень удивляются, что нисколько, ведь государство уже обо всем позаботилось.
Сохранить и развить
И действительно,Беларусь – одна из немногих стран на постсоветском пространстве, которая смогла не только сохранить, но и развить систему дополнительного образования детей и молодежи.И хотя похожая система есть в России, Казахстане, Кыргызстане, наш опыт во многом уникален, заостряет внимание главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Татьяна Драпакова:
– Уникальность заключается и в возможности получать дополнительное образование бесплатно, и в необычайно широкой палитре программ и направлений. И в том, что у нас дополнительным образованием охвачены практически все возрастные категории – от дошкольников до учащейся молодежи.
Сейчас в стране – 252 учреждения дополнительного образования.А это около 30 тысяч объединений по интересам, организованных на бюджетной основе, в которых занимается более 361 тысячи человек, приводит статистику Татьяна Васильевна:
– Кроме этого, есть два учреждения республиканского уровня – Национальный центр художественного творчества детей и молодежи и Республиканский центр экологии и краеведения. Отдельно хочется отметить Национальный детский технопарк, который в соответствии с поручением Главы государства начал свою работу с 1 января 2021 года. Он был создан для того, чтобы выявлять одаренных учащихся, поддерживать и развивать их интерес к научно-технической и инновационной деятельности. А также формировать у них устойчивую мотивацию к выбору будущей профессии в сфере науки и высоких технологий.
У учреждений дополнительного образования 15 основных профилей деятельности, рассказывает Татьяна Драпакова:
– Самые массовые и востребованные – объединения по интересам художественного профиля. Это все, что связано с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, а также музыкальным, театральным, фольклорным, хореографическим и вокальным творчеством. Здесь занято более 45 процентов учащихся. Всегда есть интерес к занятиям, связанным с путешествиями и активным познанием окружающего мира: «Скалолазание спортивное», «Ориентирование спортивное», «Туризм». У подростков пользуются большой популярностью военно-патриотические клубы на базе воинских формирований. В регионах работает 88 таких клубов, их посещают более 3000 человек.
Тенденция последнего времени – спрос на интегрированные объединения по интересам, которые предполагают синтез нескольких направлений: традиционного изобразительного искусства и анимации, декоративно-прикладного искусства и 3D-проектирования, приводит примеры Татьяна Драпакова:
– Учреждения дополнительного образования детей и молодежи быстро реагируют на запросы. Сейчас многие хотят заниматься графическим дизайном, техническим конструированием, 3D-моделированием, изучением языков программирования. И такие объединения по интересам активно возникают не только в областных городах, но и в регионах. Например, в Оршанском районном центре технического творчества детей и молодежи успешно работает IT-академия «КомпАС», которая состоит из семи лабораторий, оснащенных компьютерами, ноутбуками, наборами для робототехники, 3D-принтерами, мультибордом, станком для лазерной резки. А в Брестской области реализуется проект по созданию уникального передвижного центра дополнительного образования детей и молодежи. В перспективе он обеспечит доступ к высокотехнологичному оборудованию для учащихся и педагогов любого района области.
Что же касается материальной базы объединений по интересам, то этот вопрос сейчас решается на государственном уровне в рамках выполнения соответствующих задач Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы, сообщает специалист:
– Материально-техническая база своевременно обновляется и пополняется необходимым оборудованием, мебелью, материалами и инструментами. Кроме того, учреждениям образования – в том числе и дополнительного – оказывается финансовая поддержка специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Например, в 2022 году такая поддержка была оказана объединению по интересам «Генетика и селекция». Это позволило оборудовать в Республиканском центре экологии и краеведения детскую лабораторию прогрессивного растениеводства, которая помогает учащимся из всех регионов изучать современные технологии и улучшать качество подготовки исследовательских проектов. Так что можем смело сказать: эпоха паровозов из консервных банок осталась в прошлом.
krupenk@sb.by