Система международной безопасности, созданная в послевоенный период, больше не справляется с вызовами современности. Действующие институты международной и региональной безопасности полностью утратили возможности влияния на развитие событий. Все более широкие и разрушительные масштабы приобретает применение в международных отношениях ограничительных мер и санкционной политики.
Сегодня мы становимся свидетелями беспрецедентных изменений геополитической обстановки в мире, роста угроз безопасности Союзного государства. Восемь лет подряд увеличиваются глобальные военные расходы. И половина их пришлась на страны НАТО, чей совокупный объем военных бюджетов в 2024 году составил около 1,2 трлн евро. Об агрессивных намерениях говорит усиление военной активности стран — членов НАТО у наших границ. Мир поставлен на грань вооруженного противостояния ядерных держав.
Безопасность Союзного государства необходимо рассматривать в общеевразийском контексте, поскольку безопасность Евразии напрямую зависит от того, обеспечена ли безопасность Беларуси и России. Лидеры наших стран всегда выступали и выступают за формирование единой и неделимой архитектуры евразийской безопасности. В этих целях Минском выдвинута идея разработки и принятия Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке. Мы видим Евразийскую хартию как программный документ, в котором будут изложены рамочные принципы архитектуры евразийской безопасности с опорой на нормы Устава ООН. В свою очередь, Москвой выдвинута инициатива о формировании Большого евразийского партнерства — максимально широкого интеграционного контура в интересах расширения либерализации торгово-инвестиционных связей, реализации трансграничных инфраструктурных проектов, развития транспортно-логистической сети, гармонизации интеграционных процессов.
Беларусь и Россия совместно разработали проект концепции безопасности Союзного государства. Завершается подготовка двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности. Реализация идеи евразийской безопасности неизбежно ставит вопрос о других проектах в данной области и должна стать альтернативой модели евроатлантической безопасности, которая фактически исчерпала себя.
Модель евразийской безопасности станет альтернативой исчерпавшей себя евроатлантической моделиОБСЕ в теории могла бы выполнять эту функцию как единая площадка для стран НАТО, внеблоковых государств, России и Беларуси. Но с начала 2000‑х годов процесс политизации ОБСЕ превратил эту организацию в послушную марионетку западных элит и эффективный инструмент для ведения разведки в руках НАТО.
Игнорирование наших интересов привело к кризису в отношениях. Система контроля над вооружениями деградировала, не работают глобальные договоры, которые были основной опорой поддержания мира. Речь идет о режимах нераспространения, контроля за стратегическими наступательными вооружениями, ограничения систем противоракетной обороны и ликвидации ракет малой и средней дальности, контроля за обычными вооружениями, запрещения химического и биологического оружия. Игнорирование наших национальных интересов на фоне военных операций США и их союзников, вмешательства во внутренние дела постсоветских стран привели к украинскому кризису, военная стадия которого окончательно определила разделительные линии в Европе.
Размещение ядерного оружия в Беларуси стало вынужденной, ответной мерой на угрозы Союзному государству. Но Запад это не остановило. Как итог — снижение порога применения ядерного оружия в ядерной доктрине Российской Федерации.
Евроатлантического региона безопасности больше не существует. Альтернатива — это система евразийской безопасности. Она должна базироваться на равноправном взаимодействии всех заинтересованных стран и не сводиться к доминированию одной из них. В этом смысле символичным является то, что вопросы евразийской безопасности были подняты на минской площадке.
Именно этим вопросам и выработке концептуальных основ новой архитектуры безопасности была посвящена II Минская международная конференция по евразийской безопасности. Фактически уже идет создание новой структуры. Принцип распределения ответственности и отказа от доминирования может стать одним из ключевых. В качестве другого принципа мы говорим о многомерности безопасности, которая должна охватывать не только военную составляющую, но и рассматривать вопросы комплексно: от «гибридных угроз» до финансовой и экономической безопасности. Принцип неделимости безопасности должен стать ключевым в евразийском регионе.
Пример построения Союзного государства как интеграционного объединения независимых государств, накопленный нами опыт могут и должны стать отправной точкой в формировании основ построения евразийской безопасности и продвижения главной идеи народов Евразии — идеи мира.
Игорь Король, аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ)