«Беларусьфильм» прокладывает турмаршрут по киношным местам Минска
20.09.2018 08:48:39
Александр БУШЕВ
Ирина ОВСЕПЬЯН
Киностудия «Беларусьфильм» разрабатывает туристический маршрут по самым любопытным местам Минска, связанным с кино. Запустить его генеральный директор Владимир Карачевский обещает к ноябрю, к Минскому международному кинофестивалю «Лiстапад».
Действие фильма В.Тодоровского «Стиляги» происходит не на Тверской, а на проспекте Независимости в Минске.
Киномест в Минске хватает, здесь снимался не один известный фильм. Например, «Наши соседи» режиссера Сергея Сплошнова, снятый по сценарию Эфраима Севелы в далеком 1957 году. Съемки старой комедии проходили на площади Победы, возле парка Горького. В кадре можно опознать также здание Министерства обороны (тогда — штаб Белорусского военного округа) и вид с моста через реку Свислочь на Большой театр оперы и балета. Троллейбусы с вывеской «Обсерватория — вокзал» также вполне реальны: в 1950–х действительно существовал такой маршрут под номером 1.
А вот проспект Независимости со своей уникальной архитектурой в стиле «сталинский ампир» ярок и узнаваем в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги»: там юные бунтари тусуются обычно напротив ГУМа. Минские улицы фигурируют и в фильме «Давай поженимся» с Маргаритой Тереховой и Георгием Волчек, и в популярных сериалах «Каменская» и «Возвращение Мухтара».
— Эпизоды «Мухтара» у нас часто снимают во дворах возле киностудии и даже на нашем крыльце, — рассказала Алла Куркуль, ведущий специалист «Беларусьфильма». — Также с известными кинокартинами связана наша натурная площадка в деревне Каменка: там снимались «В августе 44–го» Михаила Пташука и «Охота на пиранью».
Отправившись на экскурсию по киностудии «Беларусьфильм», можно пощупать исторический реквизит и даже примерить костюмы.
Много интересного связано и с самой киностудией. Например, все знаменитые фильмы–сказки Леонида Нечаева — «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн» и «Не покидай» — отсняты в павильонах «Беларусьфильма». И, отправившись на экскурсию по киностудии, можно взглянуть вблизи на исторический реквизит и костюмы.
Всего в цехе подготовки съемок 5 складов: реквизита, мебели, одежды женской, мужской и военной — приблизительно по 20 тысяч единиц хранения на каждом. Причем все очень демократично. Хотите опереться на трость кота Базилио? Пожалуйста! Набросить на плечи накидку Карабаса–Барабаса и сделать фото на память? Примерить пенсне великой Рины Зеленой, в котором она изображала черепаху Тортилу в специально вырытом для этого пруду? Не вопрос!
Куклы Сверчка, Богомола и Совы, костюм Пьеро и веревочное платье лисы Алисы, сарафанчики из фильма «Девочка ищет отца», где в 6–летнем возрасте снималась Анна Каменкова, луки и стрелы из «Анастасии Слуцкой», кошелечек из «Бронзовой птицы» — вроде ничего особенного, однако ценный экспонат. Здесь же хранится подлинная реликвия — гармошка, на которой Николай Караченцов играет в фильме «Белые росы», забравшись в гнездо аиста.
В тему
Ориентировочная стоимость экскурсии на «Беларусьфильм» — 7 белорусских рублей (210 российских). На «Мосфильм» подороже: 460 российских рублей для взрослых, 310 рублей — для детей. За эту цену вы попадете на киностудию только в составе экскурсионной группы, места в которой бронируются заранее. Запись идет на месяц вперед. График экскурсий такой: вторник и четверг — с 15.00, суббота и воскресенье — с 11.00. Можно заказать и индивидуальную экскурсию, но придется заплатить значительно больше — 9,5 тысячи российских рублей.
ovsepyan@sb.by
Тем временем на «Мосфильме»
Многим российским любителям кинематографа знаком этот КПП под номером семь на Мосфильмовской улице в Москве. Именно через него можно без особого труда попасть на одну из старейших в мире «фабрику грез» — на киностудию «Мосфильм». Экскурсовод в течение полутора часов познакомит вас с уникальной архитектурой павильонов, с коллекциями ретроавтомобилей и старинных карет. Вас проведут по действующим съемочным павильонам студии и по безлюдным улицам Москвы и Санкт–Петербурга XIX века. Вам продемонстрируют уникальную технику, с помощью которой лучшие мосфильмовские операторы снимали свои шедевры.
А вот и костюмы. Хранящиеся здесь коллекции как бы рассказывают об актерах, которые в них снимались...
В одной из комнат полностью воссоздана сцена из первого советского фильма ужасов режиссера Александра Лукича Птушко «Вий». Вы попадаете в ту самую «церковь», куда по призыву «панночки» являлись нетопыри, скелеты и прочая загробная нечисть. И конечно же, сам Вий, грозящий философу Хоме Бруту корявым пальцем...
Бродить по крупнейшей в Европе «фабрике грез» можно бесконечно, ведь ее площадь достигает 35 гектаров. Тут и 15 съемочных павильонов, окруженных лесопарком, и яблоневый сад на высоком берегу Москвы–реки, пруды и музеи...
Что касается лично меня, то чрезвычайно привлекла коллекция ретротранспорта. Чего тут только нет: и автобусы производства СССР, и старые трамваи, и всевозможная грузовая техника, включая иностранную. Например, трехосный американский «Студебеккер», на котором герой фильма «Место встречи изменить нельзя» Фокс удирал от погони. Есть в коллекции французские, итальянские и немецкие автомобили начала и середины ХХ века — «Cитроены», «Фиаты», «Рено», «Доджи», «Фольксвагены», БМВ, «Вольво»... И, естественно, родные «Москвичи» и «Волги».
Я поинтересовался, можно ли взять напрокат какой–нибудь из этих ретрокрасавцев?
— Да, — ответили мне, — если вы намерены снимать фильм. Мы можем подобрать для вас любую технику.
Но, добавили хранители гаража, ретроавтомобили можно также арендовать для романтических свиданий и свадебных церемоний.
bush@rg.ru