«Этот сезон радует»: узнали, как развивается придорожный сервис в условиях пандемии
18.08.2021 22:22:10
Многие сравнивают жизнь с дорогой, на которой подъемы сменяются спусками. Порой можно долго-долго ехать по прямой, а потом притормозить, повернуть в какую-нибудь сторону либо вовсе возвратиться назад. Дорога непредсказуема, местами опасна. Более года назад по ней бульдозером проехался коронавирус, перевернув все с ног на голову. Коснулся и реальной дороги, сократив до минимума поток автомобилистов и туристов. Некоторых представителей придорожного сервиса этот поворот судьбы вынудил закрыть свой бизнес. Других же, наоборот, сделал сильнее: выстояв, они сейчас наверстывают упущенное и продолжают развиваться. В этом убедились корреспонденты «Р».
Гостеприимная «Иzба» открылась на трассе М-1 в марте 2020-го. О белорусском придорожном заведении, где делают вкусные шашлыки и драники, знают даже за границей.
— Когда-то тут была старая платежка — пункт пропуска дорожных сборов, — объясняет владелец кафе Алексей Севрюгин. — Потом он закрылся. Обратил внимание, что пустует хорошее место, стоянка уже готова. Задумал построить здесь кафе.
Свое кафе Алексей СЕВРЮГИН открыл в марте прошлого года, когда коронавирус начал распространяться по стране.
Путь в предприниматели у жителя агрогородка Нача был долгим. После школы окончил Жодинский профессиональный лицей, став строителем. Затем служил в армии, после чего поступил в Борисовский техникум. Но так и не доучился, бросил. В 2013-м остепенился. Через год начал собирать документы на постройку придорожного кафе. Жена, к слову, идею супруга поддержала, разрешив вложить в бизнес деньги, подаренные на свадьбу.
— В 2014 году отправил запрос в «Минскавтодор-центр» на выдачу технических условий по созданию кафе. Потом, исходя из этих условий, создал проект и отдал его на рассмотрение в исполком. Получив добро, начал строительство, — вспоминает индивидуальный предприниматель. — Так как все делал сам, с нуля, было очень сложно.
В процесс вовлекли всех друзей и родственников, которые помогали еще и финансами, ведь стройка поглотила все семейные сбережения.
— Понимал, что, если станем строить блочный дом, нужна будет отделка. Эффект не тот. Решили из дерева. Размер дома десять на десять метров. Террасу сделали впереди и сбоку по два метра, чтобы здание еще больше казалось, — окидывая взглядом кафе, говорит Алексей. — Стройка длилась около двух лет. Здание уже стояло, а электричества не было: украли провода от подстанции. Пока все заново установили, прошел еще год.
Кафе открылось в марте прошлого года, когда коронавирус начал распространяться по стране.
Уровень развития придорожного сервиса в Беларуси соответствует международным и национальным стандартам.
— Тяжелое время, — вздыхает бизнесмен. — Бывало, посещали мысли закрыться на время пандемии, поскольку очень мало людей к нам заходило. Но продержались.
Штат кафе небольшой: два повара и бармен. Всех сотрудников находила жена Инна, которая занимается еще и продвижением семейного бизнеса, ведет странички в соцсетях.
Сегодня кафе пользуется спросом. Здесь проводят свадьбы, банкеты, крестины. Сарафанное радио работает хорошо: о белорусском придорожном заведении, где делают вкусные шашлыки и драники, знают даже за границей.
— Сейчас уже не жалею, что открылся. Планируем расширяться, развиваться: хочу сделать на улице места для отдыха, детскую площадку, — сообщает предприниматель.
Всего в Минской области на дорогах более 220 объектов общественного питания и более 160 магазинов. В прошлом году были открыты три точки общепита и столько же розничной торговли. Шесть объектов возобновили свою деятельность. В этом году в Стародорожском районе на площадях потребкооперации частный предприниматель открыл кафе. Еще несколько, в Пуховичском, Крупском и Борисовском районах, планируют начать работу до конца года.
— Придорожный сервис постоянно усовершенствуется, развивается, увеличивает перечень услуг, — рассказывает начальник отдела организации торговли и общественного питания главного управления торговли и услуг Миноблисполкома Елена Чеботарь. — Создаются максимально удобные для покупателей условия. Устанавливается терминальное оборудование для расчетов по карточкам. В реализации находятся сувенирная продукция, печатные издания о придорожном сервисе. В меню объектов общепита присутствуют блюда белорусской кухни, а некоторые специализируются на нашей национальной кухне. Улучшаются условия по безбарьерному доступу — появляются пандусы, поручни, проводится окрашивание ступеней в яркие, заметные цвета, организовываются места для парковки автомобилей людей с инвалидностью. Устанавливается видеонаблюдение.
— Мы начинали здесь в 1994 году с маленького передвижного фургончика на колесиках — нашей белорусской «Купавы», — знакомит с историей заведения его директор Елена Хвойнацкая. — Потом построили кафе и гостиницу, увеличили паркинг. Так постепенно и вырос наш придорожный комплекс.
Елена ХВОЙНАЦКАЯ занялась придорожным бизнесом в 1990-е годы.
Сегодня помимо расширенных кафе и гостиницы в него входят летние беседки, банкетный зал, баня, душ, автостоянка для большегрузных автомобилей. И все это доступно круглосуточно семь дней в неделю. Более того, комплекс продолжает расширяться: строится еще одна гостиница.
— Меняется мир, потребности людей. Когда мы решили создать первую гостиницу, то пришлось ехать за опытом в Польшу. Беларусь же была молодой республикой, учиться было негде. В соседней стране останавливались почти в каждом заведении, смотрели, интересовались, спрашивали. В те годы открывали в основном маленькие гостиницы с небольшими номерами, общими душевыми и санузлами. Но время шло, жизнь становилась лучше, выросла потребность в комфорте: чтобы номера были просторные и со всеми удобствами. Поэтому мы построили небольшую гостиницу со стандартными общеевропейскими номерами, где есть все необходимое, — поясняет Елена Феликсовна. — Теперь снова нужно что-то новое. Сотрудничаем со многими предприятиями и часто размещаем тех, кто вынужден много времени проводить в командировках. Для больших групп людей мест не хватает. Поэтому и назрела необходимость расширяться.
Придорожный комплекс — дело семейное. Строительством и техническим обслуживанием руководит супруг Александр. Во время небольшой экскурсии по территории, где бы мы ни проходили, Елена Хвойнацкая отмечает: «Это все сделал муж своими руками».
В придорожном комплексе можно вкусно покушать, переночевать в гостинице и даже посетить баню.
— По первому образованию я математик-программист, поэтому все, что связано с ресторанным и гостиничным бизнесом, было мне неизвестно, пришлось учиться заново: заканчивать курсы, посещать семинары, мастер-классы, выставки. Поначалу все делали по наитию. Потом, конечно, пришло понимание, — продолжает Елена Хвойнацкая. — К сожалению, у нас нет специализации в учебных заведениях «придорожный сервис», нет четкого понимания у новичков в этом направлении. Зачастую к нам приезжают и обращаются за помощью: «Подскажите, с чего начать, что не упустить?» Помогаем, рассказываем, делимся опытом, потому что знаем, как это трудно. Так же и с персоналом, ведь работа в придорожном бизнесе кардинально отличается от работы обычных кафе, гостиниц, санаториев. Приходится учить всех самим. Нам очень повезло встретить хороших людей, и сейчас у нас отличная команда.
Бармены, повара, официанты, горничные, административная и техническая часть — всего в комплексе трудятся 15 человек.
— Самое важное в нашем деле — идти в ногу со временем, меняться, совершенствоваться. Нельзя останавливаться и думать, что ты достиг успеха, — увлеченно говорит собеседница. — Дорога — это живой организм. Мы никогда не знаем, кто у нас будет через десять минут. Могут позвонить с просьбой накормить 40 человек, которые едут с экскурсией на автобусе. Или заезжает команда спортсменов, возвращающихся с соревнований. Мы готовы к любым событиям. Понимаем, что сейчас нужно быть очень мобильным.
Во время беседы не можем не поговорить о пандемии. В придорожном комплексе есть бактерицидные лампы, регулярно проводится дезинфекция, везде расставлены антисептики.
— Самым большим успехом считают то, что сохранили коллектив, — говорит Елена Феликсовна. — Безусловно, все еще сильно ощущается отсутствие турпотока, и мы расширили свои возможности — поставляем на предприятия комплексные обеды.
В конце небольшой экскурсии по территории Елена Хвойнацкая показывает недалеко от комплекса озеро с рыбками, которое они с мужем облагородили. В планах — создать площадку для детворы.
— Работать в придорожном бизнесе интересно, но сложно. Обидно за то, что нас все привыкли ругать. Обычно говорят только плохое, мало кто отмечает хорошее. На самом деле в этом бизнесе много людей, которые действительно стараются, вкладывают в свое дело душу. Нельзя купить или построить заведение и ждать прибыль. Этим надо жить круглосуточно, круглогодично, — утверждает собеседница.
В системе потребительской кооперации услуги по обеспечению участников дорожного движения горячим питанием оказывают 73 объекта общепита на 4000 мест. Среди них есть и такие, где оборудованы гостиничные номера, душевые кабины, комнаты отдыха. Транзитным пассажирам предоставляются услуги по заправке термосов, подзарядке мобильных телефонов, а также реализуется продукция навынос в упаковочной таре.
— Во всех объектах меню на русском и английском языках, отдельно представлены блюда белорусской национальной кухни. Придорожные кафе оснащены телевизионной аппаратурой, беспроводным Wi-Fi, установлены платежные терминалы. Кроме традиционных товаров и услуг, посетители могут купить печатную и картографическую продукцию, национальные сувениры, белорусские промышленные и сопутствующие товары, — рассказывает начальник отдела общественного питания Белкоопсоюза Александр Гошко. — Продолжается работа по модернизации действующей сети. За 2016—2020 годы отремонтированы 63 объекта общественного питания придорожного сервиса.
— Поначалу здесь был небольшой вагончик, — рассказывает директор общества с ограниченной ответственностью Денис Антонов. — Спустя три года появилось первое капитальное строение, в котором разместились ресторан и гостиница.
Денис АНТОНОВ утверждает, что пандемия отбросила предприятие на пару лет назад.
Комплекс развивался стремительно. Причем по обеим сторонам трассы. Сейчас он занимает 50 гектаров земли и включает в себя не только гостиницу, гостевые домики, рестораны и кафе, но и санаторий, спортивно-оздоровительную базу, горнолыжный центр, сеть АЗС, ФОК с тремя бассейнами и медицинский центр. В штате 344 человека.
По словам Дениса Петровича, пандемия отбросила предприятие на пару лет назад, но коллектив удалось сохранить:
— Основа любого предприятия — люди. Найти хороших сотрудников сложно, поэтому мы никого не хотели терять. Сначала попробовали отпустить их за свой счет. Потом со всеми переговорили, объяснили ситуацию, всех вывели на работу, но немножко сократили зарплату. Это позволило войти в сезон, сохранить штат, восстановить зарплату. Сейчас наблюдаем эффект отложенного спроса. Если в прошлом году гостей было мало, то в этом люди поехали отдыхать внутри страны. Не было бы укомплектованного штата, мы не смогли бы их принять. А найти и обучить персонал в короткий срок — задача довольно сложная.
До 2020 года 85 процентов клиентской базы предприятия составляли россияне, десять — жители нашей страны, остальные пять — граждане Польши, Прибалтики, Германии, Узбекистана, Азербайджана и других. Сейчас же половина гостей — белорусы.
— Причем часто среди недели мало людей, а на выходных полное заселение, — добавляет Денис Антонов. — А по цифрам, к примеру, если в прошлом марте у нас человек 200 отдохнуло в санатории, то в этом марте — 1000. И большую роль, думаю, в такой популярности сыграл наш ФОК, который мы открыли в конце прошлого года.
Постройка медицинского центра при международной трассе также оправдала себя.
— Сейчас, особенно во времена COVID-19, люди не хотят ходить в поликлиники, но стали больше думать о здоровье, проводить диагностику, — поясняет собеседник. — На данный момент это растущий рынок, поэтому мы очень своевременно создали медцентр. Хотя до того, как его запланировали, сильно сомневались. Теперь понимаем, что решение правильное. И все это благодаря нашему учредителю: он не боялся рисковать. Мы часто могли не соглашаться с ним, не понимать, отговаривать, но он шел к своей цели, и всегда его решения были верными.
В этом году Владимира Мелешкевича не стало. Дело отца продолжают три сына. Поддерживать бизнес на плаву помогает широкая база: каждое направление в трудные моменты поддерживает другое. Более того, пока всему придорожному сервису не хватает открытых границ и большого турпотока, делается ставка на внутренний рынок.
— Мы развиваем собственное питание. У нас есть ряд кухонь, где изготавливаем различные блюда и замораживаем их. Затем продаем на своих АЗС. Сейчас это вообще тренд для автозаправок. Также занимаемся корпоративным питанием — поставляем обеды на различные предприятия. В день можем приготовить 800—900 обедов, — сообщает директор предприятия.
Напоследок интересуюсь: когда же компания начнет дышать полной грудью?
— Чтобы спрогнозировать на несколько лет вперед, нужно четко понимать, как будет вести себя рыночная конъюнктура, мировая экономика. Да, этот сезон радует. Но год складывается не только этим сезоном. Впереди у нас осень и зима. Мы, конечно, готовимся к тому, чтобы заработать деньги. Но это вопрос веры и подготовки. А прогнозы — дело неблагодарное, — подытоживает собеседник.
В Министерстве транспорта и коммуникаций считают, что дальнейшее развитие объектов придорожного сервиса будет ориентировано на комплексные объекты, чтобы человек мог остановиться в дороге, заправить автомобиль, отдохнуть, поесть.
— Обеспеченность республиканских автодорог объектами придорожного сервиса соответствует международным стандартам: среднее расстояние между объектами составляет 30 км — для объектов питания, 42 км — для автозаправочных станций. Проводится работа по совершенствованию объектов придорожного сервиса в нашей стране. Функционирует рабочая группа по развитию придорожного сервиса Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров. За период с 2016-го по 2021 год проведена оценка качества предоставляемых услуг на объектах придорожного сервиса. Результаты тестирования опубликованы в интернете, приведены положительные и отрицательные примеры.
Облисполкомы постоянно занимаются информационным и маркетинговым продвижением объектов придорожного сервиса. Белкоопсоюз совместно с концерном «Белнефтехим» проводят различные акции, скидки, дисконтные и накопительные программы.
Методологическую поддержку развития объектов придорожного сервиса на постоянной основе оказывает Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Кроме того, МАРТ развивает гастрономический туризм, включая объекты питания придорожного сервиса.
Вместе с тем проблемным вопросом остается недостаточный интерес со стороны инвесторов. Считаю, что их нужно более активно привлекать к строительству и модернизации объектов придорожного сервиса. Также важно продолжить работу по тестированию качества предоставляемых услуг — для его улучшения сделать акцент на создании транспортно-технических баз в центрах туризма. Особенно на обустройстве парковок, стоянок, станций для зарядки электромобилей, сетевых сервисов поминутного проката велосипедов, работающих онлайн.
Важным аспектом является развитие объектов придорожного сервиса для экологически чистых видов транспорта.
Помимо этого, необходимо обеспечить развитие и строительство новых кемперных стоянок с учетом международного опыта, в первую очередь европейского, а также расширение количества объектов придорожного сервиса на местных дорогах.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей ЛЕОНЧИК, начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:
— В Беларуси созданы правовые и организационные условия для регулирования вопросов функционирования объектов придорожного сервиса с учетом национальных интересов и интересов владельцев объектов сервиса: приняты необходимые нормативные правовые акты, регулирующие особенности размещения и функционирования объектов сервиса; оптимизированы административные процедуры касательно согласования места размещения объектов придорожного сервиса; налажен контроль со стороны уполномоченных государственных органов и организаций за безопасной эксплуатацией сервисных объектов.
Для инвесторов созданы благоприятные условия в части возможности использования существующих площадок для отдыха в качестве подъездов и парковки около планируемых объектов сервиса. При этом размещение объекта производится на землях, прилегающих к площадке и выделяемых местными исполнительными комитетами на правах долгосрочной аренды.
По информации, предоставленной областными исполнительными комитетами, МАРТ, концерном «Белнефтехим», Белкоопсоюзом, за 2020 год на республиканских автомобильных дорогах введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции девять автозаправочных станций, шесть пунктов общественного питания и одна охраняемая стоянка.
ЦИФРА
По данным Министерства транспорта и коммуникаций, на 1 января текущего года в нашей стране насчитывалось 456 автозаправочных станций, 56 гостиниц, 22 мотеля и кемпинга, 496 предприятий торговли, 570 пунктов питания, 12 медицинских пунктов, 242 пункта связи, 45 моечных пунктов и 76 станций технического обслуживания.
statkevich@sb.by
Фото Светланы ГРИНЬ и Алексея ВЯЗМИТИНОВА.
Гостеприимная «Иzба» открылась на трассе М-1 в марте 2020-го. О белорусском придорожном заведении, где делают вкусные шашлыки и драники, знают даже за границей.
С белорусским колоритом
Мы в Крупском районе Минской области. 468-й километр трассы М-1 — основной транзитной магистрали страны, которую люди часто называют «Олимпийкой» (строилась к Московской Олимпиаде 1980 года). Заходим в бревенчатое здание. Здесь располагается кафе под названием «ИZба».— Когда-то тут была старая платежка — пункт пропуска дорожных сборов, — объясняет владелец кафе Алексей Севрюгин. — Потом он закрылся. Обратил внимание, что пустует хорошее место, стоянка уже готова. Задумал построить здесь кафе.
Свое кафе Алексей СЕВРЮГИН открыл в марте прошлого года, когда коронавирус начал распространяться по стране.
Путь в предприниматели у жителя агрогородка Нача был долгим. После школы окончил Жодинский профессиональный лицей, став строителем. Затем служил в армии, после чего поступил в Борисовский техникум. Но так и не доучился, бросил. В 2013-м остепенился. Через год начал собирать документы на постройку придорожного кафе. Жена, к слову, идею супруга поддержала, разрешив вложить в бизнес деньги, подаренные на свадьбу.
— В 2014 году отправил запрос в «Минскавтодор-центр» на выдачу технических условий по созданию кафе. Потом, исходя из этих условий, создал проект и отдал его на рассмотрение в исполком. Получив добро, начал строительство, — вспоминает индивидуальный предприниматель. — Так как все делал сам, с нуля, было очень сложно.
В процесс вовлекли всех друзей и родственников, которые помогали еще и финансами, ведь стройка поглотила все семейные сбережения.
— Понимал, что, если станем строить блочный дом, нужна будет отделка. Эффект не тот. Решили из дерева. Размер дома десять на десять метров. Террасу сделали впереди и сбоку по два метра, чтобы здание еще больше казалось, — окидывая взглядом кафе, говорит Алексей. — Стройка длилась около двух лет. Здание уже стояло, а электричества не было: украли провода от подстанции. Пока все заново установили, прошел еще год.
Кафе открылось в марте прошлого года, когда коронавирус начал распространяться по стране.
Уровень развития придорожного сервиса в Беларуси соответствует международным и национальным стандартам.
— Тяжелое время, — вздыхает бизнесмен. — Бывало, посещали мысли закрыться на время пандемии, поскольку очень мало людей к нам заходило. Но продержались.
Штат кафе небольшой: два повара и бармен. Всех сотрудников находила жена Инна, которая занимается еще и продвижением семейного бизнеса, ведет странички в соцсетях.
Сегодня кафе пользуется спросом. Здесь проводят свадьбы, банкеты, крестины. Сарафанное радио работает хорошо: о белорусском придорожном заведении, где делают вкусные шашлыки и драники, знают даже за границей.
— Сейчас уже не жалею, что открылся. Планируем расширяться, развиваться: хочу сделать на улице места для отдыха, детскую площадку, — сообщает предприниматель.
Всего в Минской области на дорогах более 220 объектов общественного питания и более 160 магазинов. В прошлом году были открыты три точки общепита и столько же розничной торговли. Шесть объектов возобновили свою деятельность. В этом году в Стародорожском районе на площадях потребкооперации частный предприниматель открыл кафе. Еще несколько, в Пуховичском, Крупском и Борисовском районах, планируют начать работу до конца года.
— Придорожный сервис постоянно усовершенствуется, развивается, увеличивает перечень услуг, — рассказывает начальник отдела организации торговли и общественного питания главного управления торговли и услуг Миноблисполкома Елена Чеботарь. — Создаются максимально удобные для покупателей условия. Устанавливается терминальное оборудование для расчетов по карточкам. В реализации находятся сувенирная продукция, печатные издания о придорожном сервисе. В меню объектов общепита присутствуют блюда белорусской кухни, а некоторые специализируются на нашей национальной кухне. Улучшаются условия по безбарьерному доступу — появляются пандусы, поручни, проводится окрашивание ступеней в яркие, заметные цвета, организовываются места для парковки автомобилей людей с инвалидностью. Устанавливается видеонаблюдение.
Не думай о мотелях свысока
Отправляемся в Смолевичский район на 391-й километр трассы М-1 в кафе «Сытый путник».— Мы начинали здесь в 1994 году с маленького передвижного фургончика на колесиках — нашей белорусской «Купавы», — знакомит с историей заведения его директор Елена Хвойнацкая. — Потом построили кафе и гостиницу, увеличили паркинг. Так постепенно и вырос наш придорожный комплекс.
Елена ХВОЙНАЦКАЯ занялась придорожным бизнесом в 1990-е годы.
Сегодня помимо расширенных кафе и гостиницы в него входят летние беседки, банкетный зал, баня, душ, автостоянка для большегрузных автомобилей. И все это доступно круглосуточно семь дней в неделю. Более того, комплекс продолжает расширяться: строится еще одна гостиница.
— Меняется мир, потребности людей. Когда мы решили создать первую гостиницу, то пришлось ехать за опытом в Польшу. Беларусь же была молодой республикой, учиться было негде. В соседней стране останавливались почти в каждом заведении, смотрели, интересовались, спрашивали. В те годы открывали в основном маленькие гостиницы с небольшими номерами, общими душевыми и санузлами. Но время шло, жизнь становилась лучше, выросла потребность в комфорте: чтобы номера были просторные и со всеми удобствами. Поэтому мы построили небольшую гостиницу со стандартными общеевропейскими номерами, где есть все необходимое, — поясняет Елена Феликсовна. — Теперь снова нужно что-то новое. Сотрудничаем со многими предприятиями и часто размещаем тех, кто вынужден много времени проводить в командировках. Для больших групп людей мест не хватает. Поэтому и назрела необходимость расширяться.
Придорожный комплекс — дело семейное. Строительством и техническим обслуживанием руководит супруг Александр. Во время небольшой экскурсии по территории, где бы мы ни проходили, Елена Хвойнацкая отмечает: «Это все сделал муж своими руками».
В придорожном комплексе можно вкусно покушать, переночевать в гостинице и даже посетить баню.
— По первому образованию я математик-программист, поэтому все, что связано с ресторанным и гостиничным бизнесом, было мне неизвестно, пришлось учиться заново: заканчивать курсы, посещать семинары, мастер-классы, выставки. Поначалу все делали по наитию. Потом, конечно, пришло понимание, — продолжает Елена Хвойнацкая. — К сожалению, у нас нет специализации в учебных заведениях «придорожный сервис», нет четкого понимания у новичков в этом направлении. Зачастую к нам приезжают и обращаются за помощью: «Подскажите, с чего начать, что не упустить?» Помогаем, рассказываем, делимся опытом, потому что знаем, как это трудно. Так же и с персоналом, ведь работа в придорожном бизнесе кардинально отличается от работы обычных кафе, гостиниц, санаториев. Приходится учить всех самим. Нам очень повезло встретить хороших людей, и сейчас у нас отличная команда.
Бармены, повара, официанты, горничные, административная и техническая часть — всего в комплексе трудятся 15 человек.
— Самое важное в нашем деле — идти в ногу со временем, меняться, совершенствоваться. Нельзя останавливаться и думать, что ты достиг успеха, — увлеченно говорит собеседница. — Дорога — это живой организм. Мы никогда не знаем, кто у нас будет через десять минут. Могут позвонить с просьбой накормить 40 человек, которые едут с экскурсией на автобусе. Или заезжает команда спортсменов, возвращающихся с соревнований. Мы готовы к любым событиям. Понимаем, что сейчас нужно быть очень мобильным.
Во время беседы не можем не поговорить о пандемии. В придорожном комплексе есть бактерицидные лампы, регулярно проводится дезинфекция, везде расставлены антисептики.
— Самым большим успехом считают то, что сохранили коллектив, — говорит Елена Феликсовна. — Безусловно, все еще сильно ощущается отсутствие турпотока, и мы расширили свои возможности — поставляем на предприятия комплексные обеды.
В конце небольшой экскурсии по территории Елена Хвойнацкая показывает недалеко от комплекса озеро с рыбками, которое они с мужем облагородили. В планах — создать площадку для детворы.
— Работать в придорожном бизнесе интересно, но сложно. Обидно за то, что нас все привыкли ругать. Обычно говорят только плохое, мало кто отмечает хорошее. На самом деле в этом бизнесе много людей, которые действительно стараются, вкладывают в свое дело душу. Нельзя купить или построить заведение и ждать прибыль. Этим надо жить круглосуточно, круглогодично, — утверждает собеседница.
В системе потребительской кооперации услуги по обеспечению участников дорожного движения горячим питанием оказывают 73 объекта общепита на 4000 мест. Среди них есть и такие, где оборудованы гостиничные номера, душевые кабины, комнаты отдыха. Транзитным пассажирам предоставляются услуги по заправке термосов, подзарядке мобильных телефонов, а также реализуется продукция навынос в упаковочной таре.
— Во всех объектах меню на русском и английском языках, отдельно представлены блюда белорусской национальной кухни. Придорожные кафе оснащены телевизионной аппаратурой, беспроводным Wi-Fi, установлены платежные терминалы. Кроме традиционных товаров и услуг, посетители могут купить печатную и картографическую продукцию, национальные сувениры, белорусские промышленные и сопутствующие товары, — рассказывает начальник отдела общественного питания Белкоопсоюза Александр Гошко. — Продолжается работа по модернизации действующей сети. За 2016—2020 годы отремонтированы 63 объекта общественного питания придорожного сервиса.
Дорога, дорога, ты знаешь так много
Продолжаем путешествие. Едем в Дзержинский район Минской области. Здесь возле трассы М-1 располагается «Сервисный центр Веста». Это предприятие создано в 1992 году бизнесменом Владимиром Мелешкевичем.— Поначалу здесь был небольшой вагончик, — рассказывает директор общества с ограниченной ответственностью Денис Антонов. — Спустя три года появилось первое капитальное строение, в котором разместились ресторан и гостиница.
Денис АНТОНОВ утверждает, что пандемия отбросила предприятие на пару лет назад.
Комплекс развивался стремительно. Причем по обеим сторонам трассы. Сейчас он занимает 50 гектаров земли и включает в себя не только гостиницу, гостевые домики, рестораны и кафе, но и санаторий, спортивно-оздоровительную базу, горнолыжный центр, сеть АЗС, ФОК с тремя бассейнами и медицинский центр. В штате 344 человека.
По словам Дениса Петровича, пандемия отбросила предприятие на пару лет назад, но коллектив удалось сохранить:
— Основа любого предприятия — люди. Найти хороших сотрудников сложно, поэтому мы никого не хотели терять. Сначала попробовали отпустить их за свой счет. Потом со всеми переговорили, объяснили ситуацию, всех вывели на работу, но немножко сократили зарплату. Это позволило войти в сезон, сохранить штат, восстановить зарплату. Сейчас наблюдаем эффект отложенного спроса. Если в прошлом году гостей было мало, то в этом люди поехали отдыхать внутри страны. Не было бы укомплектованного штата, мы не смогли бы их принять. А найти и обучить персонал в короткий срок — задача довольно сложная.
До 2020 года 85 процентов клиентской базы предприятия составляли россияне, десять — жители нашей страны, остальные пять — граждане Польши, Прибалтики, Германии, Узбекистана, Азербайджана и других. Сейчас же половина гостей — белорусы.
— Причем часто среди недели мало людей, а на выходных полное заселение, — добавляет Денис Антонов. — А по цифрам, к примеру, если в прошлом марте у нас человек 200 отдохнуло в санатории, то в этом марте — 1000. И большую роль, думаю, в такой популярности сыграл наш ФОК, который мы открыли в конце прошлого года.
Постройка медицинского центра при международной трассе также оправдала себя.
— Сейчас, особенно во времена COVID-19, люди не хотят ходить в поликлиники, но стали больше думать о здоровье, проводить диагностику, — поясняет собеседник. — На данный момент это растущий рынок, поэтому мы очень своевременно создали медцентр. Хотя до того, как его запланировали, сильно сомневались. Теперь понимаем, что решение правильное. И все это благодаря нашему учредителю: он не боялся рисковать. Мы часто могли не соглашаться с ним, не понимать, отговаривать, но он шел к своей цели, и всегда его решения были верными.
В этом году Владимира Мелешкевича не стало. Дело отца продолжают три сына. Поддерживать бизнес на плаву помогает широкая база: каждое направление в трудные моменты поддерживает другое. Более того, пока всему придорожному сервису не хватает открытых границ и большого турпотока, делается ставка на внутренний рынок.
— Мы развиваем собственное питание. У нас есть ряд кухонь, где изготавливаем различные блюда и замораживаем их. Затем продаем на своих АЗС. Сейчас это вообще тренд для автозаправок. Также занимаемся корпоративным питанием — поставляем обеды на различные предприятия. В день можем приготовить 800—900 обедов, — сообщает директор предприятия.
Напоследок интересуюсь: когда же компания начнет дышать полной грудью?
— Чтобы спрогнозировать на несколько лет вперед, нужно четко понимать, как будет вести себя рыночная конъюнктура, мировая экономика. Да, этот сезон радует. Но год складывается не только этим сезоном. Впереди у нас осень и зима. Мы, конечно, готовимся к тому, чтобы заработать деньги. Но это вопрос веры и подготовки. А прогнозы — дело неблагодарное, — подытоживает собеседник.
В Министерстве транспорта и коммуникаций считают, что дальнейшее развитие объектов придорожного сервиса будет ориентировано на комплексные объекты, чтобы человек мог остановиться в дороге, заправить автомобиль, отдохнуть, поесть.
Трасса — живой организм
Какой в целом уровень белорусского придорожного сервиса? Об этом говорим с начальником отдела маркетинга и качества туристских услуг Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ириной Бринкевич:— Обеспеченность республиканских автодорог объектами придорожного сервиса соответствует международным стандартам: среднее расстояние между объектами составляет 30 км — для объектов питания, 42 км — для автозаправочных станций. Проводится работа по совершенствованию объектов придорожного сервиса в нашей стране. Функционирует рабочая группа по развитию придорожного сервиса Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров. За период с 2016-го по 2021 год проведена оценка качества предоставляемых услуг на объектах придорожного сервиса. Результаты тестирования опубликованы в интернете, приведены положительные и отрицательные примеры.
Облисполкомы постоянно занимаются информационным и маркетинговым продвижением объектов придорожного сервиса. Белкоопсоюз совместно с концерном «Белнефтехим» проводят различные акции, скидки, дисконтные и накопительные программы.
Методологическую поддержку развития объектов придорожного сервиса на постоянной основе оказывает Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Кроме того, МАРТ развивает гастрономический туризм, включая объекты питания придорожного сервиса.
Вместе с тем проблемным вопросом остается недостаточный интерес со стороны инвесторов. Считаю, что их нужно более активно привлекать к строительству и модернизации объектов придорожного сервиса. Также важно продолжить работу по тестированию качества предоставляемых услуг — для его улучшения сделать акцент на создании транспортно-технических баз в центрах туризма. Особенно на обустройстве парковок, стоянок, станций для зарядки электромобилей, сетевых сервисов поминутного проката велосипедов, работающих онлайн.
Важным аспектом является развитие объектов придорожного сервиса для экологически чистых видов транспорта.
Помимо этого, необходимо обеспечить развитие и строительство новых кемперных стоянок с учетом международного опыта, в первую очередь европейского, а также расширение количества объектов придорожного сервиса на местных дорогах.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей ЛЕОНЧИК, начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:
— В Беларуси созданы правовые и организационные условия для регулирования вопросов функционирования объектов придорожного сервиса с учетом национальных интересов и интересов владельцев объектов сервиса: приняты необходимые нормативные правовые акты, регулирующие особенности размещения и функционирования объектов сервиса; оптимизированы административные процедуры касательно согласования места размещения объектов придорожного сервиса; налажен контроль со стороны уполномоченных государственных органов и организаций за безопасной эксплуатацией сервисных объектов.
Для инвесторов созданы благоприятные условия в части возможности использования существующих площадок для отдыха в качестве подъездов и парковки около планируемых объектов сервиса. При этом размещение объекта производится на землях, прилегающих к площадке и выделяемых местными исполнительными комитетами на правах долгосрочной аренды.
По информации, предоставленной областными исполнительными комитетами, МАРТ, концерном «Белнефтехим», Белкоопсоюзом, за 2020 год на республиканских автомобильных дорогах введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции девять автозаправочных станций, шесть пунктов общественного питания и одна охраняемая стоянка.
ЦИФРА
По данным Министерства транспорта и коммуникаций, на 1 января текущего года в нашей стране насчитывалось 456 автозаправочных станций, 56 гостиниц, 22 мотеля и кемпинга, 496 предприятий торговли, 570 пунктов питания, 12 медицинских пунктов, 242 пункта связи, 45 моечных пунктов и 76 станций технического обслуживания.
statkevich@sb.by
Фото Светланы ГРИНЬ и Алексея ВЯЗМИТИНОВА.