Спрос на качественную продукцию создают в первую очередь потребители
22.02.2024 08:15:00
Олег КАРПОВИЧ
Владимир ВОЛЧКОВ
Абсолютного качества продукции не бывает. Всегда есть к чему стремиться. В национальный Год качества наши производители, несомненно, активизируются. Но будем объективны и откровенны: в массе своей белорусская продукция очень даже достойная. За качеством наши производители следят. И исходя из своего менталитета, органически отвергающего откровенную халтуру и мошенничество, и в силу жесткого государственного контроля за соблюдением стандартов, и, в принципе, по причине добропорядочности. Поэтому с качеством в стране дела обстоят не так уж и плохо. Но от него иной раз наши производители и страдают. В современном мире одноразовых вещей качество не всегда равно востребованному. Как ни парадоксально, пожалуй, Год качества не только для производителей, но и для потребителей. В конце концов, именно покупатели создают спрос на качество.
Не будем лукавить: в современных условиях высокое качество далеко не всегда гарантирует финансово-экономический успех для производителя. Более того, стремление повысить качество продукции, ее долговечность — процесс очень даже затратный. И не всегда сулит положительный денежный эффект. Нередко получается наоборот. Так уж парадоксально устроен современный потребительский рынок.
Впрочем, в таком положении вещей нет ничего нелогичного. Все нацелены на максимальную прибыль. А она достигается предельно просто за счет движения по двум трекам: снижение издержек любым путем и использование любых инструментов, чтобы всеми правдами (а чаще всего уже неправдами) продать товар по максимально возможной цене.
Снижение издержек — очень благородная цель. Если она идет на пользу потребителю. На заре зарождения концепции «бережливого производства» в нее закладывалась ключевая идея: анализировать все производственные и бизнес-процессы исходя из того, готов ли за те или иные операции платить покупатель. Увы, это правило как-то, пожалуй, уже и забылось. Либо его сознательно отмели как не отвечающее коммерческим интересам большинства корпораций. Поэтому процесс, скажем, ресурсосбережения трансформировался в манию экономии, которая убивает многие характеристики продукции на корню. Про долговечность современных вещей уже говорить давно не приходится. Они ломаются и отправляются на свалку настолько быстро, что, подозреваю, археологам будущего от нашего материального мира останется очень немного. Скажем, металл в изделиях делается все тоньше и все ближе подбирается к статусу толстой фольги. Соответственно, изнашивается стремительно. Готов ли за это платить потребитель? Пожалуй, нет. Ладно бы еще продукция дешевела. Но она же дорожает!
Огрехи прячутся за ширму брендинга, затушевываются разными хитросплетениями рекламных кампаний, скрываются за агрессивным маркетингом. Он постепенно из науки об изучении потребностей покупателей превратился в мастерство превращения желаемого в якобы действительное. Нередко за яркими торговыми марками, шумными промоушенами известных корпораций скрывается весьма посредственная продукция. А иногда, не будем лукавить, и безобразная по своему качеству. Хотя формально и обладает всеми необходимыми сертификатами. Но они-то гарантируют безопасность этой продукции (и за этим тщательно следят соответствующие контролирующие органы): не взорвется, не будет излучать разные вредные испарения и так далее. Но безопасность еще не гарантирует широкий функционал и привлекательные потребительские свойства, которые нам декларирует широкое рекламное пространство. Нередко импортные товары не совсем, мягко говоря, соответствуют заявленным характеристикам. Разумеется, не все поставщики нас обманывают. Но и такое случается нередко.
Есть и еще один нюанс, который не самым лучшим образом сказывается на качественной составляющей на нашем потребительском рынке. Торговым организациям далеко не всегда выгодно торговать дешевыми изделиями. Продавцу важно получить свою маржу с единицы товара. При одной и той же наценке она выше у дорогой продукции. Впрочем, она может быть и дешевой, но по закупочным ценам. А с торговой наценкой превращаться в дорогую. По большому счету, и на белорусской продукции иной раз некоторые сети «наваривали» больше ста процентов. Снижая ее конкурентоспособность по цене с импортом. Меры ценового регулирования, введенные в 2022 году, предусматривают ограничение торговой наценки, административным инструментом нацеливая ретейл на добросовестность. Но снижение маржинальности продаж отечественной продукции, увы, не делает ее привлекательной для реализации. По большинству позиций-то рынок насыщен. Практически все хозяйки пользуются, например, стиральным порошком или гелем. Подозреваю, что хозяйственным мылом (а тем более народными средствами типа золы) стирают единицы — принципиальные противники прогресса. Наверное, в каждой семье есть медицинский градусник. Поэтому увеличить существенно объемы продажи этих товаров, даже дисконтируя, крайне проблематично. И логика маркетинга подсказывает: если нет возможности зарабатывать на оборотах, надо пытаться расти за счет маржинальности. Поэтому и стоит на наших полках дорогой импорт. Даже по тем позициям, по которым он нам не совсем и нужен, — своей продукции хватает.
Ладно бы еще импорт был качественным. Но он просто дорогой. И многочисленные каналы коммуникации убеждают потребителей: не жадничайте, вы платите за бренд. Правда, остается за кадром цена этого бренда. По сути дела, название и логотип стоят больше, чем содержимое красивой упаковки. А оно-то, прикрытое ярким именем, не всегда на высоте по потребительским свойствам. Да, я тоже готов платить за торговую марку. Но какова цена именно этой марки, почти всегда остается за кадром.
Год качества, как видится, многоуровневая и многослойная история. И касается не только наших производителей. Но и поставщиков-импортеров, оптовых и розничных продавцов. Их тоже необходимо ориентировать на качество. Не обслуживания как такового, когда продавец ослепительно улыбается покупателю, а когда торговая матрица состоит только из качественных товаров. Не вербально, а реально, не с рекламной, а с лабораторно-аналитической точки зрения. Не будем лукавить: в подавляющем большинстве случаев ретейл (и крупный, и мелкий) прекрасно понимает, каким товаром он торгует. Хотя не всегда этой информацией делится с потребителем.
volchkov@sb.by
Не будем лукавить: в современных условиях высокое качество далеко не всегда гарантирует финансово-экономический успех для производителя. Более того, стремление повысить качество продукции, ее долговечность — процесс очень даже затратный. И не всегда сулит положительный денежный эффект. Нередко получается наоборот. Так уж парадоксально устроен современный потребительский рынок.
Впрочем, в таком положении вещей нет ничего нелогичного. Все нацелены на максимальную прибыль. А она достигается предельно просто за счет движения по двум трекам: снижение издержек любым путем и использование любых инструментов, чтобы всеми правдами (а чаще всего уже неправдами) продать товар по максимально возможной цене.
Снижение издержек — очень благородная цель. Если она идет на пользу потребителю. На заре зарождения концепции «бережливого производства» в нее закладывалась ключевая идея: анализировать все производственные и бизнес-процессы исходя из того, готов ли за те или иные операции платить покупатель. Увы, это правило как-то, пожалуй, уже и забылось. Либо его сознательно отмели как не отвечающее коммерческим интересам большинства корпораций. Поэтому процесс, скажем, ресурсосбережения трансформировался в манию экономии, которая убивает многие характеристики продукции на корню. Про долговечность современных вещей уже говорить давно не приходится. Они ломаются и отправляются на свалку настолько быстро, что, подозреваю, археологам будущего от нашего материального мира останется очень немного. Скажем, металл в изделиях делается все тоньше и все ближе подбирается к статусу толстой фольги. Соответственно, изнашивается стремительно. Готов ли за это платить потребитель? Пожалуй, нет. Ладно бы еще продукция дешевела. Но она же дорожает!
Огрехи прячутся за ширму брендинга, затушевываются разными хитросплетениями рекламных кампаний, скрываются за агрессивным маркетингом. Он постепенно из науки об изучении потребностей покупателей превратился в мастерство превращения желаемого в якобы действительное. Нередко за яркими торговыми марками, шумными промоушенами известных корпораций скрывается весьма посредственная продукция. А иногда, не будем лукавить, и безобразная по своему качеству. Хотя формально и обладает всеми необходимыми сертификатами. Но они-то гарантируют безопасность этой продукции (и за этим тщательно следят соответствующие контролирующие органы): не взорвется, не будет излучать разные вредные испарения и так далее. Но безопасность еще не гарантирует широкий функционал и привлекательные потребительские свойства, которые нам декларирует широкое рекламное пространство. Нередко импортные товары не совсем, мягко говоря, соответствуют заявленным характеристикам. Разумеется, не все поставщики нас обманывают. Но и такое случается нередко.
Есть и еще один нюанс, который не самым лучшим образом сказывается на качественной составляющей на нашем потребительском рынке. Торговым организациям далеко не всегда выгодно торговать дешевыми изделиями. Продавцу важно получить свою маржу с единицы товара. При одной и той же наценке она выше у дорогой продукции. Впрочем, она может быть и дешевой, но по закупочным ценам. А с торговой наценкой превращаться в дорогую. По большому счету, и на белорусской продукции иной раз некоторые сети «наваривали» больше ста процентов. Снижая ее конкурентоспособность по цене с импортом. Меры ценового регулирования, введенные в 2022 году, предусматривают ограничение торговой наценки, административным инструментом нацеливая ретейл на добросовестность. Но снижение маржинальности продаж отечественной продукции, увы, не делает ее привлекательной для реализации. По большинству позиций-то рынок насыщен. Практически все хозяйки пользуются, например, стиральным порошком или гелем. Подозреваю, что хозяйственным мылом (а тем более народными средствами типа золы) стирают единицы — принципиальные противники прогресса. Наверное, в каждой семье есть медицинский градусник. Поэтому увеличить существенно объемы продажи этих товаров, даже дисконтируя, крайне проблематично. И логика маркетинга подсказывает: если нет возможности зарабатывать на оборотах, надо пытаться расти за счет маржинальности. Поэтому и стоит на наших полках дорогой импорт. Даже по тем позициям, по которым он нам не совсем и нужен, — своей продукции хватает.
Ладно бы еще импорт был качественным. Но он просто дорогой. И многочисленные каналы коммуникации убеждают потребителей: не жадничайте, вы платите за бренд. Правда, остается за кадром цена этого бренда. По сути дела, название и логотип стоят больше, чем содержимое красивой упаковки. А оно-то, прикрытое ярким именем, не всегда на высоте по потребительским свойствам. Да, я тоже готов платить за торговую марку. Но какова цена именно этой марки, почти всегда остается за кадром.
Год качества, как видится, многоуровневая и многослойная история. И касается не только наших производителей. Но и поставщиков-импортеров, оптовых и розничных продавцов. Их тоже необходимо ориентировать на качество. Не обслуживания как такового, когда продавец ослепительно улыбается покупателю, а когда торговая матрица состоит только из качественных товаров. Не вербально, а реально, не с рекламной, а с лабораторно-аналитической точки зрения. Не будем лукавить: в подавляющем большинстве случаев ретейл (и крупный, и мелкий) прекрасно понимает, каким товаром он торгует. Хотя не всегда этой информацией делится с потребителем.
Впрочем, покупателям тоже стоит, как мне кажется, задуматься над качеством своих покупок. И стараться их делать более обдуманно. Благо интернет позволяет проанализировать если не все, то большинство потребительских позиций. И обратить внимание прежде всего на белорусские товары.Да, наши производители в своей повышенной социальной ответственности стараются сделать свою продукцию дешевле и более доступной. И не тратят безумные деньги на продвижение. Маркетинговый бюджет крупных корпораций (правда, до драматических геополитических событий) в России и Беларуси был сопоставим со стоимостью некоторых наших предприятий-производителей в этой ценовой категории! Наши товары нередко очень неплохи. И даже очень хороши! По качеству. Хотя ярких раскрученных брендов, возможно, и не хватает. Другой вопрос: а вам нужна эта навязчивая реклама? Ее наши компании умеют прекрасно делать. Но готовы ли мы за нее платить? Или нам, потребителям, надо качество по доступной цене? Пожалуй, нам тоже надо быть более качественными потребителями. Чтобы своим продуманным выбором мы поддерживали усилия родных производителей. И вынуждали торговлю подстраиваться под наш спрос. Если, конечно, получится. Не будем идеалистами: продраться через лес современного маркетинга (сформированного во многом в рамках западной концепции «экономики потребления») непросто и производителям, и потребителям. Впрочем, возможно, прорубить широкие просеки в этих дебрях и удастся в Год качества. В конце концов, мы не слишком богаты, чтобы покупать дорогие импортные вещи, которые далеко не отвечают (нередко) своей долговечностью заявленной цене.
volchkov@sb.by