Импортозамещение в области ПО и цифровых технологий приобретает стратегическое значение
28.05.2022 15:18:00
Если раньше население пугали отключением от интернета, шпионскими закладками в социальных сетях, подслушивающими клиентов, угрозой для бизнеса от данных, передаваемых за рубеж, и прочими страшилками, то теперь в условиях беспрецедентной санкционной политики западных стран угрозы стали куда материальнее. И зачастую в качестве ответа на все эти цифровые вызовы оперативно находится один ответ — импортозамещение. У Беларуси и России множество, безусловно, талантливых программистов, а государство заинтересовано в безопасности граждан и защищенности критически важных объектов инфраструктуры. Но тема замены ПО не такая уж и простая.
Необходимо констатировать, что и Беларусь, и Россия не первые страны, где проводится импортозамещение ПО. Наиболее контрастный пример такой политики сегодня реализует Китай. Еще в 2007 году министерство общественной безопасности КНР внедрило схему многоуровневой защиты (MLPS), которая ограничивает продажи иностранных IT-продуктов правительственным органам, государственным предприятиям и компаниям, деятельность которых воздействует на национальную безопасность и экономику страны. Сегодня существует пять уровней такой защиты: первый из них самый низкий, а пятый критично важный для безопасности Китая. При этом Китай обладает гигантским внутренним рынком, а в вопросах экспорта IT-продуктов китайские разработчики могут получить финансовую поддержку от правительственных органов, которые отвечают за внешнюю торговлю.
Последние события в Украине вынудили власти Китая существенно ускорить процесс импортозамещения. С конца февраля — марта в стране проводится проверка устойчивости экономики на случай применения санкций, аналогичных российским. Китайские эксперты уверены, что именно IT-сфера станет одним из объектов такой санкционной политики. С учетом этого центральным правительственным учреждениям и корпорациям с госучастием дано указание в течение двух лет заменить компьютеры иностранных брендов на отечественные аналоги. Сотрудникам госучреждений предложили сдать компьютеры иностранного производства в обмен на местные альтернативы, работающие на китайской операционной системе. Всего речь может идти о не менее 50 миллионах устройств.
Но даже при реализации всех своих планов ряд китайских экспертов констатируют, что обеспечить тотальную безопасность и снизить до нуля цифровые риски, связанные с «дырами» в ПО или закладками в аппаратной части, невозможно. Но реально снизить риски до приемлемых показателей.
Именно по последнему пути пошли в России, где еще в 2015 году формализовали требования к разработчикам отечественного софта, чья продукция вносится в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который ведет российское Минкомсвязи. Ключевое требование для попадания ПО в реестр — его разработка на территории России. При всей логичности данного подхода он вызывает и ряд вопросов. В частности, с точки зрения белорусских разработчиков — данное решение несет дискриминационный характер по отношению к белорусским айтишникам, которых административным способом отсекли от российского IT-рынка госзаказов. Правда, в 2017 году правительство РФ разрешило использовать программное обеспечение, созданное и на территории ЕАЭС, но лишь в том случае, если оно соответствует аналогичным требованиям к софту из российского реестра (и это вполне логично) и внесено в специализированный реестр евразийского ПО.
Думаю, в сложившейся ситуации процесс импортозамещения в ЕАЭС и Союзном государстве существенно ускорился, если бы было принято решение о полноценном допуске белорусских IT-компаний к госзакупкам и кооперация с ними. Участие белорусских разработчиков в российском госзаказе также позволило бы снизить миграцию белорусских программистов на Запад. В целом в РФ тренд на импортозамещение наращивает обороты. По данным IDC, в 2021 году объем российского IT-рынка превысил 25 миллиардов долларов. Притом что совокупный доход российских разработчиков софта составил около 18 миллиардов. Таким образом, потенциальный объем импортозамещения составляет около семи миллиардов долларов, что более чем в два раза превышает совокупный годовой объем экспорта резидентов ПВТ.
И этот шанс белорусским IT-специалистам и властям важно не упустить, в противном случае они окажутся отрезанными от солидной доли заказов и утратят не только российский, но и весь рынок ЕАЭС.
Впрочем, это никоим образом не является уничижительной характеристикой белорусского IT: он встроился в доступную для него рыночную нишу. К сожалению, в силу размеров экономики и малой численности населения появление белорусской компании, подобной Yandex, — маловероятно.
В то же время Россия в плане IТ развивается более гармонично: она не концентрируется на аутсорсе, а старается создавать ПО, то есть продукты с высокой добавленной стоимостью. В России органы государственной власти выступают в качестве заказчика ПО, оперируя порой крайне привлекательными бюджетами. Подобная связка государства и IТ-компаний позволяет проводить проактивную политику импортозамещения софта. А отсутствие в Беларуси крупных государственных или целиком принадлежащих национальному капиталу IТ-компаний создает проблемы последним с кооперацией в разработке ПО в рамках российского импортозамещения. В результате белорусские программисты практически целиком и полностью сконцентрированы на аутсорсе в интересах заказчиков из США или стран ЕС, упуская российский рынок, остающийся в полном распоряжении российских компаний, которые при поддержке государства активно нарабатывают собственные компетенции в создании ПО для государственного сектора и промышленности.
Для изменения текущей ситуации белорусскому IT необходимо переходить с сервисных на продуктовые рельсы и делать собственное ПО или в кооперации с партнерами из ЕАЭС. У профильных белорусских компаний при поддержке государства есть возможность занять достойную нишу в производстве и сервисе IT-продуктов для рынка России и даже для стран ЕАЭС.
Георгий Гриц, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».
Значение объема
В IT-индустрии существует своя специфика. Подавляющее число отечественных разработок так или иначе дублируют иностранные программы, которые не испытывают проблем с конкурентоспособностью, поскольку продаются на мировом рынке без всякой господдержки. Таким образом, замещение софта — это сознательное ограничение его разработчиков распространять свои продукты лишь на узких сегментах национального рынка.Необходимо констатировать, что и Беларусь, и Россия не первые страны, где проводится импортозамещение ПО. Наиболее контрастный пример такой политики сегодня реализует Китай. Еще в 2007 году министерство общественной безопасности КНР внедрило схему многоуровневой защиты (MLPS), которая ограничивает продажи иностранных IT-продуктов правительственным органам, государственным предприятиям и компаниям, деятельность которых воздействует на национальную безопасность и экономику страны. Сегодня существует пять уровней такой защиты: первый из них самый низкий, а пятый критично важный для безопасности Китая. При этом Китай обладает гигантским внутренним рынком, а в вопросах экспорта IT-продуктов китайские разработчики могут получить финансовую поддержку от правительственных органов, которые отвечают за внешнюю торговлю.
Последние события в Украине вынудили власти Китая существенно ускорить процесс импортозамещения. С конца февраля — марта в стране проводится проверка устойчивости экономики на случай применения санкций, аналогичных российским. Китайские эксперты уверены, что именно IT-сфера станет одним из объектов такой санкционной политики. С учетом этого центральным правительственным учреждениям и корпорациям с госучастием дано указание в течение двух лет заменить компьютеры иностранных брендов на отечественные аналоги. Сотрудникам госучреждений предложили сдать компьютеры иностранного производства в обмен на местные альтернативы, работающие на китайской операционной системе. Всего речь может идти о не менее 50 миллионах устройств.
Но даже при реализации всех своих планов ряд китайских экспертов констатируют, что обеспечить тотальную безопасность и снизить до нуля цифровые риски, связанные с «дырами» в ПО или закладками в аппаратной части, невозможно. Но реально снизить риски до приемлемых показателей.
Тренд на импортозамещение
Таким образом, когда речь заходит об импортозамещении софта и «железа», то нужно понимать: государство хочет заменить не процессоры для домашних ПК — в сегодняшних условиях глобализации рынка это в принципе невозможно, а процессоры для промышленных систем, полупроводники и программы для объектов критической инфраструктуры (органы государственной власти, энергетики, промышленности, банковского сектора, транспорта и ВПК), от надежного функционирования которых зависит безопасность страны. Исходя из этого, объемы продаж импортозамещенного софта за пределами госсектора — не самое важное.Именно по последнему пути пошли в России, где еще в 2015 году формализовали требования к разработчикам отечественного софта, чья продукция вносится в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который ведет российское Минкомсвязи. Ключевое требование для попадания ПО в реестр — его разработка на территории России. При всей логичности данного подхода он вызывает и ряд вопросов. В частности, с точки зрения белорусских разработчиков — данное решение несет дискриминационный характер по отношению к белорусским айтишникам, которых административным способом отсекли от российского IT-рынка госзаказов. Правда, в 2017 году правительство РФ разрешило использовать программное обеспечение, созданное и на территории ЕАЭС, но лишь в том случае, если оно соответствует аналогичным требованиям к софту из российского реестра (и это вполне логично) и внесено в специализированный реестр евразийского ПО.
Думаю, в сложившейся ситуации процесс импортозамещения в ЕАЭС и Союзном государстве существенно ускорился, если бы было принято решение о полноценном допуске белорусских IT-компаний к госзакупкам и кооперация с ними. Участие белорусских разработчиков в российском госзаказе также позволило бы снизить миграцию белорусских программистов на Запад. В целом в РФ тренд на импортозамещение наращивает обороты. По данным IDC, в 2021 году объем российского IT-рынка превысил 25 миллиардов долларов. Притом что совокупный доход российских разработчиков софта составил около 18 миллиардов. Таким образом, потенциальный объем импортозамещения составляет около семи миллиардов долларов, что более чем в два раза превышает совокупный годовой объем экспорта резидентов ПВТ.
И этот шанс белорусским IT-специалистам и властям важно не упустить, в противном случае они окажутся отрезанными от солидной доли заказов и утратят не только российский, но и весь рынок ЕАЭС.
К готовым продуктам
Белорусская IT-отрасль не первый год является национальной гордостью. А сам ПВТ стал точкой притяжения белорусского IТ-сектора и компаний, которые аккумулировали программистов со всей страны. Повышенная забота властей и налоговые льготы сделали парк привлекательным для аутсорсинговых компаний, чья деятельность и обеспечивает львиную долю прибыли страны от продажи информационных и компьютерных услуг. В этом и кроется обратная сторона проекта. К сожалению, белорусы зачастую выступают подрядчиками и субподрядчиками, которые выполняют свой объем работ при создании продукта, но не распоряжаются готовым продуктом. В то же время наибольшую прибыль IT обеспечивает именно создание продукта с четкой и понятной схемой монетизации и его многолетнее обслуживание.Впрочем, это никоим образом не является уничижительной характеристикой белорусского IT: он встроился в доступную для него рыночную нишу. К сожалению, в силу размеров экономики и малой численности населения появление белорусской компании, подобной Yandex, — маловероятно.
В то же время Россия в плане IТ развивается более гармонично: она не концентрируется на аутсорсе, а старается создавать ПО, то есть продукты с высокой добавленной стоимостью. В России органы государственной власти выступают в качестве заказчика ПО, оперируя порой крайне привлекательными бюджетами. Подобная связка государства и IТ-компаний позволяет проводить проактивную политику импортозамещения софта. А отсутствие в Беларуси крупных государственных или целиком принадлежащих национальному капиталу IТ-компаний создает проблемы последним с кооперацией в разработке ПО в рамках российского импортозамещения. В результате белорусские программисты практически целиком и полностью сконцентрированы на аутсорсе в интересах заказчиков из США или стран ЕС, упуская российский рынок, остающийся в полном распоряжении российских компаний, которые при поддержке государства активно нарабатывают собственные компетенции в создании ПО для государственного сектора и промышленности.
Для изменения текущей ситуации белорусскому IT необходимо переходить с сервисных на продуктовые рельсы и делать собственное ПО или в кооперации с партнерами из ЕАЭС. У профильных белорусских компаний при поддержке государства есть возможность занять достойную нишу в производстве и сервисе IT-продуктов для рынка России и даже для стран ЕАЭС.
Георгий Гриц, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».