«Это элитарный вид искусства»: органисты рассказали о своем творчестве, завсегдатаях концертов и неугомонных поклонниках
23.03.2019 11:09:00
Христина СКУРАТОВИЧ
Фортепиано, скрипка, саксофон, цимбалы — список популярных музыкальных инструментов можно продолжать и продолжать. А как насчет органа? Этот необъятный по габаритам и звучанию инструмент по сегодняшний день окутан мистикой и иносказаниями. Многие слушатели во время органного концерта сидят как заколдованные, не в силах даже пошевелиться. Интересно, что же их так гипнотизирует? Корреспондент «Р» попыталась раскрыть секреты этого необычного инструмента вместе с первым и единственным в стране органным дуэтом.
Как завороженная наблюдаю за деталями: руки музыкантов переплетаются, словно стебли лозы, а спины, натянутые идеальной осанкой как струна, покачиваются в такт музыке.
Любой человек, как бы он ни любил попсу или тащился от хип-хопа, услышав классику, замирает. А вот популярные сейчас песни, согласитесь, редко вызывают мурашки и желание подумать. Поэтому знакомство с дуэтом Юрия Габруся и Варвары Царюк началось как полагается — с музыки. Сегодня для нас органисты исполняют романс Свиридова к повести Пушкина «Метель».
Сложно подобрать слова, когда речь идет о магии звука, — даже самые изящные эпитеты кажутся какими-то пресными. Мелодия, льющаяся из органа, окутывает вуалью и убаюкивает, как мамина колыбельная… Как завороженная наблюдаю за деталями: руки музыкантов переплетаются, словно стебли лозы, а спины, натянутые идеальной осанкой как струна, покачиваются в такт музыке. По мановению волшебной палочки меняются регистры: на смену нежной мелодии приходят навевающие трепет ритмы. Настоящая метель.
Свиридов написал эту композицию для целого оркестра со скрипкой, виолончелью, флейтой, трубой. Но если закрыть глаза и глубоко погрузиться в мелодию, можно почувствовать себя на большом концерте с десятками музыкантов. Недаром Моцарт называл орган королем инструментов — своей силой он может затмить все.
Варваре 26 лет, а ее партнеру Юрию — 38. С ходу делаю им комплимент, отмечая, что выглядят они на десяток лет моложе. Дуэт отшучивается: «Музыка облагораживает».
— Я мечтала играть на органе с детства, как только услышала его в Софийском соборе, — делится своей историей девушка. — В музыкальной школе, где училась по классу фортепиано, тоже был орган. Я всегда думала: вот вырасту, буду на нем играть. Но он, как потом выяснилось, был в нерабочем состоянии. Еще долго мечта так и оставалась несбыточной — за орган я села только в консерватории.
У Юрия путь к заветной цели оказался более тернист: он по первому образованию химик, а по второму — органист и хоровой исполнитель.
— Никогда не планировал заниматься музыкой профессионально, но в какой-то момент буквально заболел органом. Маме на юбилей подарили пластинку арий эпохи барокко под аккомпанемент органа Домского собора. Я ее каждый день слушал на протяжении года и восхищался звучанием. Чем так приворожил инструмент? Он очень специфический. Все органы действительно разные — классифицируются по эпохам, странам, количеству наборов и мануалов (клавиатур. — Авт.), конструкции. Они, в конце концов, отличаются по ощущениям, меня привлекает именно такое разнообразие. Но важнейший плюс в том, что это инструмент с самым большим охватом репертуара, ему доступны все стили и жанры. Первые произведения для органа написаны еще в XIV веке, и до сих пор композиторы этот инструмент не обделяют своим вниманием.
Удивительно это слышать, правда? Ведь мы привыкли думать, что статус главного инструмента принадлежит фортепиано. Но Юрий парирует:
— Пианисты играют произведения, начиная с эпохи Бетховена и заканчивая Шостаковичем. Знаете ли вы хоть одного популярного современного фортепианного композитора? А вот органу всегда уделяли внимание мейнстримовые музыканты от Баха и Генделя до Чюрлениса и Янченко.
Юрий и Варвара работают в филармонии. Но так как вакансии органиста в этом храме музыки нет, до 14.00 молодые люди занимаются своими прямыми обязанностями: хоровым пением и музыковедением. А вот выйдя с работы, перевоплощаются в уникальный дуэт — садятся за орган и до позднего вечера музицируют, репетируя концертную программу.
— Познакомились мы в камерном хоре при филармонии. Вообще, в нашей стране работает лишь несколько концертирующих органистов, поэтому аж двое на коллектив — как-то слишком роскошно. Логично было создать дуэт.
Органу всегда уделяли внимание мейнстримовые музыканты от БАХА и ГЕНДЕЛЯ до ЧЮРЛЕНИСА и ЯНЧЕНКО.
В Минске сохранилось всего три настоящих органа — в филармонии, костеле Святого Роха и Архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии. Вскоре, надеются музыканты, четвертый инструмент восстановят и в «Верхнем городе». А пока они репетируют на электронном органе — он отличается от обычного отсутствием труб, звук идет из колонок.
— Вообще, орган очень капризный: не любит смены климата, его нужно часто настраивать. Помещение для органной музыки должно быть большое, с хорошей акустикой, без ковровых покрытий и мягких кресел. В идеале это белый пустой прямоугольный зал без ковров и… с голыми зрителями, ведь одежда тоже поглощает звук, — шутит Юрий.
Поведала я музыкантам о бытующем в народе стереотипе, мол, орган — это инструмент, предназначенный лишь для аккомпанемента хору, поющему на богослужениях. Они смутились: «Как же? На наших концертах все билеты распроданы».
— Чаще всего играем в Красном костеле, собираем полный зал — 300 человек, — рассказывает Варвара. — Эта музыка популярна у наших слушателей: приходит как старшее поколение, так и молодежь 18—20 лет. А еще очень много модных бородатых хипстеров и айтишников. Органная музыка — элитарный вид искусства, хороший способ воспитать снобизм. Большинству нравится мощность и объем звучания, интересно, как выглядит инструмент. Кстати, сильно религиозные люди на органные концерты не ходят, так как думают, что на нем можно играть только псалмы.
— А еще по миру гастролируют органные шоумены, яркий пример — Кэмерон Карпентер, — дополняет Юрий. — Если увидите этого американского исполнителя — впадете в шок. Он похож на рок-звезду: накачанный, с выбритыми висками. Парень собирает многотысячные стадионы и гастролирует с личным органом. Так что нельзя говорить, что это искусство вымирающее. Да, не попсовое, но актуальное во все времена.
К сожалению, в стране органостроителей нет, поэтому если кто-то захочет приобрести инструмент, придется заказывать за границей.
— Суммы настолько огромные, что я даже произносить их боюсь. А вот электронный подешевле — около 5000 евро, если не считать перевозку, — подсчитывает Юрий.
Любопытство не дает мне закончить встречу, так и не сыграв на органе хотя бы пару нот. Поэтому сажусь за инструмент.
— Не наступайте на педали, — только и успевает произнести Варвара. Заглядываю вниз, а там — целая клавиатура для ног! Оказывается, органная педаль — это набор регистров низких звуков. На ней играют, нажимая клавиши каблуком или носком, в зависимости от аппликатуры (для этого все органисты переобуваются в мужские танцевальные туфли).
Пытаясь вспомнить занятия по фортепиано (я что, зря в музыкалку ходила?), нажимаю на мануале несколько клавиш. Благо несуразные звуки тихо растворяются в пространстве — спасибо Юрию, который снизил громкость до минимума. Спустя пару минут привыкаю к инструменту, и вуаля — встречайте новую «королеву» органной музыки. Правда, самоуверенность исчерпалась на первых пяти тактах пьесы «К Элизе» Бетховена. Но я хотя бы попыталась!
Да уж, не собирать мне полные залы поклонников в отличие от нашего органного дуэта. У них-то с преданными слушателями все в порядке.
— А можно через «Р» передадим привет минчанке Татьяне Науменко? — спрашивает Варвара. — Она большая любительница органных концертов, видим ее на каждом выступлении. Приятно, когда твое творчество вызывает восторг и такой душевный отклик.
Как завороженная наблюдаю за деталями: руки музыкантов переплетаются, словно стебли лозы, а спины, натянутые идеальной осанкой как струна, покачиваются в такт музыке.
Звуки музыки
Любой человек, как бы он ни любил попсу или тащился от хип-хопа, услышав классику, замирает. А вот популярные сейчас песни, согласитесь, редко вызывают мурашки и желание подумать. Поэтому знакомство с дуэтом Юрия Габруся и Варвары Царюк началось как полагается — с музыки. Сегодня для нас органисты исполняют романс Свиридова к повести Пушкина «Метель».
Сложно подобрать слова, когда речь идет о магии звука, — даже самые изящные эпитеты кажутся какими-то пресными. Мелодия, льющаяся из органа, окутывает вуалью и убаюкивает, как мамина колыбельная… Как завороженная наблюдаю за деталями: руки музыкантов переплетаются, словно стебли лозы, а спины, натянутые идеальной осанкой как струна, покачиваются в такт музыке. По мановению волшебной палочки меняются регистры: на смену нежной мелодии приходят навевающие трепет ритмы. Настоящая метель.
Свиридов написал эту композицию для целого оркестра со скрипкой, виолончелью, флейтой, трубой. Но если закрыть глаза и глубоко погрузиться в мелодию, можно почувствовать себя на большом концерте с десятками музыкантов. Недаром Моцарт называл орган королем инструментов — своей силой он может затмить все.
Мечты сбываются
Варваре 26 лет, а ее партнеру Юрию — 38. С ходу делаю им комплимент, отмечая, что выглядят они на десяток лет моложе. Дуэт отшучивается: «Музыка облагораживает».
— Я мечтала играть на органе с детства, как только услышала его в Софийском соборе, — делится своей историей девушка. — В музыкальной школе, где училась по классу фортепиано, тоже был орган. Я всегда думала: вот вырасту, буду на нем играть. Но он, как потом выяснилось, был в нерабочем состоянии. Еще долго мечта так и оставалась несбыточной — за орган я села только в консерватории.
У Юрия путь к заветной цели оказался более тернист: он по первому образованию химик, а по второму — органист и хоровой исполнитель.
— Никогда не планировал заниматься музыкой профессионально, но в какой-то момент буквально заболел органом. Маме на юбилей подарили пластинку арий эпохи барокко под аккомпанемент органа Домского собора. Я ее каждый день слушал на протяжении года и восхищался звучанием. Чем так приворожил инструмент? Он очень специфический. Все органы действительно разные — классифицируются по эпохам, странам, количеству наборов и мануалов (клавиатур. — Авт.), конструкции. Они, в конце концов, отличаются по ощущениям, меня привлекает именно такое разнообразие. Но важнейший плюс в том, что это инструмент с самым большим охватом репертуара, ему доступны все стили и жанры. Первые произведения для органа написаны еще в XIV веке, и до сих пор композиторы этот инструмент не обделяют своим вниманием.
Удивительно это слышать, правда? Ведь мы привыкли думать, что статус главного инструмента принадлежит фортепиано. Но Юрий парирует:
— Пианисты играют произведения, начиная с эпохи Бетховена и заканчивая Шостаковичем. Знаете ли вы хоть одного популярного современного фортепианного композитора? А вот органу всегда уделяли внимание мейнстримовые музыканты от Баха и Генделя до Чюрлениса и Янченко.
Капризный гигант
Юрий и Варвара работают в филармонии. Но так как вакансии органиста в этом храме музыки нет, до 14.00 молодые люди занимаются своими прямыми обязанностями: хоровым пением и музыковедением. А вот выйдя с работы, перевоплощаются в уникальный дуэт — садятся за орган и до позднего вечера музицируют, репетируя концертную программу.
— Познакомились мы в камерном хоре при филармонии. Вообще, в нашей стране работает лишь несколько концертирующих органистов, поэтому аж двое на коллектив — как-то слишком роскошно. Логично было создать дуэт.
Органу всегда уделяли внимание мейнстримовые музыканты от БАХА и ГЕНДЕЛЯ до ЧЮРЛЕНИСА и ЯНЧЕНКО.
В Минске сохранилось всего три настоящих органа — в филармонии, костеле Святого Роха и Архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии. Вскоре, надеются музыканты, четвертый инструмент восстановят и в «Верхнем городе». А пока они репетируют на электронном органе — он отличается от обычного отсутствием труб, звук идет из колонок.
— Вообще, орган очень капризный: не любит смены климата, его нужно часто настраивать. Помещение для органной музыки должно быть большое, с хорошей акустикой, без ковровых покрытий и мягких кресел. В идеале это белый пустой прямоугольный зал без ковров и… с голыми зрителями, ведь одежда тоже поглощает звук, — шутит Юрий.
Поведала я музыкантам о бытующем в народе стереотипе, мол, орган — это инструмент, предназначенный лишь для аккомпанемента хору, поющему на богослужениях. Они смутились: «Как же? На наших концертах все билеты распроданы».
— Чаще всего играем в Красном костеле, собираем полный зал — 300 человек, — рассказывает Варвара. — Эта музыка популярна у наших слушателей: приходит как старшее поколение, так и молодежь 18—20 лет. А еще очень много модных бородатых хипстеров и айтишников. Органная музыка — элитарный вид искусства, хороший способ воспитать снобизм. Большинству нравится мощность и объем звучания, интересно, как выглядит инструмент. Кстати, сильно религиозные люди на органные концерты не ходят, так как думают, что на нем можно играть только псалмы.
— А еще по миру гастролируют органные шоумены, яркий пример — Кэмерон Карпентер, — дополняет Юрий. — Если увидите этого американского исполнителя — впадете в шок. Он похож на рок-звезду: накачанный, с выбритыми висками. Парень собирает многотысячные стадионы и гастролирует с личным органом. Так что нельзя говорить, что это искусство вымирающее. Да, не попсовое, но актуальное во все времена.
К сожалению, в стране органостроителей нет, поэтому если кто-то захочет приобрести инструмент, придется заказывать за границей.
— Суммы настолько огромные, что я даже произносить их боюсь. А вот электронный подешевле — около 5000 евро, если не считать перевозку, — подсчитывает Юрий.
Журналист меняет профессию
Любопытство не дает мне закончить встречу, так и не сыграв на органе хотя бы пару нот. Поэтому сажусь за инструмент.
— Не наступайте на педали, — только и успевает произнести Варвара. Заглядываю вниз, а там — целая клавиатура для ног! Оказывается, органная педаль — это набор регистров низких звуков. На ней играют, нажимая клавиши каблуком или носком, в зависимости от аппликатуры (для этого все органисты переобуваются в мужские танцевальные туфли).
Пытаясь вспомнить занятия по фортепиано (я что, зря в музыкалку ходила?), нажимаю на мануале несколько клавиш. Благо несуразные звуки тихо растворяются в пространстве — спасибо Юрию, который снизил громкость до минимума. Спустя пару минут привыкаю к инструменту, и вуаля — встречайте новую «королеву» органной музыки. Правда, самоуверенность исчерпалась на первых пяти тактах пьесы «К Элизе» Бетховена. Но я хотя бы попыталась!
Да уж, не собирать мне полные залы поклонников в отличие от нашего органного дуэта. У них-то с преданными слушателями все в порядке.
— А можно через «Р» передадим привет минчанке Татьяне Науменко? — спрашивает Варвара. — Она большая любительница органных концертов, видим ее на каждом выступлении. Приятно, когда твое творчество вызывает восторг и такой душевный отклик.