Приоритет – развитию собственных компетенций
01.03.2023 08:38:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Разные события последних лет поставили перед нашей экономикой, промышленностью, учеными и бизнесом достаточно много вопросов. И сейчас на них ищем ответы. И нередко получается. Оказалось, что наша промышленность и инженерный корпус умеют и новые продукты разрабатывать, и запускать их в производство. Технологическая независимость возможна. Однако крайне важно сегодня ориентироваться в импортозамещении на собственных инвесторов и производителей. Да, иной раз очень привлекательно взять и позвать работать в страну фирму с мировым именем из Юго-Восточной Азии, например. И придут, несмотря на санкции. И инвестиционные проекты реализуют. И будут выпускать продукцию и продавать, обеспечив белорусским проектом благосостояние себе, детям и внукам. Несомненно, иностранные инвесторы необходимы. Как и компетенции. Но по ряду направлений у нас есть свой опыт. И имеет ли смысл пользоваться чужим?
Скажем, та же упаковка. Картонная основа является почти бездонным источником для различных вариантов упаковки. Далеко не все ее виды производили в Беларуси. Но ко многому присматривались, приглядывались. Просто до поры до времени было тяжеловато отечественным производителям конкурировать с транснациональными игроками. Точнее, по некоторым позициям они этого не могли делать даже теоретически. У крупных международных компаний, как правило, есть свои рекомендованные поставщики. И чаще всего они были заточены на крупных же импортных производителей. Поэтому, если хочешь поставлять, например, стаканчики для известного фастфуда, необходимо пройти такую сертификацию, как будто выпускаешь космический корабль.
Конечно, все невозможное — возможно. Другой вопрос, какие это влечет за собой затраты. И насколько они окупаются, если речь идет о небольших белорусских производителях.
Плюс поджимали по ряду позиций украинские конкуренты. Всем известно (по большому счету это не отрицали даже киевские власти — и нынешние, и прошлые), что половина бизнеса у южного соседа (возможно, даже больше) существовала в серой зоне. То есть налоги практически не платили. Поэтому по ряду позиций с коллегами из Украины конкурировать даже за собственный рынок было непросто.
Все эти проблемы сегодня решились сами собой, причем и у нас, и в России. Давление зарубежной продукции сейчас минимальное. Если вообще есть в упаковочной отрасли. И оказалось, что мы можем производить даже очень много различных качественных изделий. Благо своя сырьевая база в Добруше — картон там выпускают весьма приличного качества.
Потому что некоторые игроки рынка помнят, как сначала хотели изъять из оборота пластиковые стаканы для напитков более 0,5 литра. Некоторые производители упаковки освоили бумажные аналоги, перестроили оборудование. А потом решили повременить с переходом на новую тару.
Конечно, у такого решения было обоснование. И вполне объективное: на фоне разрыва логистических цепочек вроде бы не время для инноваций. Вот все окончательно устаканится… Но очевидно ведь, что нам придется развивать импортозамещение в упаковочной отрасли. Так зачем ориентироваться на прошлые разработки и решения, а не брать новые рубежи?
Известный тетрапак является, пожалуй, самой знаменитой и раскрученной, но далеко не единственной упаковкой из слоеного картона. И мы ее можем производить. Более того, на базе своих опыта и компетенций. Конечно, оборудованием придется пользоваться импортным: в Юго-Восточной Азии предложений хватает. Если же брать отечественную инженерную мысль и компетенции в области конструирования упаковки, то она есть. Другой вопрос, что ее необходимо развивать. Да, не все будет сразу получаться. Однако, наверное, в разумных пределах логично и стоит рисковать, чтобы с технологической точки зрения деревообработку и упаковочную отрасль переводить на собственные рельсы.
volchkov@sb.by
Скажем, та же упаковка. Картонная основа является почти бездонным источником для различных вариантов упаковки. Далеко не все ее виды производили в Беларуси. Но ко многому присматривались, приглядывались. Просто до поры до времени было тяжеловато отечественным производителям конкурировать с транснациональными игроками. Точнее, по некоторым позициям они этого не могли делать даже теоретически. У крупных международных компаний, как правило, есть свои рекомендованные поставщики. И чаще всего они были заточены на крупных же импортных производителей. Поэтому, если хочешь поставлять, например, стаканчики для известного фастфуда, необходимо пройти такую сертификацию, как будто выпускаешь космический корабль.
Конечно, все невозможное — возможно. Другой вопрос, какие это влечет за собой затраты. И насколько они окупаются, если речь идет о небольших белорусских производителях.
Плюс поджимали по ряду позиций украинские конкуренты. Всем известно (по большому счету это не отрицали даже киевские власти — и нынешние, и прошлые), что половина бизнеса у южного соседа (возможно, даже больше) существовала в серой зоне. То есть налоги практически не платили. Поэтому по ряду позиций с коллегами из Украины конкурировать даже за собственный рынок было непросто.
Все эти проблемы сегодня решились сами собой, причем и у нас, и в России. Давление зарубежной продукции сейчас минимальное. Если вообще есть в упаковочной отрасли. И оказалось, что мы можем производить даже очень много различных качественных изделий. Благо своя сырьевая база в Добруше — картон там выпускают весьма приличного качества.
Другой вопрос, что необходимо воспользоваться моментом и сделать то, что планировали когда-то. Например, всерьез заняться переходом с пластиковой упаковки на бумажную. Пока видим, что несколько откатываемся обратно к пластику.Да, он дешевле в моменте. Но потом его сбор, переработка требуют достаточно много средств и усилий. С бумажной упаковкой дело обстоит лучше с точки зрения экологии. И, надо отметить, наши компании готовы активно осваивать эти ниши. Если будет спрос.
Потому что некоторые игроки рынка помнят, как сначала хотели изъять из оборота пластиковые стаканы для напитков более 0,5 литра. Некоторые производители упаковки освоили бумажные аналоги, перестроили оборудование. А потом решили повременить с переходом на новую тару.
Конечно, у такого решения было обоснование. И вполне объективное: на фоне разрыва логистических цепочек вроде бы не время для инноваций. Вот все окончательно устаканится… Но очевидно ведь, что нам придется развивать импортозамещение в упаковочной отрасли. Так зачем ориентироваться на прошлые разработки и решения, а не брать новые рубежи?
Известный тетрапак является, пожалуй, самой знаменитой и раскрученной, но далеко не единственной упаковкой из слоеного картона. И мы ее можем производить. Более того, на базе своих опыта и компетенций. Конечно, оборудованием придется пользоваться импортным: в Юго-Восточной Азии предложений хватает. Если же брать отечественную инженерную мысль и компетенции в области конструирования упаковки, то она есть. Другой вопрос, что ее необходимо развивать. Да, не все будет сразу получаться. Однако, наверное, в разумных пределах логично и стоит рисковать, чтобы с технологической точки зрения деревообработку и упаковочную отрасль переводить на собственные рельсы.
volchkov@sb.by