Отвечает самым высоким требованиям: техника «БКМ Холдинг» успешно завоевывает зарубежных потребителей
04.12.2024 08:00:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
Сегодня «БКМ Холдинг» (широко известный как «Белкоммунмаш») — один из ведущих производителей наземного городского электрического транспорта в странах СНГ. Предприятие осуществляет разработку, производство, реализацию, модернизацию и техническое обслуживание троллейбусов, трамваев, электробусов, грузовых электромобилей и зарядных станций. Транспорт БКМ отправлен на эксплуатацию в 90 городов 15 стран мира. Именно это предприятие Президент Александр Лукашенко ставит в пример другим. Его продукция востребована как в Беларуси, так и за рубежом. От троллейбусов до суперсовременных электробусов.
За прошлый год объем производства «БКМ Холдинг» по сравнению с 2022-м увеличился более чем на 40 процентов. Многого это предприятие добилось благодаря поддержке Главы государства. В 1990-х, когда западные рыночники предлагали продать завод и оставить многотысячный коллектив без работы, белорусский лидер принял волевое решение — оставить его в собственности государства и оказать на первых порах помощь, чтобы коллектив сделал ставку на самые передовые в мире технологии. И сейчас с конвейера «БКМ Холдинг» сходит техника, о которой смело говорят: это повод для гордости.
Разработка нового трамвая Т811 началась в 2021 году. В отличие от предшественников в данной модели кардинально модернизирована механическая часть. И сегодня такая техника уже курсирует по Мозырю, рассказал заместитель генерального директора по инновационному развитию Олег Быцко.
— Идея создания новинки родилась тогда, когда мы увидели, что в России началась закупка такой техники. Серийное производство трамваев нового поколения со стопроцентно низким уровнем пола мы начали в конце 2022 года, когда были изготовлены первые вагоны Т811 «МиНиН» для Нижнего Новгорода. Сегодня выпуск этой модели ведется совместным белорусско-российским предприятием «Нижэкотранс» в Ворсме. Потом были поставки трамваев в Самару, Краснодар и Барнаул. И уже в 2024 году новейшие трамвайные вагоны стали поступать в Беларусь. Первым городом стал Мозырь. Сейчас заканчиваем сборку техники для Минска. И до конца года должны отгрузить определенное количество.
Несущий каркас трамваев изготавливается из стали с повышенной коррозионной стойкостью, что существенно увеличивает срок эксплуатации транспорта. Техника спроектирована с учетом современных стандартов комфорта и безопасности. В ней установлены системы климат-контроля, автоматического пожаротушения, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, Wi-Fi и GPS. А для маломобильных пассажиров и лиц приоритетных категорий предусмотрены увеличенные площадки и специальные места для сидения.
— Новые трамваи комфортные для пассажиров в части входа и выхода, а также наличия пандусов, накопительной площадки с местом крепления инвалидной коляски. По требованию заказчика мы можем предусмотреть и место для собаки-поводыря, — добавил заместитель генерального директора. — Чтобы добиться максимальной низкопольности, мы разработали принципиально новую тележку. Это отдельное устройство, основной элемент ходовой части. До этого в зоне над тележкой была ступенька, теперь — ровный коридорчик. Сиденья здесь расположены по схеме «два плюс один», то есть слева они установлены в два ряда, а справа — в один. Позади — размещение «два плюс два». В этом вагоне длиной 16,5 метра установлено 35 сидений, а всего в нем поместится одновременно около 160 человек. В зависимости от пожеланий заказчика количество посадочных мест можно изменить.
В модели Т811 улучшена эргономика места водителя. Все органы управления скомпонованы в соответствии с оперативностью их использования во время движения. Сиденье позволяет водителю подобрать максимально удобное положение для управления вагоном, регулируется по высоте, наклону спинки и горизонтальному перемещению подушки сиденья. Что важно, степень локализации новой техники — более 80 процентов.
— Часть комплектующих мы покупаем в России. Это в основном для техники, предназначенной для российского рынка. А для внутреннего рынка мы освоили производство комплектующих, которые ранее импортировали. Сегодня в Беларуси локализованы тяговые двигатели, рельсовые тормоза. Следующий этап — освоение механического тормоза. Мы уже его разработали, и он проходит обкатку. В начале следующего года планируем начать серийное производство. Поэтому локализация белорусской продукции будет достигать 90 процентов, — добавил Олег Быцко.
Кстати, в 2024 году на базе трамвая Т811 разработан и запущен в серийное производство машинокомплект трамвайного вагона модели Т701. Это модель не только с улучшенными дизайнерскими характеристиками, но и более комфортными условиями для пассажиров: увеличены зона низкопольности, количество дверей, мощность отопления салона. Трамвай оснащен различными современными системами. В вагоне длиной 16,5 метра 37 мест для сидения, из них восемь — на низком полу. Что примечательно, обновление парков с использованием уже имеющихся тележек позволяет серьезно экономить городской бюджет. Такие трамваи уже ездят по Самаре и Новосибирску.
Зеленые тренды набирают обороты не только в легковом автомобилестроении. Во всем мире растет количество электрогрузовиков. Ведь почти пятая часть выбросов CO2 в мире приходится на коммерческие автомобили, многие из которых используются для доставки товаров. Передовые концепции грузового транспорта могут помочь сохранить здоровье планеты. Есть что предложить рынку и белорусскому производителю. В 2022 году «БКМ Холдинг» презентовал грузовой электромобиль Vitovt Truck Electro Prime. С тех пор опытный образец прошел все необходимые испытания и соответствующие сертификационные процедуры, получил свидетельство безопасности конструкции транспортного средства и допущен к передвижению по дорогам общего пользования.
BKM Holding продолжает наращивать мощности. В этом году с конвейеров сойдет не менее 250 единиц техники.
— Электрогрузовик способен перевезти груз до 7,8 тонны, например, от Минска до Могилева на скорости 90 километров в час без подзарядки. Запас хода до 200 километров. Наличие системы рекуперации энергии торможения позволяет снизить энергопотребление и повысить эффективность электропривода, — поделился техническими характеристиками разработки Олег Быцко. — Данная версия электрогрузовика оборудована кузовом-фургоном. Тяговый асинхронный электродвигатель — сердце автомобиля мощностью 180 кВт. Средний расход электроэнергии составляет 1,1 кВт.ч. Одно из преимуществ модели — наличие двух зарядных розеток CCS Combo2. Полная зарядка в таком режиме составляет 90 минут.
Электрическая начинка электрогрузовика собственного производства «БКМ Холдинг». Инверторы, конвертеры-преобразователи постоянного тока, электрические блоки защиты цепей и управления цепями — все со знаком «Сделано в Беларуси». Также тут установлено собственное программное обеспечение.
— Главное предназначение такого типа транспорта — доставка товаров от логистического центра до гипермаркетов. Потенциальными заказчиками станут крупные перевозчики и торговые сети, — добавил Олег Быцко.
Сегодня предприятие активно работает над созданием второго образца электрогрузовика. Уже разработана его концепция. Акцент — на максимальную локализацию. Конкретные сроки выхода на рынок новинки пока не называются.
sichevich@sb.by
За прошлый год объем производства «БКМ Холдинг» по сравнению с 2022-м увеличился более чем на 40 процентов. Многого это предприятие добилось благодаря поддержке Главы государства. В 1990-х, когда западные рыночники предлагали продать завод и оставить многотысячный коллектив без работы, белорусский лидер принял волевое решение — оставить его в собственности государства и оказать на первых порах помощь, чтобы коллектив сделал ставку на самые передовые в мире технологии. И сейчас с конвейера «БКМ Холдинг» сходит техника, о которой смело говорят: это повод для гордости.
Максимальный комфорт
В этом году запланировано обновление транспортного парка Минска. Как ожидается, по городу будут курсировать 20 новых трамваев. Первые образцы уже на финишном этапе сборки. В ближайшее время планируется их обкатка. Речь о полностью низкопольном односекционном трамвае модели Т811 с двумя моторными тележками. Автономный ход новинки — до 1000 метров. Предусмотрена подготовка под систему беспилотного управления. Трамваи оснащены системой видеонаблюдения по двум сторонам, что позволяет водителю контролировать не только обстановку в салоне, но и следить за ситуацией снаружи. Еще одна особенность — наличие системы оповещения при движении назад, что делает поездки безопаснее как для пассажиров, так и для пешеходов.Разработка нового трамвая Т811 началась в 2021 году. В отличие от предшественников в данной модели кардинально модернизирована механическая часть. И сегодня такая техника уже курсирует по Мозырю, рассказал заместитель генерального директора по инновационному развитию Олег Быцко.
— Идея создания новинки родилась тогда, когда мы увидели, что в России началась закупка такой техники. Серийное производство трамваев нового поколения со стопроцентно низким уровнем пола мы начали в конце 2022 года, когда были изготовлены первые вагоны Т811 «МиНиН» для Нижнего Новгорода. Сегодня выпуск этой модели ведется совместным белорусско-российским предприятием «Нижэкотранс» в Ворсме. Потом были поставки трамваев в Самару, Краснодар и Барнаул. И уже в 2024 году новейшие трамвайные вагоны стали поступать в Беларусь. Первым городом стал Мозырь. Сейчас заканчиваем сборку техники для Минска. И до конца года должны отгрузить определенное количество.
Несущий каркас трамваев изготавливается из стали с повышенной коррозионной стойкостью, что существенно увеличивает срок эксплуатации транспорта. Техника спроектирована с учетом современных стандартов комфорта и безопасности. В ней установлены системы климат-контроля, автоматического пожаротушения, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, Wi-Fi и GPS. А для маломобильных пассажиров и лиц приоритетных категорий предусмотрены увеличенные площадки и специальные места для сидения.
— Новые трамваи комфортные для пассажиров в части входа и выхода, а также наличия пандусов, накопительной площадки с местом крепления инвалидной коляски. По требованию заказчика мы можем предусмотреть и место для собаки-поводыря, — добавил заместитель генерального директора. — Чтобы добиться максимальной низкопольности, мы разработали принципиально новую тележку. Это отдельное устройство, основной элемент ходовой части. До этого в зоне над тележкой была ступенька, теперь — ровный коридорчик. Сиденья здесь расположены по схеме «два плюс один», то есть слева они установлены в два ряда, а справа — в один. Позади — размещение «два плюс два». В этом вагоне длиной 16,5 метра установлено 35 сидений, а всего в нем поместится одновременно около 160 человек. В зависимости от пожеланий заказчика количество посадочных мест можно изменить.
В модели Т811 улучшена эргономика места водителя. Все органы управления скомпонованы в соответствии с оперативностью их использования во время движения. Сиденье позволяет водителю подобрать максимально удобное положение для управления вагоном, регулируется по высоте, наклону спинки и горизонтальному перемещению подушки сиденья. Что важно, степень локализации новой техники — более 80 процентов.
— Часть комплектующих мы покупаем в России. Это в основном для техники, предназначенной для российского рынка. А для внутреннего рынка мы освоили производство комплектующих, которые ранее импортировали. Сегодня в Беларуси локализованы тяговые двигатели, рельсовые тормоза. Следующий этап — освоение механического тормоза. Мы уже его разработали, и он проходит обкатку. В начале следующего года планируем начать серийное производство. Поэтому локализация белорусской продукции будет достигать 90 процентов, — добавил Олег Быцко.
Кстати, в 2024 году на базе трамвая Т811 разработан и запущен в серийное производство машинокомплект трамвайного вагона модели Т701. Это модель не только с улучшенными дизайнерскими характеристиками, но и более комфортными условиями для пассажиров: увеличены зона низкопольности, количество дверей, мощность отопления салона. Трамвай оснащен различными современными системами. В вагоне длиной 16,5 метра 37 мест для сидения, из них восемь — на низком полу. Что примечательно, обновление парков с использованием уже имеющихся тележек позволяет серьезно экономить городской бюджет. Такие трамваи уже ездят по Самаре и Новосибирску.
Егор Кошелев, слесарь-электромонтажник.
Груз в стиле электро
Сегодня во всем мире набирает популярность электротранспорт. И Беларусь не исключение. За прошлый год количество электрокаров в стране выросло вдвое. Растет их число и в этом году. Сейчас каждый шестой продаваемый автомобиль — электрический или гибридный. Согласно официальной статистике, в Беларуси уже зарегистрировано 15 тысяч электромобилей.Зеленые тренды набирают обороты не только в легковом автомобилестроении. Во всем мире растет количество электрогрузовиков. Ведь почти пятая часть выбросов CO2 в мире приходится на коммерческие автомобили, многие из которых используются для доставки товаров. Передовые концепции грузового транспорта могут помочь сохранить здоровье планеты. Есть что предложить рынку и белорусскому производителю. В 2022 году «БКМ Холдинг» презентовал грузовой электромобиль Vitovt Truck Electro Prime. С тех пор опытный образец прошел все необходимые испытания и соответствующие сертификационные процедуры, получил свидетельство безопасности конструкции транспортного средства и допущен к передвижению по дорогам общего пользования.
BKM Holding продолжает наращивать мощности. В этом году с конвейеров сойдет не менее 250 единиц техники.
— Электрогрузовик способен перевезти груз до 7,8 тонны, например, от Минска до Могилева на скорости 90 километров в час без подзарядки. Запас хода до 200 километров. Наличие системы рекуперации энергии торможения позволяет снизить энергопотребление и повысить эффективность электропривода, — поделился техническими характеристиками разработки Олег Быцко. — Данная версия электрогрузовика оборудована кузовом-фургоном. Тяговый асинхронный электродвигатель — сердце автомобиля мощностью 180 кВт. Средний расход электроэнергии составляет 1,1 кВт.ч. Одно из преимуществ модели — наличие двух зарядных розеток CCS Combo2. Полная зарядка в таком режиме составляет 90 минут.
Электрическая начинка электрогрузовика собственного производства «БКМ Холдинг». Инверторы, конвертеры-преобразователи постоянного тока, электрические блоки защиты цепей и управления цепями — все со знаком «Сделано в Беларуси». Также тут установлено собственное программное обеспечение.
— Главное предназначение такого типа транспорта — доставка товаров от логистического центра до гипермаркетов. Потенциальными заказчиками станут крупные перевозчики и торговые сети, — добавил Олег Быцко.
Сегодня предприятие активно работает над созданием второго образца электрогрузовика. Уже разработана его концепция. Акцент — на максимальную локализацию. Конкретные сроки выхода на рынок новинки пока не называются.
sichevich@sb.by
Фото из архива «СБ»