15 нарушений в работе одного такси: как мы с Транспортной инспекцией проверяли перевозчиков
16.11.2020 21:36:03
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
Поездки в такси обретают все большую популярность — об этом свидетельствует беспристрастная статистика. Между тем лихачество и несоблюдение правил дорожного движения и безопасности перевозок таксистов уже стали притчей во языцех, а многие опытные водители на дорогах стараются держаться подальше от авто с желтыми полосками. Их можно понять: с января этого года в результате аварий с участием такси погибли 13 человек, пострадали 60. В целях контроля безопасности пассажирских перевозок Транспортная инспекция Минтранса начала масштабную проверку такси. К одному из рейдовых мероприятий присоединилась корреспондент «Р».
Цель контрольных мероприятий — прежде всего профилактическая работа.
Будний день в Гродно клонится к вечеру, и на улицах мелькает все больше авто с желтыми полосками и шашечками на плафонах. Одну из машин сотрудники Транспортной инспекции и ГАИ останавливают в частном секторе на улице Подгорной. Из салона нам улыбаются девушки-пассажирки, а молодой водитель, не проявляя ни малейшего беспокойства, предъявляет документы.
— В первую очередь при проведении контрольных мероприятий мы обращаем внимание на техническое состояние и внешний вид автомобиля, — проводит ликбез Юрий Лезовский, заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гродненской области. — Он не должен иметь неисправностей, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении. Если авто не желтого цвета, то необходима желтая полоса шириной не менее 20 сантиметров по периметру. На борта, а также на опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше следует нанести шашечки. На передних дверцах должны быть указаны название перевозчика, ИП или транспортной фирмы, а также УНП — учетный номер налогоплательщика. Затем осматриваем салон. Там должен находиться таксометр, совмещенный со СКНО — средством контроля налоговых органов: вон видите коробочку с лампочками в верхнем правом углу лобового стекла? Сейчас светятся две желтые лампочки, значит, машина работает, везет пассажиров. Отсутствие таксометра допускается только в случае, когда водитель работает исключительно по безналичному расчету через диспетчера, который зарегистрировал в установленном порядке свою информационную систему, то есть мобильное приложение. На видном месте следует прикрепить две информационные таблички. На одной можно увидеть наименование перевозчика, контактные телефоны, а также данные о водителе и информацию о местонахождении книги жалоб и предложений. На второй расписаны тарифы поездок.
Перечень документов, которые должен предъявить водитель, кажется устрашающе длинным: здесь и водительское удостоверение, и техпаспорт, и допуск к участию в дорожном движении, который следует получать раз в шесть месяцев, и две страховки — одна автогражданской ответственности, вторая на пассажиров. Ах да, еще и информация перед выездом на смену о прохождении медика и механика…
Инспектор и водитель довольны друг другом: все в порядке!
Тем не менее все проверено очень быстро. Через минуту водитель получает обратно свои документы, и мы расстаемся, довольные друг другом: все в порядке!
Проезжающий мимо табачной фабрики темно-зеленый старенький «Опель-Вектра» привлек внимание инспекторов отсутствием желтых полосок по периметру и плафона. Остановили его с пассажиркой на борту. Правда, девушка доставлена до места назначения: она не должна терять время из-за водителя-нарушителя.
Помните вышеперечисленные правила о том, каким должен быть внешний вид машины и чем следует оснастить ее салон? Так вот, не соблюдено ни одно из них! Ни плафона, ни полосок, ни таксометра со СКНО, ни информационных табличек! Переходим к осмотру документов — и здесь беда. Автомобиль не имеет допуска к участию в дорожном движении. Полис страхования автогражданской ответственности имеется, но ненадлежащего типа.
— Вот видите, слева вверху указан тип А2? — показывает бумагу Александр Янушкевич, ведущий специалист управления контроля автомобильного транспорта. — Он годится для обычных легковушек, но никак не для задействованных в пассажирских перевозках. Их страхуют по типу А6: предполагается, что такая машина несет больше рисков, соответственно, и стоимость страховки другая, дороже.
Что касается договора обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром, то его и вовсе нет. Это значит, если бы на этой машине девушка-пассажирка попала в ДТП, ей было бы весьма сложно получить компенсацию вреда, причиненного здоровью. Между тем стоимость пассажирской страховки — 26 рублей, оформляется она на год.
В работе этого такси допущено в общей сложности 15 нарушений.
— Отсутствие медицинского осмотра перед сменой — очень серьезное нарушение, — рассуждает Юрий Лезовский. — За него к ответственности привлекаем не только водителя, штраф которому составляет 0,5 базовой величины, то есть 13 рублей 50 копеек, но и ответственных лиц, выпустивших его в рейс. Для них штраф составляет от восьми базовых в первый раз и 15 — за повторность. Что делать индивидуальным предпринимателям, которые работают на себя? Как правило, они заключают договор с какой-нибудь организацией, где в штате есть медик и механик. Серьезное нарушение и отсутствие страховки на пассажира, штраф за него может достигать для ИП 150 базовых величин. Правда, предусмотрено и предупреждение: есть возможность быстренько ее оформить. За отсутствие таблички с информацией о тарифах или шашечек на плафоне выносим предупреждение и сразу же выдаем предписание на устранение нарушения. Об отсутствии таксометра и СКНО поставим в известность налоговую инспекцию. Сотрудники ГАИ вынесут постановление о привлечении к административной ответственности за отсутствие техосмотра. О страховке ненадлежащего типа сообщим в страховую компанию. Тому, кто страховал машину, придется компенсировать разницу за все время эксплуатации этого транспортного средства в двойном размере плюс выплатить штраф. Мы составим акт осмотра, в котором перечислим все нарушения.
Тем временем водитель Александр, очевидно, недовольный действиями инспекторов, называет себя безработным, чем становится в один ряд с нелегалами:
— Перевозку осуществляю от своего имени. Скачал приложение — и все!
— Но вы должны были или оформить ИП, или состоять в трудовых отношениях с таксомоторным парком.
Это замечание Александр игнорирует. Зато раздраженно заявляет, что не знает, как работать по правилам, и считает, что большинство таксистов об этом не осведомлены. Остается только догадываться, откуда такая «секретная» информация у других водителей, которых мы останавливали в районе автовокзала: у них имелись все нужные документы, а внешний вид машины соответствовал требованиям. Все они — молодые приветливые парни, и я начинаю уже формулировать версию о законопослушности молодежи, но тут ее вдребезги разбивает Евгений…
Огоньки СКНО под лобовым стеклом не светятся, а значит, таксометра в его машине нет. Это такси имеет право работать только с пассажирами, чья банковская карточка привязана к сайту агрегатора. Брать людей «от бордюра» им из этих же соображений нельзя. На наших глазах и под видеозапись — инспекторы работают с включенными видеорегистраторами — молодой человек принимает у пассажирки наличные, отпускает ее без чека и только после этого выражает готовность к проверке. Об этом факте Транспортная инспекция сообщит в налоговую.
К внешнему виду машины претензий нет — разве что плафон без шашечек, но это не столь серьезное нарушение. А вот документы не в порядке. Договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром просрочен больше чем на месяц. «Автогражданка» имеется, но вновь не того типа: А2 вместо А6. Отсутствуют и отметки об осмотрах медика и механика. Юрий Михайлович настоятельно советует пройти их прямо сейчас, а также в самое ближайшее время оформить правильные страховки: от взыскания это не избавит, но значительно смягчит его характер.
nevmer@sb.by
Порядок прежде всего
В Транспортной инспекции подчеркивают, что их цель — прежде всего профилактическая работа, а вовсе не наказание нерадивых таксистов и фирм-перевозчиков. Они утверждают, что большинство водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, являются людьми законопослушными и выполняюют все правила. Проверим?Цель контрольных мероприятий — прежде всего профилактическая работа.
Будний день в Гродно клонится к вечеру, и на улицах мелькает все больше авто с желтыми полосками и шашечками на плафонах. Одну из машин сотрудники Транспортной инспекции и ГАИ останавливают в частном секторе на улице Подгорной. Из салона нам улыбаются девушки-пассажирки, а молодой водитель, не проявляя ни малейшего беспокойства, предъявляет документы.
— В первую очередь при проведении контрольных мероприятий мы обращаем внимание на техническое состояние и внешний вид автомобиля, — проводит ликбез Юрий Лезовский, заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гродненской области. — Он не должен иметь неисправностей, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении. Если авто не желтого цвета, то необходима желтая полоса шириной не менее 20 сантиметров по периметру. На борта, а также на опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше следует нанести шашечки. На передних дверцах должны быть указаны название перевозчика, ИП или транспортной фирмы, а также УНП — учетный номер налогоплательщика. Затем осматриваем салон. Там должен находиться таксометр, совмещенный со СКНО — средством контроля налоговых органов: вон видите коробочку с лампочками в верхнем правом углу лобового стекла? Сейчас светятся две желтые лампочки, значит, машина работает, везет пассажиров. Отсутствие таксометра допускается только в случае, когда водитель работает исключительно по безналичному расчету через диспетчера, который зарегистрировал в установленном порядке свою информационную систему, то есть мобильное приложение. На видном месте следует прикрепить две информационные таблички. На одной можно увидеть наименование перевозчика, контактные телефоны, а также данные о водителе и информацию о местонахождении книги жалоб и предложений. На второй расписаны тарифы поездок.
Перечень документов, которые должен предъявить водитель, кажется устрашающе длинным: здесь и водительское удостоверение, и техпаспорт, и допуск к участию в дорожном движении, который следует получать раз в шесть месяцев, и две страховки — одна автогражданской ответственности, вторая на пассажиров. Ах да, еще и информация перед выездом на смену о прохождении медика и механика…
Инспектор и водитель довольны друг другом: все в порядке!
Тем не менее все проверено очень быстро. Через минуту водитель получает обратно свои документы, и мы расстаемся, довольные друг другом: все в порядке!
Прерванный полет
Машины такси без пассажиров сотрудников Транспортной инспекции не слишком интересуют: может, водитель направляется по личным делам. Зато серая легковушка с желтыми полосками привлекла внимание ГАИ: прошла мимо на бреющем полете, затем безрассудно подрезала фуру, едва не получив от нее пинок под зад, а в довершение промчалась по кольцу в крайнем правом ряду, создав тем самым аварийную ситуацию. Догонять лихача пришлось с мигалками, в отношении его составили протокол.Помните вышеперечисленные правила о том, каким должен быть внешний вид машины и чем следует оснастить ее салон? Так вот, не соблюдено ни одно из них! Ни плафона, ни полосок, ни таксометра со СКНО, ни информационных табличек! Переходим к осмотру документов — и здесь беда. Автомобиль не имеет допуска к участию в дорожном движении. Полис страхования автогражданской ответственности имеется, но ненадлежащего типа.
— Вот видите, слева вверху указан тип А2? — показывает бумагу Александр Янушкевич, ведущий специалист управления контроля автомобильного транспорта. — Он годится для обычных легковушек, но никак не для задействованных в пассажирских перевозках. Их страхуют по типу А6: предполагается, что такая машина несет больше рисков, соответственно, и стоимость страховки другая, дороже.
Что касается договора обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром, то его и вовсе нет. Это значит, если бы на этой машине девушка-пассажирка попала в ДТП, ей было бы весьма сложно получить компенсацию вреда, причиненного здоровью. Между тем стоимость пассажирской страховки — 26 рублей, оформляется она на год.
В работе этого такси допущено в общей сложности 15 нарушений.
«Скачал приложение — и все!»
В путевом листе отметок об осмотре водителя медиком перед выходом на смену нет, как и автомобиля — механиком. В общей сложности допущено 15 нарушений! Интересуюсь, какие санкции будут применены.— Отсутствие медицинского осмотра перед сменой — очень серьезное нарушение, — рассуждает Юрий Лезовский. — За него к ответственности привлекаем не только водителя, штраф которому составляет 0,5 базовой величины, то есть 13 рублей 50 копеек, но и ответственных лиц, выпустивших его в рейс. Для них штраф составляет от восьми базовых в первый раз и 15 — за повторность. Что делать индивидуальным предпринимателям, которые работают на себя? Как правило, они заключают договор с какой-нибудь организацией, где в штате есть медик и механик. Серьезное нарушение и отсутствие страховки на пассажира, штраф за него может достигать для ИП 150 базовых величин. Правда, предусмотрено и предупреждение: есть возможность быстренько ее оформить. За отсутствие таблички с информацией о тарифах или шашечек на плафоне выносим предупреждение и сразу же выдаем предписание на устранение нарушения. Об отсутствии таксометра и СКНО поставим в известность налоговую инспекцию. Сотрудники ГАИ вынесут постановление о привлечении к административной ответственности за отсутствие техосмотра. О страховке ненадлежащего типа сообщим в страховую компанию. Тому, кто страховал машину, придется компенсировать разницу за все время эксплуатации этого транспортного средства в двойном размере плюс выплатить штраф. Мы составим акт осмотра, в котором перечислим все нарушения.
— Перевозку осуществляю от своего имени. Скачал приложение — и все!
— Но вы должны были или оформить ИП, или состоять в трудовых отношениях с таксомоторным парком.
Это замечание Александр игнорирует. Зато раздраженно заявляет, что не знает, как работать по правилам, и считает, что большинство таксистов об этом не осведомлены. Остается только догадываться, откуда такая «секретная» информация у других водителей, которых мы останавливали в районе автовокзала: у них имелись все нужные документы, а внешний вид машины соответствовал требованиям. Все они — молодые приветливые парни, и я начинаю уже формулировать версию о законопослушности молодежи, но тут ее вдребезги разбивает Евгений…
Огоньки СКНО под лобовым стеклом не светятся, а значит, таксометра в его машине нет. Это такси имеет право работать только с пассажирами, чья банковская карточка привязана к сайту агрегатора. Брать людей «от бордюра» им из этих же соображений нельзя. На наших глазах и под видеозапись — инспекторы работают с включенными видеорегистраторами — молодой человек принимает у пассажирки наличные, отпускает ее без чека и только после этого выражает готовность к проверке. Об этом факте Транспортная инспекция сообщит в налоговую.
К внешнему виду машины претензий нет — разве что плафон без шашечек, но это не столь серьезное нарушение. А вот документы не в порядке. Договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром просрочен больше чем на месяц. «Автогражданка» имеется, но вновь не того типа: А2 вместо А6. Отсутствуют и отметки об осмотрах медика и механика. Юрий Михайлович настоятельно советует пройти их прямо сейчас, а также в самое ближайшее время оформить правильные страховки: от взыскания это не избавит, но значительно смягчит его характер.
nevmer@sb.by