Байкеры в седле: какие риски принес с собой начавшийся мотосезон
19.04.2018 22:54:40
Инна ГОРБАТЕНКО
С приходом полноценной весны на улицах сразу увеличилось количество мотоциклистов. В городе уже произошло несколько аварий с участием любителей двухколесной техники. Корреспондент «Рэспублікі» вместе с Госавтоинспекцией проверила, все ли мотоциклисты подготовились к мотосезону-2018.
Эдуард РУСИНОВИЧ проверяет документы у очередного мотоциклиста
Мотор ревет и мечет
Первым делом отправляемся на улицу Орловскую. Один за другим проносятся мотоциклисты в направлении выезда из города. Останавливаем Honda CB 500 1999-го года выпуска. За рулем Янис Блесис. Пока командир взвода ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Эдуард Русинович проверяет документы, Янис рассказывает:
— Машина сломалась, пришлось временно пересесть на мотоцикл. Выехал неделю назад. Уже 447 километров проехал. А так за рулем байка второй год. Четыре года у жены просил разрешения ездить на мотоцикле. Только в прошлом году разрешила. Боялась. Знает, что я не лихачу, а вот за других участников дорожного движения уверенности нет...
Документы у Яниса оказались в полном порядке. Побольше бы таких мотоциклистов на наших дорогах. Следом останавливаем Chopper под управлением Антона Лабарчука. За рулем байка он уже пятый год. И у него с документами тоже полный порядок.
Мотоциклист Антон ЛАБАРЧУК: «Кожаная одежда от переломов конечно не спасет, зато при падении защитит от ссадин»
— Кроме шлема, из защиты — кожаная одежда. От переломов, конечно, не спасет, зато при падении защитит от ссадин, — перекрикивая мощный рев своего мотоцикла, Антон демонстрирует экипировку. — Есть еще специальный защитный костюм с усиливающими элементами в области колен, локтей и голеней. При падении он тоже минимизирует травмы.
— Номера в порядке, — обойдя мотоцикл заключает Эдуард Русинович. — Вообще, за скрытие номера предусмотрен штраф от 10 до 20 базовых величин. Этим часто грешат байкеры. Если номер на месте, но не читаем, то предусмотрено предупреждение или штраф до 2 базовых.
Едва мы начинаем хвалить мотоциклистов за то, что они исправно подготовились к сезону, как нам попадается первый нарушитель. В ходе проверки документов выяснилось, что техосмотр у Андрея на его Chopper Rex 125 не пройден. Оказалось, байк молодой человек купил месяц назад. Решил его обкатать. А вот техосмотр пройти еще не успел. Андрей ведет себя спокойно, признает, что нарушил. Инспектор выписывает штраф.
…Кружим по центру. Замечаем, как на обочине другой госавтоинспектор проверяет документы у еще одного водителя Chopper. Вообще, контингент на чопперах в сводки ДТП попадает редко: двигаются медленно, наслаждаясь видами, а не скоростью. Культуре вождения у них стоило бы поучиться молодежи, которая в поисках адреналина садится на спортивные байки, не имея навыков управления ими.
Роковой маневр
В пути разговор заходит об особенностях мотоцикла. О том, что зачастую автомобилисты не воспринимают его как полноценное транспортное средство из-за габаритов. Да еще за зиму глаз привыкает к большим объектам, и весной водители не успевают приноровиться к юрким мотоциклистам.
— Нужно учитывать некоторые особенности мотоцикла как транспортного средства. Они более маневренные. Маневр, который автомобилист выполнит за 2—3 секунды, мотоциклист сделает гораздо быстрее, — аргумент в защиту автомобилистов находит Эдуард Русинович. — Водитель смотрит в зеркало заднего вида — никого. Начинает перестраиваться. А через секунду между рядами летит мотоциклист. Водитель просто не успевает среагировать.
Тем временем мы уже на улице Тимирязева. Проверив документы еще у трех мотоциклистов и убедившись, что все в порядке, едем к станции метро «Фрунзенская». Со стороны ТЦ «Корона» в направлении Немиги проезжает группа байкеров. Едут по правилам — вопросов нет. В ожидании нарушителей коротаем время за разговорами о шумных мотоциклистах. Жалобы на рев моторов с наступлением сумерек от жителей улиц Кальварийская и Романовская Слобода на инспекторов сыплются как из рога изобилия. 150 км/ч на заднем колесе — картина здесь привычная. Тренировки в навыках вождения на скорости для многих ребят заканчиваются в больнице.
— Байки переделывают в гараже. Вставляют резонаторы, модернизируют выпускную систему, чтобы рев мотоцикла стал еще громче, — объясняет тонкости Эдуард Русинович.
По правилам мотоцикл может шуметь не громче 96 дБ. Это примерно равно шуму в вагоне метро во время его движения. Техосмотр на шумном мотоцикле, понятное дело, не пройдешь. Поэтому нарушители спокойствия сперва проходят техосмотр и лишь затем приступают к переделкам своих байков в прямотоки. В любом случае переоборудование приравнивается к неисправности и на первый раз грозит штрафом до одной базовой. Кстати, сами мотоциклисты, которых мы опросили в ходе рейда, объясняли громкий звук попыткой предупредить автомобилистов о своем приближении.
Стражи в порядке
— За прошлый год на территории Минска с участием мотоциклистов произошло 19 аварий. В них трое человек погибли и восемнадцать получили ранения. В 2016 году таких происшествий было 24, — привел статистику Эдуард Русинович. — Чаще всего ДТП совершают молодые водители в возрасте от 24 до 28 лет на мощных мотоциклах класса «спорт». Практически все аварии с погибшими за прошлый год совершены из-за нарушения скоростных режимов. Помимо несоблюдения скоростного режима, основные нарушения — отсутствие техосмотра, регистрации и водительского удостоверения необходимой категории.
По рации вдруг сообщают, что в другом районе города на улице Тростенецкой попытка проверить документы у мотоциклиста закончилась погоней. Позже выяснилось, что сотрудники ГАИ обратили внимание на регистрационный знак мотоцикла Suzuki GSX. Вместо обычного номера на нем была картинка с неприличным рисунком о ГАИ. Увидев, что инспекторы направляются к нему, мотоциклист попытался скрыться. Далеко не уехал — врезался в служебный автомобиль ГАИ. 26-летнего нарушителя задержали.
Молодые мотоциклисты, по наблюдениям инспектора, нарушают чаще. Жажда скорости и отсутствие всякой ответственности играют свою роль. К тому же цены на мотоциклы доступные. Потому молодые ребята в состоянии их себе позволить. При этом необходимых навыков вождения не имеют. Как раз для снижения аварийности с участием мототранспорта в стране несколько лет назад ввели разделение категорий. Появилась категория «А1». Лишь отъездив два года на малокубатурном мотоцикле, можно получить категорию «А». Она позволяет пересесть на мощный мотоцикл. В странах ЕС таких категорий по стажу вождения около пяти.
Для обеспечения спокойствия и безопасности дорожного движения в Минске наравне с другими экипажами ГАИ этим летом будут нести службу 12 мотоциклистов. В распоряжении инспекторов — мотоциклы BMW F800GS класса туристический эндуро. Их мощность — 85 лошадиных сил. Максимальная производительность мотора достигается на 5500—7500 об/мин. Мотоциклы оборудованы с учетом специфики работы ГАИ. Мотопатрули будут отрабатывать наиболее аварийно-опасные участки улично-дорожной сети города, где зафиксированы ДТП с участием двухколесного транспорта.
gorbatenko_inna@mail.ru
Эдуард РУСИНОВИЧ проверяет документы у очередного мотоциклиста
Мотор ревет и мечет
Первым делом отправляемся на улицу Орловскую. Один за другим проносятся мотоциклисты в направлении выезда из города. Останавливаем Honda CB 500 1999-го года выпуска. За рулем Янис Блесис. Пока командир взвода ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Эдуард Русинович проверяет документы, Янис рассказывает:
— Машина сломалась, пришлось временно пересесть на мотоцикл. Выехал неделю назад. Уже 447 километров проехал. А так за рулем байка второй год. Четыре года у жены просил разрешения ездить на мотоцикле. Только в прошлом году разрешила. Боялась. Знает, что я не лихачу, а вот за других участников дорожного движения уверенности нет...
Документы у Яниса оказались в полном порядке. Побольше бы таких мотоциклистов на наших дорогах. Следом останавливаем Chopper под управлением Антона Лабарчука. За рулем байка он уже пятый год. И у него с документами тоже полный порядок.
Мотоциклист Антон ЛАБАРЧУК: «Кожаная одежда от переломов конечно не спасет, зато при падении защитит от ссадин»
— Кроме шлема, из защиты — кожаная одежда. От переломов, конечно, не спасет, зато при падении защитит от ссадин, — перекрикивая мощный рев своего мотоцикла, Антон демонстрирует экипировку. — Есть еще специальный защитный костюм с усиливающими элементами в области колен, локтей и голеней. При падении он тоже минимизирует травмы.
— Номера в порядке, — обойдя мотоцикл заключает Эдуард Русинович. — Вообще, за скрытие номера предусмотрен штраф от 10 до 20 базовых величин. Этим часто грешат байкеры. Если номер на месте, но не читаем, то предусмотрено предупреждение или штраф до 2 базовых.
Едва мы начинаем хвалить мотоциклистов за то, что они исправно подготовились к сезону, как нам попадается первый нарушитель. В ходе проверки документов выяснилось, что техосмотр у Андрея на его Chopper Rex 125 не пройден. Оказалось, байк молодой человек купил месяц назад. Решил его обкатать. А вот техосмотр пройти еще не успел. Андрей ведет себя спокойно, признает, что нарушил. Инспектор выписывает штраф.
…Кружим по центру. Замечаем, как на обочине другой госавтоинспектор проверяет документы у еще одного водителя Chopper. Вообще, контингент на чопперах в сводки ДТП попадает редко: двигаются медленно, наслаждаясь видами, а не скоростью. Культуре вождения у них стоило бы поучиться молодежи, которая в поисках адреналина садится на спортивные байки, не имея навыков управления ими.
Роковой маневр
В пути разговор заходит об особенностях мотоцикла. О том, что зачастую автомобилисты не воспринимают его как полноценное транспортное средство из-за габаритов. Да еще за зиму глаз привыкает к большим объектам, и весной водители не успевают приноровиться к юрким мотоциклистам.
— Нужно учитывать некоторые особенности мотоцикла как транспортного средства. Они более маневренные. Маневр, который автомобилист выполнит за 2—3 секунды, мотоциклист сделает гораздо быстрее, — аргумент в защиту автомобилистов находит Эдуард Русинович. — Водитель смотрит в зеркало заднего вида — никого. Начинает перестраиваться. А через секунду между рядами летит мотоциклист. Водитель просто не успевает среагировать.
Тем временем мы уже на улице Тимирязева. Проверив документы еще у трех мотоциклистов и убедившись, что все в порядке, едем к станции метро «Фрунзенская». Со стороны ТЦ «Корона» в направлении Немиги проезжает группа байкеров. Едут по правилам — вопросов нет. В ожидании нарушителей коротаем время за разговорами о шумных мотоциклистах. Жалобы на рев моторов с наступлением сумерек от жителей улиц Кальварийская и Романовская Слобода на инспекторов сыплются как из рога изобилия. 150 км/ч на заднем колесе — картина здесь привычная. Тренировки в навыках вождения на скорости для многих ребят заканчиваются в больнице.
— Байки переделывают в гараже. Вставляют резонаторы, модернизируют выпускную систему, чтобы рев мотоцикла стал еще громче, — объясняет тонкости Эдуард Русинович.
По правилам мотоцикл может шуметь не громче 96 дБ. Это примерно равно шуму в вагоне метро во время его движения. Техосмотр на шумном мотоцикле, понятное дело, не пройдешь. Поэтому нарушители спокойствия сперва проходят техосмотр и лишь затем приступают к переделкам своих байков в прямотоки. В любом случае переоборудование приравнивается к неисправности и на первый раз грозит штрафом до одной базовой. Кстати, сами мотоциклисты, которых мы опросили в ходе рейда, объясняли громкий звук попыткой предупредить автомобилистов о своем приближении.
Стражи в порядке
— За прошлый год на территории Минска с участием мотоциклистов произошло 19 аварий. В них трое человек погибли и восемнадцать получили ранения. В 2016 году таких происшествий было 24, — привел статистику Эдуард Русинович. — Чаще всего ДТП совершают молодые водители в возрасте от 24 до 28 лет на мощных мотоциклах класса «спорт». Практически все аварии с погибшими за прошлый год совершены из-за нарушения скоростных режимов. Помимо несоблюдения скоростного режима, основные нарушения — отсутствие техосмотра, регистрации и водительского удостоверения необходимой категории.
Молодые мотоциклисты, по наблюдениям инспектора, нарушают чаще. Жажда скорости и отсутствие всякой ответственности играют свою роль. К тому же цены на мотоциклы доступные. Потому молодые ребята в состоянии их себе позволить. При этом необходимых навыков вождения не имеют. Как раз для снижения аварийности с участием мототранспорта в стране несколько лет назад ввели разделение категорий. Появилась категория «А1». Лишь отъездив два года на малокубатурном мотоцикле, можно получить категорию «А». Она позволяет пересесть на мощный мотоцикл. В странах ЕС таких категорий по стажу вождения около пяти.
Для обеспечения спокойствия и безопасности дорожного движения в Минске наравне с другими экипажами ГАИ этим летом будут нести службу 12 мотоциклистов. В распоряжении инспекторов — мотоциклы BMW F800GS класса туристический эндуро. Их мощность — 85 лошадиных сил. Максимальная производительность мотора достигается на 5500—7500 об/мин. Мотоциклы оборудованы с учетом специфики работы ГАИ. Мотопатрули будут отрабатывать наиболее аварийно-опасные участки улично-дорожной сети города, где зафиксированы ДТП с участием двухколесного транспорта.
gorbatenko_inna@mail.ru