Какие фантастические возможности появились у белорусских школьников благодаря государственной поддержке
20.07.2024 12:01:00
Таисия АЗАНОВИЧ
Игорь Серебряков — человек увлеченный, современный и продвинутый. В свои 30 он уже кандидат технических наук, доцент БНТУ и куратор образовательного направления Национального детского технопарка. С ним мы решили побеседовать не только об активном развитии белорусской науки, но и о больших возможностях современной талантливой молодежи. Сегодня у каждого ребенка, даже из самой далекой деревушки, есть шанс совершать научные открытия, работать на лучшем оборудовании и выполнять задачи, поставленные промышленными предприятиями‑гигантами. И все это благодаря дальновидности Президента, который предложил, а главное, помог воплотить в жизнь идею создания детского технопарка.
СКАЗАНО
— Должен вам сказать, что это только начало. Знаю, что желающих здесь обучаться значительно больше — получать более высокие, продвинутые знания. Если там остались за бортом талантливые люди (три человека на место), то этот технопарк надо расширять до таких пределов и возможностей, чтобы все ребята, которые стремятся получить более современные знания и знания на более высоком уровне, имели такую возможность.
Президент Беларуси Александр Лукашенко во время посещения Национального детского технопарка, 1 сентября 2023 года.
Не просто умные — самородки
На сегодня уже более полутора тысяч детей прошли обучение в технопарке. Продолжительность каждой образовательной смены — 24 дня. Все это время в распоряжении ребят крутые роботизированные тренажеры, занятия с лучшими университетскими преподавателями, трехразовое питание, проживание. И все это — за государственный счет. Как же появилась идея такого масштабного проекта? Глава государства рассказывал, что она родилась во время посещения российского центра «Сириус» в Сочи: «Я несколько раз там бывал, изучал этот центр. Вдоль и поперек исходил. И гидом у меня тогда был Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он был инициатором создания «Сириуса» в Сочи. И тогда я ему сказал, что в Беларуси тоже неплохо было бы создать подобный технопарк, надо, чтобы «Сириус» оказал нам поддержку. Он здесь же дал распоряжение. И вот так мы, изучая опыт России прежде всего, а потом и весь мировой опыт, приступили к созданию здесь этого центра».
— Причем зачастую из маленьких городов, деревень. Вклад в каждого ребенка феноменальный — обратите внимание, как оборудована каждая лаборатория.
Преподаватель открывает кабинет, где проводит занятия. Шок гарантирован: перед глазами — огромный электромобиль в разрезе.
— Никаких плакатов! Разрезанные двигатели, коробки передач от современных автомобилей. Начинка у технопарка богатая: роботизированные комплексы, 3D‑принтеры, генераторы сигналов и осциллографы, микроскопы, беспилотные летательные аппараты. И это всего лишь малая часть. Были вложены огромные деньги, чтобы оборудование, на котором работают на предприятиях, стало доступно для школьников.
В технопарке дети получают знания по 15 наиболее перспективным для экономики направлениям. Только прочтите названия: зеленая химия, наноиндустрия и нанотехнологии, виртуальная и дополненная реальность, инженерная экология, авиакосмические технологии... Фантастика! Более того — для преподавания привлекают ведущих ученых и специалистов университетов, перспективных молодых ученых.
Идеи — в работу
Во время посещения Национального детского технопарка Александр Лукашенко назвал ребят, обучающихся здесь, элитой, будущим нашей страны. А еще обратил внимание на серьезный момент — коммерциализацию разработок юных дарований.
Ключевая идея новой концепции технопарка, которую разработали после визита Президента, — не только найти и подготовить самых одаренных школьников со всей страны, но и сопроводить их до первого рабочего места. Национальный детский технопарк согласовал дорожные карты с министерствами и планы сотрудничества с организациями.
Задача непростая: формирование кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Перед преподавателями технопарка стоит задача, чтобы ученики, а это ребята 9 — 11‑х классов, после занятий были способны выполнить работу, которую делает конструкторский отдел — опытные люди после окончания университета. Сегодня разбирают со школьниками задачи под запросы предприятий и заказчиков кадров. Каждую смену здесь защищают около 100 проектов. Спикер удивляет:
— Обязательно приглашаем потенциальных работодателей, чтобы они могли заприметить будущего сотрудника. Приезжают флагманы белорусской экономики — МАЗ, МТЗ, МЗКТ, БЕЛАЗ. При желании предприятие сможет курировать перспективного молодого человека уже в вузе. Сегодня университетские образовательные программы очень гибкие — студент может получать именно те знания, которые ему необходимы на рабочем месте, особенно если речь о целевой подготовке.
Уже более 30 предприятий страны напрямую работают с детским технопарком, при этом не только предоставляют свою материально‑техническую базу для выполнения научно‑технических проектов молодых исследователей, но и оказывают помощь в организации образовательного процесса.
Но не знаниями едиными — в технопарке дети попадают в правильное окружение, уверен собеседник:
— Я считаю, что у нас очень грамотно выстроена политика поддержки молодых людей: в Беларуси созданы специальные Фонды Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и одаренных учащихся и студентов. Причем такую помощь могут получить совершенно разные категории: спортсмены, педагоги, ученые, школьники…
Я трижды становился обладателем Президентской стипендии на разных жизненных этапах — когда был второкурсником, потом при учебе в аспирантуре и после ее окончания. И каждый раз эта поддержка мотивировала меня двигаться дальше. Приятно, что сегодня Президент много внимания уделяет науке. Благодаря этому есть стимул развиваться и двигаться вперед.azanovich@sb.by