80-лет композитору Дмитрию Смольскому
27.07.2017 08:26:59
Я знаю его, сколько себя помню. В детстве смотрела на него как на божество. А когда подросла, то пришла спросить его мнения, стоит ли мне заниматься сочинением музыки. И следующие пять лет провела в его консерваторском классе, надеясь стать когда–нибудь равновеликой ему. Не стала. Но он сам, его музыка, его мысли, его отношение к жизни до сих пор служат мне путеводной звездой. Даже если я годами не появляюсь у него. Даже когда теряю веру — все равно потом зажигается свет.
На этой неделе композитор, народный артист, лауреат Государственной премии Белорусской ССР, обладатель ордена Франциска Скорины, профессор Дмитрий Смольский отпраздновал замечательный юбилей — 80 лет.
Жизнестойкость он унаследовал от родителей. Отец Бронислав Сильвестрович Смольский — известный музыковед, автор первых книг о белорусском музыкальном театре — прожил почти 100 лет и вместе с женой Людмилой Александровной до последних дней жизни трудился над оперным либретто под названием «Князь Юрий Туровский».
Смольские — коренные минчане. Дед композитора, Сильвестр, был ювелиром, состоятельным человеком. Но, поддавшись тогдашнему поветрию, незадолго до Первой мировой войны вместе с семьей переселился в Америку. Потом заразился коммунистическими идеями и вернулся в Минск. Каким–то чудом уцелел во время сталинских репрессий, но был расстрелян нацистами в 1943 году.
А Бронислав Сильвестрович Смольский с семьей эвакуировался в Ташкент, преподавал в местной консерватории. И сразу после освобождения вернулся домой, чтобы налаживать музыкальную жизнь в разрушенном городе.
Будущий композитор начал сочинять музыку еще до школы, в 12 лет его произведение впервые было опубликовано. По семейной традиции с самого раннего детства мальчика начали учить на скрипке, но из–за обнаружившегося порока сердца он вынужден был пересесть за фортепиано и никогда об этом не пожалел.
В 1947 году после шестилетнего перерыва в Минске открылась музыкальная школа–десятилетка, и Дима Смольский поступил сразу в третий класс. Он мог бы стать первоклассным пианистом, но его влекла композиция, и по окончании школы он поступил в Московскую консерваторию в класс известного советского композитора Юрия Шапорина. Учеба радовала, весь мир виделся в радужных красках. Но вскоре он тяжело заболел. Два месяца на койке в пироговской больнице и безапелляционный приговор врачей: о дальнейшей учебе в Москве не может быть и речи. Консерваторию он оканчивал в Минске, в классе Анатолия Богатырева. Но связей с Москвой не терял.
При этом Дмитрий Брониславович сочинил 15 симфоний, в том числе две — с солирующей электрогитарой, специально для своего младшего сына, всемирно известного рок–гитариста Виктора Смольского.
Но самые знаменитые его творения, уже давно считающиеся белорусской классикой, это Второй концерт для цимбал с оркестром и опера «Седая легенда» на либретто Владимира Короткевича, за постановку которой артисты Большого театра удостоились в этом году Государственной премии.
И то же самое повторилось в 2012 году. Новая постановка идет уже пять лет, а певцы по–прежнему ревниво обсуждают, кто будет петь следующий спектакль и кому из персонажей досталась самая красивая ария. Композитора это радует.
На этой неделе композитор, народный артист, лауреат Государственной премии Белорусской ССР, обладатель ордена Франциска Скорины, профессор Дмитрий Смольский отпраздновал замечательный юбилей — 80 лет.
Жизнестойкость он унаследовал от родителей. Отец Бронислав Сильвестрович Смольский — известный музыковед, автор первых книг о белорусском музыкальном театре — прожил почти 100 лет и вместе с женой Людмилой Александровной до последних дней жизни трудился над оперным либретто под названием «Князь Юрий Туровский».
Смольские — коренные минчане. Дед композитора, Сильвестр, был ювелиром, состоятельным человеком. Но, поддавшись тогдашнему поветрию, незадолго до Первой мировой войны вместе с семьей переселился в Америку. Потом заразился коммунистическими идеями и вернулся в Минск. Каким–то чудом уцелел во время сталинских репрессий, но был расстрелян нацистами в 1943 году.
А Бронислав Сильвестрович Смольский с семьей эвакуировался в Ташкент, преподавал в местной консерватории. И сразу после освобождения вернулся домой, чтобы налаживать музыкальную жизнь в разрушенном городе.
Будущий композитор начал сочинять музыку еще до школы, в 12 лет его произведение впервые было опубликовано. По семейной традиции с самого раннего детства мальчика начали учить на скрипке, но из–за обнаружившегося порока сердца он вынужден был пересесть за фортепиано и никогда об этом не пожалел.
В 1947 году после шестилетнего перерыва в Минске открылась музыкальная школа–десятилетка, и Дима Смольский поступил сразу в третий класс. Он мог бы стать первоклассным пианистом, но его влекла композиция, и по окончании школы он поступил в Московскую консерваторию в класс известного советского композитора Юрия Шапорина. Учеба радовала, весь мир виделся в радужных красках. Но вскоре он тяжело заболел. Два месяца на койке в пироговской больнице и безапелляционный приговор врачей: о дальнейшей учебе в Москве не может быть и речи. Консерваторию он оканчивал в Минске, в классе Анатолия Богатырева. Но связей с Москвой не терял.
ПРЯМАЯ РЕЧЬЭто было в 1961 году, а год спустя Дмитрий Смольский по приглашению своего учителя Богатырева стал преподавать в Белорусской государственной консерватории. За 52 года педагогической работы он воспитал более 70 композиторов. Среди его учеников — Галина Горелова, Владимир Курьян, Аркадий Гуров, Александр Литвиновский. Да что там говорить — большинство современных белорусских композиторов, известных в стране и за ее пределами, выпускники его класса.
— Я каждый год бывал на семинарах в доме творчества «Иваново» и в Рузе, а по итогам семинара все молодые композиторы отчитывались на секретариате Союза композиторов в Москве. И как–то раз у меня спросили, член ли я союза. Отвечаю: «Нет, еще не вступил». А мне в ответ: «Надо вступать». И на следующий день вручили мне членский билет Союза композиторов СССР.
По приезде домой я сразу отправился к председателю Союза композиторов БССР Евгению Карловичу Тикоцкому и говорю ему: так, мол, и так, меня уже приняли в союз. Я думал, он рассердится, ведь меня должны были в Беларуси принимать. А он обрадовался, поздравил.
При этом Дмитрий Брониславович сочинил 15 симфоний, в том числе две — с солирующей электрогитарой, специально для своего младшего сына, всемирно известного рок–гитариста Виктора Смольского.
Но самые знаменитые его творения, уже давно считающиеся белорусской классикой, это Второй концерт для цимбал с оркестром и опера «Седая легенда» на либретто Владимира Короткевича, за постановку которой артисты Большого театра удостоились в этом году Государственной премии.
ПРЯМАЯ РЕЧЬНеудивительно, что опера, писавшаяся с таким увлечением, полюбилась и публике, и певцам. Огромной популярностью пользовалась постановка 1978 года, в которой были заняты лучшие силы нашего оперного театра. Она продержалась в репертуаре 6 лет и все это время пользовалась неизменным успехом.
— Я дружил со многими писателями, но с Короткевичем ближе всего. Он был совершенно замечательный человек с колоссальной эрудицией. У меня все его издания с дарственными надписями. Прочитав «Седую легенду», я сразу понял, что это как раз то, что я ищу. Я хотел написать романтическую оперу, а тут настоящий оперный сюжет. Сначала я очень быстро написал музыку, а потом Короткевич к ней стихи. На протяжении месяца я почти жил у него. И получилось очень удачно, он даже хотел издать их в виде сборника.
И то же самое повторилось в 2012 году. Новая постановка идет уже пять лет, а певцы по–прежнему ревниво обсуждают, кто будет петь следующий спектакль и кому из персонажей досталась самая красивая ария. Композитора это радует.
ПРЯМАЯ РЕЧЬjuliaandr@gmail.com
— Мне повезло, я всегда занимался тем, что больше всего люблю, — творчеством. И никогда никого не уговаривал исполнять мои сочинения. Если исполнителям они нравятся — для меня это высшая награда и счастье.
А если ты меня спросишь, что главное в жизни, — я отвечу: быть порядочным, честным, благожелательным и по возможности справедливым. Никому не причинять зла. Это и есть главное предназначение человека.