Белорусские страницы драматурга Александра Володина - к 100-летию автора
09.02.2019 07:02:00
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
10 февраля исполнится 100 лет со дня рождения известного советского драматурга, сценариста и поэта Александра Володина (Лифшица). Мало кто помнит, что автор пьес и сценариев «Фабричная девчонка», «Пять вечеров», «Осенний марафон», «Старшая сестра», «Две стрелы» родился в Минске. Кроме того, именно постановку мелодрамы «С любимыми не расставайтесь» 1972 года в минском ТЮЗе тогдашнего главного режиссера театра Николая Шейко Володин считал лучшей во всем Советском Союзе. В судьбе Володина-фронтовика есть и еще один важный белорусский город — Полоцк. Накануне 100-летия Володина мы решили вспомнить белорусские страницы биографии Александра Моисеевича.
Автор пьесы «С любимыми не расставайтесь» Александр Володин с актерами спектакля на премьере в Минске
Фото из архива Белорусского государственного академического театра юного зрителя
Полоцкий малец
С пяти лет Володин жил в Москве у дяди. Театром увлекся с детства. И в армию его забрали в 1939 году с первого курса театроведческого факультета ГИТИСа. В мемуарах «Записки нетрезвого человека» читаем:«Три года довоенной казармы, непрерывное неодиночество. В Полоцк отпускали по увольнительным хорошо если раз в четыре месяца. (...) Мы ходили по улицам и садикам Полоцка в бесплодной жажде знакомства».
Здесь же Сашу застала война:
«Мы сидели в бетонированных дотах старой линии обороны под Полоцком. Ходили слухи. Что Буденный уже взял Варшаву, Ворошилов подступает к Берлину. (...) Вскоре нас подняли по тревоге и повели назад к Полоцку. Белый город стал красно-черной развалиной. Женщины с тяжелыми мешками, спотыкаясь, шли по городу. (...) В эти первые месяцы самое уместное было молчание. В действующей армии очень мало разговаривали, отступали молчаливые люди».
«Слушали его раскрыв рты...»
Вспоминает исполнитель роли Мити в том знаковом спектакле, заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко, которого наш звонок застал в Израиле:
— Пьеса была необычна для своего времени. У Володина обычно женские роли интереснее мужских, они ему лучше удавались. Но мне повезло. Роль Мити немногословная, но эмоционально нагруженная, с большим подтекстом. То, что внутренне происходит с самим Митей, — все в подтексте. Что стоит за его ревностью? За ревностью, в общем, ординарного человека? Когда мы разговаривали с Володиным, он объяснял, что в какой-то момент Мите не объяснили, как себя вести в подобной ситуации. Ему некому было подсказать что-то важное. Он жил и ревновал, как чувствовал сам. Володин настаивал в наших разговорах на такой трактовке. Еще в том спектакле особенно удалась роль Кати у нашей актрисы Юлии Полосиной.
— Каким вам вспоминается общение с Володиным сегодня?
— Александр Моисеевич удивительный был человек! Удивительный! И то, что мы общались, — это большое актерское и человеческое счастье. Когда он приехал в Минск и встречался с нами и с режиссером Николаем Шейко, у них возникал такой дуэт, что мы, актеры, сидели раскрыв рты от удивления. Как они шутили, сколько интересного рассказывали! Такая высота человеческая и нравственная и недосягаемая эрудиция! У них с Шейко была настоящая человеческая дружба. И позже Володин считал именно наш спектакль лучшим среди всех. Мы участвовали с ним в фестивале молодежных театров в Риге и получили там Гран-при.
Вечера в подвале у Абрамова
В 90-х в Минске появился еще один спектакль по пьесе драматурга — «Пять вечеров» в постановке режиссера Модеста Абрамова, главные роли в котором исполнили звезды театра имени М.Горького Ольга Клебанович, Владимир Шелестов, Александр Ткаченок. Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович вспоминает, как создавался этот спектакль:— Мы ставили его самостоятельно, не в театре Горького. У меня случился период в творчестве, когда я была недостаточно занята в репертуаре. Репетировали в каком-то подвале около ГУМа... Да, наверное, сегодня это назвали бы антрепризой. Хотя он взял все призы на одном из театральных фестивалей в Молодечно.
— Ольга Михайловна, как вы объясняли для себя успех спектакля?
— Мы не погружались в быт, а парили над ним. Старались передать музыку диалогов, заложенную автором. Любая хорошая драматургия стремится быть музыкой. И если ансамбль актеров ее слышит, внешне не коверкая ее звучание, ее слышит и зритель. Пьеса была созвучна каждому, кто проходил через потери и приобретения в жизни. После такой драматургии многие современные пьесы кажутся набором цитат и клише, не сочетающихся друг с другом. В таком материале невозможен актерский взлет. А в «Пяти вечерах» мы все взлетели.
pepel@sb.by