Охота на людей. Как цифровые технологии следят за нашей жизнью
28.10.2023 20:50:00
Артем МИКУЛА
Есть какой‑то наивный шарм в старых шпионских фильмах, где главный герой, используя продвинутые гаджеты, устраивает слежку за злодеем в попытках раскрыть его коварные планы. Но время идет, и современный мир давно не имеет ничего общего с кино. За торжеством технологического прогресса незримо последовало увеличение способов наблюдения не только за злоумышленниками, но и за обычными гражданами. Сегодня мы разберемся, какие инструменты используются для слежки за частными данными, и постараемся не запутаться в хитросплетениях всемирной паутины.
Многие активно пользуются мессенджерами, развлекательными порталами и социальными сетями. Каждая фотография, лайк или комментарий, который публикуется онлайн, становится пищей для дальнейшего анализа. Платформы собирают и хранят огромное количество информации о нас — наших предпочтениях, связях и даже о местоположении. Загляните в настройки геолокации в своем телефоне, и вы увидите, что прямо сейчас вас на карте видят банки, операторы такси, рестораны и, конечно же, соцсети.
Можно бесконечно долго смеяться над людьми, которые заклеивают веб‑камеру ноутбука или фронталку смартфона, но они по‑своему правы. Даже имея ограниченное представление о том, как работают технологии слежения, они интуитивно выбирают самый надежный способ разрыва контакта — физический. Злоумышленникам проще всего взять под контроль то, что не защищено либо плохо настроено пользователем. Интернет полнится сайтами с открытым доступом к камерам наблюдения ничего не подозревающих людей. Согласитесь, мало приятного в том, что практически беспрепятственно любой желающий может подглядывать за вами, при этом еще и забесплатно.
Умные часы и фитнес-трекеры передают информацию о физических параметрах, деятельности и поведении. Алгоритмы на форумах анализируют «цифровые отпечатки пальцев», чтобы понять, какие мнения разделяют пользователи. Устройства умного дома собирают данные об образе жизни и расписании. Например, ваш светильник знает, как часто вас не бывает дома, а колонка непрерывно слушает ваш голос. Не нужно питать иллюзий на этот счет — все эти данные целенаправленно записываются, хранятся и обрабатываются в цифровых облаках.
Зачастую порядочные ресурсы явно указывают, какие данные они намерены получать и как ими распоряжаться. Но даже в этом случае любители пролистать пользовательское соглашение не всегда понимают, на что подписываются. Расплывчатое пояснение «улучшение пользовательского опыта» не вносит ясности в понимание сути и может таить в себе гораздо более страшные вещи, чем персонализированная реклама и рекомендации по интересам.
А ведь уже несколько десятилетий в даркнете существует черный рынок персональных данных, на котором есть продавцы и покупатели. И как любой рынок, он постоянно масштабируется и существует по законам спроса и предложения. Удостоверения личности, банковские счета, страховые свидетельства, контакты, адреса, маршруты, болезни, привычки, фобии и многое другое попадает на цифровые прилавки. Причем зачастую продажей грешат даже компании, получившие данные «легальным» путем.
По мере переноса документов в цифру база данных о каждом человеке обрастает все новой информацией и образует огромный массив, из которого никогда не выкинут ни страницы. Более того, он будет пополняться фотографиями из соцсетей, видео с камер наблюдения и записями голоса. Осведомленность о том, какие данные собираются и как они могут использоваться против вас, поможет принимать осознанные решения в отношении приватности и безопасности.
Лицензионное соглашение с дьяволом
Почти все, что мы делаем в сети, оставляет цифровой след. В один момент интернет из обители полной анонимности превратился в зону постоянного сбора информации о каждом человеке. Взяв в руки смартфоны, люди взамен предоставили полный доступ к своей жизни. Корпорации по крупицам собирают пользовательские данные на удаленных серверах. И как бы вы ни хотели сохранить информацию в тайне, ее не скрыть, если найдутся желающие завладеть ею. Ведь все, что попало в сеть, навсегда там останется.Многие активно пользуются мессенджерами, развлекательными порталами и социальными сетями. Каждая фотография, лайк или комментарий, который публикуется онлайн, становится пищей для дальнейшего анализа. Платформы собирают и хранят огромное количество информации о нас — наших предпочтениях, связях и даже о местоположении. Загляните в настройки геолокации в своем телефоне, и вы увидите, что прямо сейчас вас на карте видят банки, операторы такси, рестораны и, конечно же, соцсети.
Черная дыра в безопасности
С момента перехода людей в веб‑пространство было обработано больше данных, чем создано человечеством за всю его историю до момента появления интернета. И по мере того как умный гаджет берет на себя все больше функций, он становится неисчерпаемым кладезем информации о каждом человеке и превращается в главную цель маркетологов и злоумышленников. Зачастую это одни и те же люди.В день зарплаты о себе напомнят маркетплейсы, желающие прибрать к рукам ваши кровные. Карты попросят оставить отзывы о местах, мимо которых вы проходили. А случается и такое: вы обсуждали с друзьями что‑то, чего никогда не искали в сети, а вернувшись домой, обнаружили на своем устройстве навязчивую контекстную рекламу предмета недавнего разговора. Думаете, у стен есть уши? На самом деле они растут из вашего смартфона. А как известно, где уши, там рот, нос и даже глаза.
Можно бесконечно долго смеяться над людьми, которые заклеивают веб‑камеру ноутбука или фронталку смартфона, но они по‑своему правы. Даже имея ограниченное представление о том, как работают технологии слежения, они интуитивно выбирают самый надежный способ разрыва контакта — физический. Злоумышленникам проще всего взять под контроль то, что не защищено либо плохо настроено пользователем. Интернет полнится сайтами с открытым доступом к камерам наблюдения ничего не подозревающих людей. Согласитесь, мало приятного в том, что практически беспрепятственно любой желающий может подглядывать за вами, при этом еще и забесплатно.
Умные часы и фитнес-трекеры передают информацию о физических параметрах, деятельности и поведении. Алгоритмы на форумах анализируют «цифровые отпечатки пальцев», чтобы понять, какие мнения разделяют пользователи. Устройства умного дома собирают данные об образе жизни и расписании. Например, ваш светильник знает, как часто вас не бывает дома, а колонка непрерывно слушает ваш голос. Не нужно питать иллюзий на этот счет — все эти данные целенаправленно записываются, хранятся и обрабатываются в цифровых облаках.
Молчаливое согласие бездумия
Многие отмахнутся, сказав, мол, ну и пусть собирают — мои сведения никому не нужны и мне нечего скрывать. Но немного поразмыслив, можно прийти к единственному логичному умозаключению: если данные собираются, значит, они кому‑то все‑таки нужны.Информация о каждом человеке, ведущем активную цифровую жизнь, — это огромные тома из миллионов страниц. И именно они — главная ценность, хранящаяся в сети. Ведь если в реальном мире книги, газеты и журналы продают информацию вам, то в виртуальном пространстве идет торговля вашими сведениями.По отдельности разношерстные наборы данных не несут в себе какой‑то ценной информации, однако в совокупности они позволяют составить цифровой портрет личности, который может многое поведать о своем владельце и его привычках.
Зачастую порядочные ресурсы явно указывают, какие данные они намерены получать и как ими распоряжаться. Но даже в этом случае любители пролистать пользовательское соглашение не всегда понимают, на что подписываются. Расплывчатое пояснение «улучшение пользовательского опыта» не вносит ясности в понимание сути и может таить в себе гораздо более страшные вещи, чем персонализированная реклама и рекомендации по интересам.
Цифровая гигиена
Случается, что программы настойчиво требуют определенных системных разрешений, необходимых для их работы. Иногда это оправданно, но зачастую совершенно излишне. Скажем, приложению «калькулятор» однозначно не нужен доступ к контактам и геолокации, но многие просто жмут «ОК» и открывают двери в свой цифровой мир нараспашку.А ведь уже несколько десятилетий в даркнете существует черный рынок персональных данных, на котором есть продавцы и покупатели. И как любой рынок, он постоянно масштабируется и существует по законам спроса и предложения. Удостоверения личности, банковские счета, страховые свидетельства, контакты, адреса, маршруты, болезни, привычки, фобии и многое другое попадает на цифровые прилавки. Причем зачастую продажей грешат даже компании, получившие данные «легальным» путем.
По мере переноса документов в цифру база данных о каждом человеке обрастает все новой информацией и образует огромный массив, из которого никогда не выкинут ни страницы. Более того, он будет пополняться фотографиями из соцсетей, видео с камер наблюдения и записями голоса. Осведомленность о том, какие данные собираются и как они могут использоваться против вас, поможет принимать осознанные решения в отношении приватности и безопасности.
Однако горько осознавать, что наши гаджеты — это шпионы, открыто торгующие нашими секретами. Но, скорее всего, мы сами виноваты в том, что превратили их в оружие против нас. Молчаливое согласие порождает безнаказанность, а она, в свою очередь, ведет к вседозволенности.