«Больше огурцов и помидоров люблю выращивать цветы». В Бегомльской школе-интернате появилась круглогодичная теплица
19.07.2018 10:46:13
ЗУБКОВА Мария
Сочные помидоры, хрустящие огурцы и сладкие перцы вот-вот перекочуют из теплицы на стол – в свежие салаты, полезные гарниры и супы. Какие овощи самые вкусные? На этот вопрос воспитанники Бегомльской вспомогательной школы-интерната Докшицкого района отвечают без раздумий: «Конечно же, те, что выращены своими руками».
Как овощи появляются на столе, воспитанникам школы-интерната объяснять не нужно
И чай заварить, и свеклу посадить
Теплица на территории учреждения специального образования стояла давно. Но без отопления ее получалось использовать только в теплое время года. После модернизации все изменилось: с января дети выращивают овощи, полностью обеспечивая себя натуральными продуктами и витаминами, приглашает заглянуть внутрь директор школы-интерната Валерий Михайловский:
– Реконструкцию провели благодаря участию в проекте ПРООН «Содействие развитию на местном уровне» и выделению финансирования на инициативу. После установки котла, который топится пеллетами и дровами, теплица стала круглогодичной. Наши дети в основном из сельской местности, но многие при поступлении не имели элементарных навыков. Даже чай заварить не могли. Мы учим их работать на грядках, чтобы после выпуска они могли себя прокормить: посадить картофель, морковь, свеклу, помидоры, огурцы, перец.
Планы расписаны надолго вперед, делится директор:
– Осенью соберем этот урожай и посадим лук на перо. А зимой высеем семена, чтобы получить рассаду к весне. Продукции выходит много, только помидоров рассчитываем собрать 1,5-2 тонны. Часть идет на питание – с овощами самостоятельно закрываем вопрос, часть – на реализацию. Продаем рассаду, цветы, овощи, уже успели клиентуру наработать. Правда, некоторые конкуренты недовольны, поскольку цены ставим невысокие: что в Минске стоит рубль, у нас – 20 копеек.
Как появляется омлет
Из теплицы рассада отправляется в парники, расположенные на территории интерната. Сад, плантации с картофелем, капустой, свеклой и другими культурами, свиньи, кролики, куры – откуда в столовой появляется омлет или щи, воспитанникам объяснять не нужно.
На каникулах ребята отдыхают в лагере. Но несколько раз в неделю приезжают, чтобы пополоть, убраться, полить в теплице растения, которые посадили еще до отъезда. Света Петровская перешла в 10-й класс, в теплице больше всего ей нравится ухаживать за огурцами. Находит время и на другие увлечения:
– Люблю петь и танцевать, рисовать, занимаюсь спортом, играю на пианино. Но работать хочу на ферме. У нас в домашнем хозяйстве живут куры, кролики, свиньи, лошади, а скоро появятся и бычки. Так что за животными приглядывать умею.
Света Петровская и Саша Богунов
Рядом со Светой склонился над перцами 15-летний Саша Богунов. Осторожно, чтобы не задеть стебель, рыхлит землю тяпкой:
– Заботиться о растениях понравилось. Не меньше, чем работать в мастерской, где я пилю, строгаю. В будущем мечтаю стать маляром: красить стены пока не пробовал, но думаю, у меня получится.
В числе самых энергичных тружениц – Фарида Тумашевич. Девятиклассница и за своими грядками успевает присматривать, и за огородниками помладше наблюдать – по науке ли те обходятся с овощами:
– Чтобы помидоры и огурцы правильно росли, их важно вовремя подвязывать. Тогда стебли не упадут и не сломаются. Я это уже умею делать и обучаю остальных. Обожаю овощи! Но больше огурцов и помидоров люблю выращивать цветы, особенно красные розы: они красивые и вкусно пахнут.
В следующем году Фарида собирается в Улльский лицей, чтобы стать озеленителем. Грустно ли ей будет расставаться со школой? Кивает, да:
– За три года, что я здесь, научилась выступать на сцене, играть в теннис, волейбол, футбол, работать с растениями и понимать людей. У меня появилось много друзей. И я снова встретила брата Давида. Мы близнецы, сначала были вместе, а когда нам исполнилось пять лет, нас отдали в приемные семьи. Меня – в одну, брата – в другую. Со временем мои приемные родители от меня устали, и я оказалась тут. А через год приехал и мой брат – его семья тоже с ним не справлялась. Мы не виделись более четырех лет. Он, правда, любит немножко хулиганить.
Вместо физики – труд
Замдиректора по учебной работе Наталья Поляк хорошо помнит день, когда Давид поступил в интернат:
– Первое время было тяжело с ним из-за поведения. Но потом он увлекся занятиями в мастерской. И парня как будто подменили. Нравится ему и в хозяйстве помогать, и возиться с животными.
Помимо теплицы азы будущих профессий мальчишки и девчонки постигают в столярном, швейном, сельскохозяйственном классах. Все они оснащены оборудованием, инструментами и материалами. В программе вспомогательной школы нет химии, физики, геометрии, иностранного языка. Но помимо чтения, русского и белорусского языков, математики, биологии, географии, истории и физического воспитания, много занятий по труду. В 5-м классе – четыре часа в неделю, в 6-7-х – шесть, в 8-9 классах – восемь занятий, в 10-м – десять. Причем как мальчики (их здесь, кстати, большинство) могут записаться на швейное дело, так и девочки выбрать занятия в мастерской.
Опыт из теплицы пригодится
Всего в интернате живут 112 детей от семи до 17 лет: часть из них – с особенностями психофизического развития, часть – социальные сироты. После окончания школы воспитанников с диагнозом переведут в Богушевский дом-интернат, остальные выпускники продолжат учебу в Улльском государственном профессиональном лицее сельскохозяйственного производства имени Л. М. Доватора. Получат специальность и первое рабочее место. Но насколько успешно они устроятся в жизни, зависит в том числе и от трудолюбия, привитого в детстве, уверена Наталья Поляк:
– Бывает, ребята очень сложные к нам приходят. Ничего не хотят делать поначалу! Но постепенно интерес появляется. Увлечь трудом можно каждого, когда есть желание и терпение.
zubkova@sb.by, фото автора
Как овощи появляются на столе, воспитанникам школы-интерната объяснять не нужно
И чай заварить, и свеклу посадить
Теплица на территории учреждения специального образования стояла давно. Но без отопления ее получалось использовать только в теплое время года. После модернизации все изменилось: с января дети выращивают овощи, полностью обеспечивая себя натуральными продуктами и витаминами, приглашает заглянуть внутрь директор школы-интерната Валерий Михайловский:
– Реконструкцию провели благодаря участию в проекте ПРООН «Содействие развитию на местном уровне» и выделению финансирования на инициативу. После установки котла, который топится пеллетами и дровами, теплица стала круглогодичной. Наши дети в основном из сельской местности, но многие при поступлении не имели элементарных навыков. Даже чай заварить не могли. Мы учим их работать на грядках, чтобы после выпуска они могли себя прокормить: посадить картофель, морковь, свеклу, помидоры, огурцы, перец.
Планы расписаны надолго вперед, делится директор:
– Осенью соберем этот урожай и посадим лук на перо. А зимой высеем семена, чтобы получить рассаду к весне. Продукции выходит много, только помидоров рассчитываем собрать 1,5-2 тонны. Часть идет на питание – с овощами самостоятельно закрываем вопрос, часть – на реализацию. Продаем рассаду, цветы, овощи, уже успели клиентуру наработать. Правда, некоторые конкуренты недовольны, поскольку цены ставим невысокие: что в Минске стоит рубль, у нас – 20 копеек.
Как появляется омлет
Из теплицы рассада отправляется в парники, расположенные на территории интерната. Сад, плантации с картофелем, капустой, свеклой и другими культурами, свиньи, кролики, куры – откуда в столовой появляется омлет или щи, воспитанникам объяснять не нужно.
На каникулах ребята отдыхают в лагере. Но несколько раз в неделю приезжают, чтобы пополоть, убраться, полить в теплице растения, которые посадили еще до отъезда. Света Петровская перешла в 10-й класс, в теплице больше всего ей нравится ухаживать за огурцами. Находит время и на другие увлечения:
– Люблю петь и танцевать, рисовать, занимаюсь спортом, играю на пианино. Но работать хочу на ферме. У нас в домашнем хозяйстве живут куры, кролики, свиньи, лошади, а скоро появятся и бычки. Так что за животными приглядывать умею.
Света Петровская и Саша Богунов
Рядом со Светой склонился над перцами 15-летний Саша Богунов. Осторожно, чтобы не задеть стебель, рыхлит землю тяпкой:
– Заботиться о растениях понравилось. Не меньше, чем работать в мастерской, где я пилю, строгаю. В будущем мечтаю стать маляром: красить стены пока не пробовал, но думаю, у меня получится.
В числе самых энергичных тружениц – Фарида Тумашевич. Девятиклассница и за своими грядками успевает присматривать, и за огородниками помладше наблюдать – по науке ли те обходятся с овощами:
– Чтобы помидоры и огурцы правильно росли, их важно вовремя подвязывать. Тогда стебли не упадут и не сломаются. Я это уже умею делать и обучаю остальных. Обожаю овощи! Но больше огурцов и помидоров люблю выращивать цветы, особенно красные розы: они красивые и вкусно пахнут.
В следующем году Фарида собирается в Улльский лицей, чтобы стать озеленителем. Грустно ли ей будет расставаться со школой? Кивает, да:
– За три года, что я здесь, научилась выступать на сцене, играть в теннис, волейбол, футбол, работать с растениями и понимать людей. У меня появилось много друзей. И я снова встретила брата Давида. Мы близнецы, сначала были вместе, а когда нам исполнилось пять лет, нас отдали в приемные семьи. Меня – в одну, брата – в другую. Со временем мои приемные родители от меня устали, и я оказалась тут. А через год приехал и мой брат – его семья тоже с ним не справлялась. Мы не виделись более четырех лет. Он, правда, любит немножко хулиганить.
Замдиректора по учебной работе Наталья Поляк хорошо помнит день, когда Давид поступил в интернат:
– Первое время было тяжело с ним из-за поведения. Но потом он увлекся занятиями в мастерской. И парня как будто подменили. Нравится ему и в хозяйстве помогать, и возиться с животными.
Помимо теплицы азы будущих профессий мальчишки и девчонки постигают в столярном, швейном, сельскохозяйственном классах. Все они оснащены оборудованием, инструментами и материалами. В программе вспомогательной школы нет химии, физики, геометрии, иностранного языка. Но помимо чтения, русского и белорусского языков, математики, биологии, географии, истории и физического воспитания, много занятий по труду. В 5-м классе – четыре часа в неделю, в 6-7-х – шесть, в 8-9 классах – восемь занятий, в 10-м – десять. Причем как мальчики (их здесь, кстати, большинство) могут записаться на швейное дело, так и девочки выбрать занятия в мастерской.
Опыт из теплицы пригодится
– Бывает, ребята очень сложные к нам приходят. Ничего не хотят делать поначалу! Но постепенно интерес появляется. Увлечь трудом можно каждого, когда есть желание и терпение.
zubkova@sb.by, фото автора