Потому как — что взамен? Ну не сложилось у нас культуры комиксов, из которых выросли все эти супермены и чудо‑женщины. Причем попутно создавались целые вселенные, в них действовали нарисованные герои. И эта индустрия (с книгами, фильмами, модельками и прочими раскрасками) десятилетиями работала на извлечение прибыли, пока у нас были совсем другие запросы.
Стоит, наверное, напомнить, в каких условиях появился самый популярный супергерой — Капитан Америка. Это были 30 — 40‑е годы прошлого века, когда США еле выбрались из Великой депрессии и еще не вступили в войну. Реальных героев пока не появилось, а изрядно пошатнувшийся моральный дух народа следовало чем‑то укреплять. На службу пропаганде встала новая мифология, в которой рисованные супергерои легко расправлялись с проблемами: сначала разделывались с гангстерами, а затем и с карикатурными нацистами.
В СССР такой нужды в выдуманных персонажах не было, хватало живых героев — от собирательного образа неуловимых мстителей Гражданской войны до летчиков, полярников и реальных бойцов Великой Отечественной. Но представлять Павку Корчагина в виде боевого робота или мужественных подпольщиков в синих трико суперменов — глупость, граничащая с кощунством.
Признаюсь, меня немного задевало, когда дочь и десятки ее сверстников стремились подражать Гарри Поттеру с его волшебной палочкой, а не Алисе Селезневой с ее миелофоном. Потом подумал: а какая разница, на кого ребенок хочет быть похож, если этот пример — насквозь положительный? Мой коллега настаивал, что культ супергероев якобы насаждает чуждые нам западные ценности и традиции. Но я поинтересовался мнениями детей — они думают совершенно о другом. Вот говорит шестилетняя Алина:
«Я тоже люблю супергероев, потому что они интересные, добрые и смелые. Они всегда разгадывают загадки и секреты, наказывают плохих. Они всегда учат меня чему‑то новому и полезному. Я хочу так же бороться со злом и приносить людям только радость».
Другое мнение:
«Они всегда спасают мир и помогают людям. Они смелые и добрые. Я тоже хочу быть супергероем».
Ну чем плохие стремления? И где тут про западный образ жизни? Пусть и плоские, однозначные, наивные герои, но выступающие на стороне добра. Может быть, именно эта простота и понятность нужны маленькому человеку в 4 — 8 лет, когда просыпается интерес к супергеройским вселенным.
Конечно, всего должно быть в меру. Например, наверняка стоит ограждать ребят от такого явления, возникшего примерно в 90‑х годах, как суперзлодеи, антагонисты героев. Уж им‑то подражать точно не стоит.
А так большинство детских психологов единодушны. Они считают, что супергеройская тематика способствует развитию воображения и творчества у детей, позволяя им придумывать свои истории, роли, игры. Помогают детям учиться терпеть неудобства и справляться с негативными эмоциями. Стимулируют к самопознанию и самооценке, побуждая детей искать свои сильные стороны, формировать правильные ценности и цели. В общем, явно вредных сторон у этого увлечения не выявлено.К тому же вселяет некоторую надежду на создание более близкой и ясной нашим детям игровой вселенной вполне удачная серия российских комиксов о майоре Громе — офицере МВД, известном своим непримиримым отношением к преступности, честностью, неподкупностью, а также детективными способностями и навыками рукопашного боя. Борется с серийными убийцами и коррумпированными чиновниками. Чем не пример для подражания? Вышло уже четыре вполне смотрибельных, увлекательных фильма. А там, глядишь, и наш «Беларусьфильм» создаст своего супергероя…
А значит, продолжение следует.
rud@sb.by