Призраки Белой дамы и Черного монаха, секреты башен и подземелий: Гольшанский замок поныне остается загадкой
17.08.2024 19:28:00
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
Каменным цветком называли когда-то этот самый мистический замок Беларуси. Не менее трех четвертей его «лепестков» утрачено, но сохранившееся восстанавливается и является предметом гордости. Сейчас руины некогда величественного сооружения — единственный подобный музей в стране, который работает параллельно с процессами консервации и реставрации. Присоединяйтесь к нашему экскурсу в историю и современность воспетого Владимиром Короткевичем «черного замка».
Мощь и красота
Земли, на которых возвел шикарную резиденцию Павел Стефан Сапега, подканцлер ВКЛ, староста Ошмян и двоюродный брат знаменитого Льва Сапеги, достались ему в наследство от отца. Свой роскошный замок хозяин совершенствовал на протяжении всей жизни, да так и не закончил юго-восточное крыло. Тем не менее молва о красоте дворца разошлась широко.
История не сохранила имени архитектора, но очевидно, что он находился под влиянием голландско-фламандской архитектуры и творил в стиле Позднего Ренессанса. Большое количество лепнины, росписи на стенах и потолке, глазурованная плитка пола — таким был столетия назад замок Гольшанский. По композиции он напоминал Мирский: прямоугольная замкнутая форма, четыре шестигранные башни по углам и пятая — въездная. Вот только размерами превосходил своего собрата в Мире и был скорее семейной резиденцией, чем оборонительным сооружением.
Существовал на территории Беларуси еще один замок, подобный Гольшанскому, — Белый Ковель, или Смолянский, возведенный до 1626 года князем Сангушко-Ковельским на окраине деревни Смоляны ныне Оршанского района, на берегу реки Дерновки. Смолянский замок был сильно поврежден во время Северной войны в 1708 году и окончательно разрушен в середине XIX века. До наших дней сохранились лишь остатки граненой пятиярусной башни, украшенной наружным декором в стиле Ренессанса, а также прилегающего к ней корпуса.
Апартаменты среди руин
Павел Стефан Сапега не имел наследников мужского пола, после его смерти замок перешел племяннику Томашу. А когда и тот скончался, дворец поделили между собой кредиторы, фактически превратив его в средневековый таунхаус. Как и Смолянский замок, он сильно пострадал во время Северной войны и после этого полтора столетия существовал в двух ипостасях: с жилыми апартаментами соседствовали руины. Он переходил из рук в руки, пока не достался помещику Горбаневу, который занялся разбором руин. В результате осталось то, что мы можем видеть сейчас: Северная башня, части северо-восточного и северо-западного корпусов.
В таком виде Гольшанский замок пережил события начала XX века, Великую Отечественную войну. В нем размещалась школа пчеловодов, учебные классы зоотехнического техникума. А с 1957 года замок стал донором кирпичей для многих построек... С 2011 года финансирование его восстановления ведется по программам «Замки Беларуси», «Культура Беларуси», из фонда Президента по поддержке культуры и искусства, за счет местного бюджета.
Сегодня консервация с фрагментарной реставрацией замка продолжаются. С 2021 года в Северной башне действует музейная экспозиция, которую ежегодно посещает более 20 тысяч человек. За семь месяцев 2024‑го с экспонатами и легендами замка ознакомилось уже 13 тысяч посетителей. Вдвое выросло количество экскурсий.
Тени на стенах
Владимир Короткевич назвал свой исторический роман-детектив «Черный замок Ольшанский», хотя на самом деле сооружение из красного кирпича. Возможно, на такое восприятие повлияли зловещие события, происходившие в этих стенах. Здесь до сих пор обитают самые известные привидения Беларуси — Белая дама и Черный монах. Мало того, говорят, с проведением реставрационных работ они стали более беспокойными. Согласно легенде, молодая княгиня Анна-Гордислава Ольшанская полюбила простолюдина Гремислава Валюжинича. На свидания к ней он приходил в одеянии монаха, чтобы отвести подозрения, ведь дама его сердца была несвободна. Тем не менее муж княгини, злой и мстительный магнат Витовт Гольшанский, который был вдвое старше жены, узнал о тайных встречах. Тогда пара попыталась бежать, но далеко не ушла: любовников поймали, вернули в замок и замуровали в подземелье, оставив лишь немного воды. С тех пор в лунную ночь на стенах замка можно увидеть двигающиеся рядом тени Черного монаха и Белой дамы.
Одну из историй, поведанных туристами, рассказала директор Ошмянского краеведческого музея Анастасия Новицкая:
— В 2018 году, когда уже активно велись реставрационные работы, в замок приехали туристы. Они фотографировались на фоне стен. А когда вернулись домой и рассмотрели снимки, отчетливо увидели на заднем плане две тени, одна из которых была в капюшоне, а вторая — в платье и шляпке.
Обитатели Гольшанского замка питали нездоровое пристрастие ко всякого рода замуровываниям. Так, в середине XIX века в одной из ниш рабочие обнаружили останки неведомого рыцаря. Их вынесли за пределы замка и похоронили по христианскому обряду. При этом с останков свалились перчатки, которые в замке и остались. Теперь увидеть их можно в подвальном помещении башни. Кроме них, под стеклом хранятся монеты середины XVII века, сабля. К слову, это помещение полностью аутентичное, сохранена кладка тех времен. Единственное, при реставрации добавили светлую штукатурку, которая подчеркивает цвет стен.
Еще одна известная легенда, которая уже в наши времена неожиданно получила вполне реальное подтверждение, — о Белой панне. Правда, обитает она не в Гольшанском замке, а в монастыре при костеле, возведенном неподалеку по заданию Павла Стефана Сапеги. Он посулил каменщикам хорошие деньги, если те справятся к определенному сроку. Но они никак не успевали, поскольку одна из стен трижды обрушивалась.
Тогда по наущению колдуньи работяги решили принести человеческую жертву. Долго не выбирали — ею стала та женщина, которая на следующий день первой принесла мужу обед. Поплатилась жизнью за любовь юная жена молодого каменщика, которая всегда летела к нему как на крыльях. Ее живой замуровали в стене — и та больше не разваливалась, а загубленная душа с тех пор стала скитаться по коридорам монастыря.
О реальности предания никто не задумывался, пока в 1997 году во время ремонтных работ под стеной подвала рабочие не нашли скелет. Останки сложили в коробку и собрались похоронить, но по каким-то причинам задержались, а потом и вовсе потеряли коробку. В течение нескольких месяцев трое рабочих, еще молодые мужчины, скончались один за другим. А по стене монастыря пошла большая трещина. Возможно, ситуацию исправило бы предание останков земле, но никто не знает, куда они пропали.
Холодная экспозиция
Даже руины ныне выглядят величественно. Когда стены обнажены, видны и все переделки, которым подвергали замок следовавшие один за другим владельцы, и работа нынешних реставраторов. Судя по всему, первоначально вторым этажом замка была крытая арочная галерея. В последующем стены заложили кирпичами, на месте арок появились сначала окна арочные, а позже — узкие прямоугольные. Сейчас кое-где намеренно открыты дымоходы печей, части замкового туалета. Очевидно, что в замке начала XVII века существовали продуманные и удобные системы отопления и канализации. Что интересно, все печи располагались по внутренней стороне покоев, а туалеты — по внешней.
Сейчас все горизонтальные поверхности защищены от осадков: каждая своей пластиковой прозрачной крышей. Но это временная мера, позже такая крыша появится над всем северо-восточным корпусом. Под ней планируется разместить экспозицию. Возможно, восстановят печи, росписи стен, плитку пола.
— Для консервации стен методом перекладки используется кирпич XVII века, — уточняет Анастасия Новицкая. — Разрушенный убирается, а вместо него вставляется такой же аутентичный замковый кирпич, который лучше сохранился.
Используется также плинфа — тонкий обожженный кирпич. Она современная, но очень качественная и дорогая, поскольку ручной работы. Плинфа призвана не заменить старый кирпич, а восполнить утраченное, показать форму и объемы помещений. Так что Гольшанский замок никогда не станет новостроем.
Еще два подвальных изолированных помещения раскопаны в северо-западном корпусе. Там ведутся первоочередные противоаварийные работы. Предстоит разобраться, как использовали их владельцы, и продумать систему доступа для туристов.
К слову, подвалов в Гольшанском замке было хоть отбавляй: винный, пивной, медовый, солодовый. Благодаря древним инвентарям удалось выяснить, что кирпичная стена, остатки которой видны неподалеку от замка, была когда-то единым целым с ним. Именно там находилась каплица или часовня, в которой ежедневно проводили службу. Чуть дальше, почти напротив Северной башни, располагалась большая кухня с двумя печами. В 1980‑е годы археологи нашли там большое количество разной посуды. С другой стороны от каплицы размещалась баня на шесть дверей — духовное очищение соседствовало с телесным.
На втором этаже замка находилась спальня владельца, а под ней — скарбец, или сокровищница. Кроме того, здесь было аж три цейхгауза — помещения для хранения оружия. Видимо, предназначалось оно для частного войска, которое содержал Павел Стефан Сапега. А вот никаких следов рвов, валов и бастионов археологи так и не обнаружили, что еще раз подчеркивает светский характер резиденции. Поблизости имелись разве что пруды, дно которых, говорят, было когда-то выложено плиткой. Что ж, скоро узнаем, так ли это.
Магнатские покои
Представление об интерьерах Гольшанского замка можно получить в музее. В помещении на первом этаже — небольшая экспозиция находок, которые были сделаны в разное время: предметы быта, посуда, кирпичи, плитка пола.
— При воссоздании росписи потолка использованы зондажи, — обращает внимание директор музея. — Видите черно-белые незакрашенные фрагменты? Это старинные росписи, которые открыли, законсервировали и повторили по всему периметру нервюрного свода — так называется арочно-купольная система перекрытий.
Здесь можно увидеть бюсты Павла Стефана Сапеги, а также Софьи Гольшанской — самой известной представительницы рода, жены короля Ягайло, основательницы династии Ягеллонов. Ее представители правили в ВКЛ, Польше, Чехии, Венгрии. Под властью девяти славянских королей, между прочим, в конце XV — начале XVI века находилась вся Центральная Европа. К слову, в начале XX века могила Софьи Гольшанской была открыта, и выяснилось, что ее рост составлял 179 сантиметров!
Гольшанский замок по сей день остается загадкой не только для любителей мистики, но и для историков, археологов. Известно, что это был один из красивейших замков ВКЛ. Будем надеяться, что наш каменный цветок приоткроет свои тайны.