В гости к другу на выходные: как и почему в жизни подростка из интерната появляется патронатный воспитатель
11.07.2021 08:30:00
Если есть желание помочь cироте стать немного счастливее, более уверенно чувствовать себя в жизни, его не обязательно усыновлять. Иногда достаточно стать ему надежным взрослым другом. Сходить вместе на футбольный матч, помочь сделать домашку, подсказать, как определиться с выбором профессии и что нужно для поступления, а иногда просто вместе погулять за городом на выходных или сделать покупки. Суть патронатного воспитания — в кураторстве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, со стороны зрелого, социально состоявшегося человека.
Много ли в нашей стране людей, желающих дружить с ребятами из интернатных учреждений? Кто и почему добровольно решает взять под свое крыло оставшегося без попечения родителей ребенка и на каких условиях происходит патронат? На все эти вопросы искала ответы корреспондент «Р».
Минчанин Антон Армичев и его подопечный Влад Алишевич.
Артем Головий, руководитель проекта «Нити дружбы», который занимается поиском патронатных воспитателей и их обучением, — отец пятерых детей, усыновитель. Казалось бы, реализовавшись как родитель многократно, ему впору чувствовать себя полностью удовлетворенным. Но нет, желает помогать воспитанникам интернатных учреждений.
Артем Головий, руководитель «Нитей дружбы».
Более десяти лет назад мужчина примерил на себя роль волонтера — ездил с друзьями в Бытенский детский дом на Брестчине:
— Там я сделал неожиданное для себя открытие — детям нужны не сладости и подарки, а отношения. Помню, мы привезли шоколадные яйца — киндер-сюрпризы, хорошо пообщались с детьми, но в их глазах я увидел, что им важнее, чтобы мы приехали еще раз. Я увидел в этих подростках себя в 13 лет.
Отец Артема рано оставил семью. Мама воспитывала сына одна, а когда ему исполнилось 13, умерла. По закону мальчик должен был попасть в интернат, но бабушка с дедушкой, несмотря на свой преклонный возраст, сохранили семью.
— Когда я слышу, что сироту не могут оставить у себя родственники, потому что пенсия маленькая или зарплата неподходящая, не могу с этим согласиться, — говорит Артем. Важнее еды, любых материальных ценностей и комфортных условий ощущение близости, единства с родными, дом, семейный быт. Я уже никогда бы не назвал родителями кого-то другого из взрослых, но потребность в общении со зрелым человеком, тем не менее, ощущал бы остро.
Таким значимым взрослым для осиротевшего Артема стала мамина подруга, которая сказала: «В любой момент ты можешь обратиться к нам».
— Я воспользовался этим предложением, когда учился в суворовском училище. Все ребята разъезжались, чтобы поделиться своими впечатлениями с родными. Степенной, свойственной почтенному возрасту реакции бабушки «Хорошо, внучек» мне было недостаточно, хотелось эмоциональности, живых оценок от более молодых людей. И мамина подруга меня слушала, интересовалась делами, вдохновляла на то, чтобы я хорошо учился.
— Современные подростки-сироты, чьих мам и пап лишили родительских прав, как правило, не вычеркивают их из своей жизни. И патронатный воспитатель не пытается им заменить то, что есть, он просто становится другом, персональным наставником. Проект «Нити дружбы» ищет желающих стать таковыми и готовит к роли патронатных воспитателей. Вначале предлагается поучаствовать в информационной встрече, которая в период пандемии проводится и онлайн, затем пройти анкетирование, психологическое тестирование и обучение по программе, прошедшей экспертизу в Национальном институте образования. В целом это занимает около трех дней. После обучения идет подбор детей и воспитателей.
По словам Артема Головия, за несколько лет существования проекта в организацию обратились около 800 человек — они откликнулись на публикации на сайте и в соцсетях. В итоге патронатными воспитателями стали только 45. Некоторые из них взяли под свое крыло двоих воспитанников.
— Половина желающих отсеивается уже после информационной встречи, — констатирует директор. — Это не значит, что от общения с детьми из интернатов они отказываются навсегда. Люди реальнее оценивают свои силы и степень ответственности. Собеседование с психологом уменьшает число кандидатов еще примерно на четверть. Говорят, что «надо с этим пожить», «стоит сделать паузу и как следует осмыслить решение». Абсолютно нормальная реакция: ведь человек не машину выбирает, а ребенка с психологической травмой.
Наставникам, которые обрели юных друзей через «Нити дружбы», от 25 до 45 лет. В основном это люди с высшим образованием, состоявшиеся в профессии и бизнесе. Есть среди них творческие деятели и семейные пары. Проект действует в Минске и Гродно. В 2021 году для троих ребят-сирот в областном центре уже нашли троих патронатных воспитателей. Еще 12 подростков — в листе ожидания.
— Для младших детей высока вероятность, что в их жизнь придут мама и папа, — объясняет он почему. — Перекрывать возможности потенциальным усыновителям не стоит. А что касается ребят старше 15, то это уже более-менее сформировавшиеся личности, которые в свою жизнь нового человека впустят неохотно.
В идеале у воспитателей и их подопечных должно быть что-то общее. Например, хобби, интересы, способности. Это облегчает начало формирования отношений. Так было у известной в Беларуси пианистки, которая завязала отношения с девочкой-сиротой, увлекающейся музыкой. Несколько подростков обрели мужчин-наставников на почве любви к футболу.
Говоря о проблемах, которые возникают во взаимоотношениях патронатных воспитателей и их подопечных, Артем Головий не скрывает, что они есть. Самая распространенная — подросток начинает врать. Люди в шоке: они со всей душой, а в ответ — ложь. И шоколадкой или другим подарком этот вопрос не решишь.
— В такие моменты важно, чтобы отношения не разрушились, — объясняет Артем. — Мы даем установку: отношения должны продолжаться как минимум год, а регулярность встреч — не менее двух часов в неделю. При этом постоянство контактов важнее эмоционального удовлетворения от общения. На начальном этапе главная задача — чтобы общение вошло в привычку.
Курс подготовки патронатных родителей рассчитан на три дня. Он включает вопросы психологических особенностей общения с воспитанниками детских домов, юридические аспекты прав детей-сирот, нюансов законодательства.
— Статус сироты утрачивается в 23 года, — говорит Артем Головий. — И важно, чтобы патронатный воспитатель помог к этому времени профессионально реализоваться, решить вопрос с жильем, используя существующие льготы. Ведь часто ребенок не знает, что сирот зачисляют в учебное заведение вне конкурса, и из-за страха не поступить выбирает совсем не то учреждение, которое ему нравится.
При этом ответственность, понятное дело, никто не отменял, ведь речь идет о ребенке, который находится под государственной защитой. Одно из требований, которое предъявляется к кандидату в патронатные воспитатели, — предоставить справки о том, что он не состоит на учете в психо- и наркодиспансере, что его не лишали родительских прав, не привлекали к административной и уголовной ответственности. И еще важно наличие жилищно-бытовых условий, позволяющих временно находиться там ребенку. К слову, если выходные или каникулы воспитанник детского интернатного учреждения проводит у патронатного воспитателя, то средства, которые выделяются в эти дни на питание ребенка в госучреждении, могут перечисляться на счет воспитателя. Правда, на практике люди часто не пользуются этим правом.
Патронатный воспитатель не пытается заменить родственников, а становится для ребенка взрослым другом, наставником.
— Я почувствовал желание дать детдомовскому пацану то, что когда-то сам недополучил, — общение, мужскую дружбу и поддержку, — рассказывает Антон. — У меня родители развелись, а затем и потеряли связь друг с другом. Все это время мне не хватало отца. Лет в 15 все-таки удалось с ним встретиться, и помню, насколько непросто было снова найти друг в друге родных людей.
Как только Антон Армичев переступил порог столичного детского дома № 7, он тут же столкнулся с двумя мальчишками-подростками.
— Один был рыжий, второй темненький, — вспоминает Антон. — Спрашиваю первого, как зовут. Он отвечает: «Влад!» Интересуюсь у темненького. «Влад!» — слышу тот же ответ. Ну как их было сразу не запомнить! Двоих одновременно взять на патронатное воспитание мне не разрешили. Подопечным стал Влад Темный, он же Михейчик.
Но как только начали общаться, подростка за совершенное правонарушение отправили в спец-школу в Могилеве. Патронатный воспитатель от него не отказался. Ездил к воспитаннику. Даже после того как мальчика перевели в профтехучилище закрытого типа в Кричеве, продолжал навещать. Тем временем и Рыжему с фамилией Алишевич предложил: «Место, как видишь, стало вакантным, давай дружить!» И тот согласился. Администрация детдома тоже была не против.
Обоим Владам скоро исполнится по 18. Михейчик учится на электромонтажника, Алишевич — на оператора механизированных и автоматизированных складов. С их совершеннолетием статус патронатного воспитателя станет юридически неактуальным, но дружба, как утверждает Антон, продолжится. Будут созваниваться, ходить вместе в кино. Дом Антона для них всегда открыт.
— Совет взрослого авторитетного мужчины нужен им сейчас даже больше, чем раньше, — убежден Антон Армичев. — Было дело, что Влад получил первую свою стипендию и всю до копейки спустил на безделушки, оставшись без гроша на месяц. Типичное поведение выпускника интерната, получившего свои первые самостоятельные деньги. Пришлось обучать тратить средства с умом. И сколько еще таких вопросов будет…
ЦИФРА
Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило сократить численность воспитанников детских интернатных учреждений. На 1 января этого года обеспечено воспитание в белорусских семьях 88,6 процента детей, подлежащих устройству в семью. При этом нахождение на государственном обеспечении 2768 детей связано с получением ими профессионального образования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
КОМПЕТЕНТНО
Елена Симакова, главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования:
— Патронатное воспитание — форма участия граждан в воспитании детей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Оно позволяет обеспечить занятость детей в каникулярное время, когда другие обучающиеся находятся в семьях родителей. При этом опека или попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняются за руководителями учреждений образования.
Порядок заключения договоров патронатного воспитания, контроля за пребыванием детей в патронатных семьях и другие аспекты такой формы устройства детей определены Положением о патронатном воспитании, утвержденном постановлением Совмина от 28.06.2012 № 596. Хотя практика забирать к себе на выходные и на каникулы детей-сирот существовала уже давно, только ее по-другому называли. Например, гостевой семьей.
Сказать точно, сколько в Беларуси патронатных воспитателей, нельзя — такого учета в системе образования не ведется. Но можно с уверенностью утверждать, что данная форма временного устройства в семью очень популярна.
Как правило, в качестве патронатных воспитателей выступают родственники детей и их бывшие опекуны (попечители), приемные родители и родители-воспитатели детских домов семейного типа. В большинстве случаев это позволяет избежать их дополнительного обучения работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Такие граждане имеют опыт взаимодействия с ребенком, пережившим травму разлучения с родной семьей, и решаются стать патронатными воспитателями осознанно.
Наше законодательство позволяет сохранять опеку или попечительство над ребенком до 18 лет при его поступлении в учреждение профессионального образования, если есть согласие на раздельное проживание с подопечным. С учетом этого патронатное воспитание не может и не должно заменять такую опеку.
В рамках дополнительного образования взрослых общественные организации могут работать с гражданами, желающими повысить свой образовательный уровень в вопросах семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое взаимодействие способствует пропаганде всех форм семейного устройства и прежде всего усыновлению детей и передаче их под опеку. Патронатное воспитание может рассматриваться как первый шаг по передаче ребенка в постоянную семью.
kozlovskaya@sb.by
Много ли в нашей стране людей, желающих дружить с ребятами из интернатных учреждений? Кто и почему добровольно решает взять под свое крыло оставшегося без попечения родителей ребенка и на каких условиях происходит патронат? На все эти вопросы искала ответы корреспондент «Р».
Минчанин Антон Армичев и его подопечный Влад Алишевич.
Увидеть в сироте себя тринадцатилетнего
У людей, правильно проходящих жизненные испытания, трудности всегда работают на успех. Судьба тебя чего-то лишает? Значит, пришло время осознать настоящие ценности. Никого не винить, не унывать, не обижаться, а спустя годы, увидев, что кто-то оказался в похожей ситуации, подставить плечо.Артем Головий, руководитель проекта «Нити дружбы», который занимается поиском патронатных воспитателей и их обучением, — отец пятерых детей, усыновитель. Казалось бы, реализовавшись как родитель многократно, ему впору чувствовать себя полностью удовлетворенным. Но нет, желает помогать воспитанникам интернатных учреждений.
Артем Головий, руководитель «Нитей дружбы».
Более десяти лет назад мужчина примерил на себя роль волонтера — ездил с друзьями в Бытенский детский дом на Брестчине:
— Там я сделал неожиданное для себя открытие — детям нужны не сладости и подарки, а отношения. Помню, мы привезли шоколадные яйца — киндер-сюрпризы, хорошо пообщались с детьми, но в их глазах я увидел, что им важнее, чтобы мы приехали еще раз. Я увидел в этих подростках себя в 13 лет.
Отец Артема рано оставил семью. Мама воспитывала сына одна, а когда ему исполнилось 13, умерла. По закону мальчик должен был попасть в интернат, но бабушка с дедушкой, несмотря на свой преклонный возраст, сохранили семью.
— Когда я слышу, что сироту не могут оставить у себя родственники, потому что пенсия маленькая или зарплата неподходящая, не могу с этим согласиться, — говорит Артем. Важнее еды, любых материальных ценностей и комфортных условий ощущение близости, единства с родными, дом, семейный быт. Я уже никогда бы не назвал родителями кого-то другого из взрослых, но потребность в общении со зрелым человеком, тем не менее, ощущал бы остро.
Таким значимым взрослым для осиротевшего Артема стала мамина подруга, которая сказала: «В любой момент ты можешь обратиться к нам».
— Я воспользовался этим предложением, когда учился в суворовском училище. Все ребята разъезжались, чтобы поделиться своими впечатлениями с родными. Степенной, свойственной почтенному возрасту реакции бабушки «Хорошо, внучек» мне было недостаточно, хотелось эмоциональности, живых оценок от более молодых людей. И мамина подруга меня слушала, интересовалась делами, вдохновляла на то, чтобы я хорошо учился.
45 нитей дружбы с 48 ребятами
Пройдя курсы социального наставничества в Киеве, Артем Головий создал организацию «Нити дружбы»:— Современные подростки-сироты, чьих мам и пап лишили родительских прав, как правило, не вычеркивают их из своей жизни. И патронатный воспитатель не пытается им заменить то, что есть, он просто становится другом, персональным наставником. Проект «Нити дружбы» ищет желающих стать таковыми и готовит к роли патронатных воспитателей. Вначале предлагается поучаствовать в информационной встрече, которая в период пандемии проводится и онлайн, затем пройти анкетирование, психологическое тестирование и обучение по программе, прошедшей экспертизу в Национальном институте образования. В целом это занимает около трех дней. После обучения идет подбор детей и воспитателей.
По словам Артема Головия, за несколько лет существования проекта в организацию обратились около 800 человек — они откликнулись на публикации на сайте и в соцсетях. В итоге патронатными воспитателями стали только 45. Некоторые из них взяли под свое крыло двоих воспитанников.
— Половина желающих отсеивается уже после информационной встречи, — констатирует директор. — Это не значит, что от общения с детьми из интернатов они отказываются навсегда. Люди реальнее оценивают свои силы и степень ответственности. Собеседование с психологом уменьшает число кандидатов еще примерно на четверть. Говорят, что «надо с этим пожить», «стоит сделать паузу и как следует осмыслить решение». Абсолютно нормальная реакция: ведь человек не машину выбирает, а ребенка с психологической травмой.
Наставникам, которые обрели юных друзей через «Нити дружбы», от 25 до 45 лет. В основном это люди с высшим образованием, состоявшиеся в профессии и бизнесе. Есть среди них творческие деятели и семейные пары. Проект действует в Минске и Гродно. В 2021 году для троих ребят-сирот в областном центре уже нашли троих патронатных воспитателей. Еще 12 подростков — в листе ожидания.
По сходству и подобию?
Возраст 10—15 лет Артем Головий считает оптимальным для подбора патронатного воспитателя:— Для младших детей высока вероятность, что в их жизнь придут мама и папа, — объясняет он почему. — Перекрывать возможности потенциальным усыновителям не стоит. А что касается ребят старше 15, то это уже более-менее сформировавшиеся личности, которые в свою жизнь нового человека впустят неохотно.
В идеале у воспитателей и их подопечных должно быть что-то общее. Например, хобби, интересы, способности. Это облегчает начало формирования отношений. Так было у известной в Беларуси пианистки, которая завязала отношения с девочкой-сиротой, увлекающейся музыкой. Несколько подростков обрели мужчин-наставников на почве любви к футболу.
Говоря о проблемах, которые возникают во взаимоотношениях патронатных воспитателей и их подопечных, Артем Головий не скрывает, что они есть. Самая распространенная — подросток начинает врать. Люди в шоке: они со всей душой, а в ответ — ложь. И шоколадкой или другим подарком этот вопрос не решишь.
— В такие моменты важно, чтобы отношения не разрушились, — объясняет Артем. — Мы даем установку: отношения должны продолжаться как минимум год, а регулярность встреч — не менее двух часов в неделю. При этом постоянство контактов важнее эмоционального удовлетворения от общения. На начальном этапе главная задача — чтобы общение вошло в привычку.
Курс подготовки патронатных родителей рассчитан на три дня. Он включает вопросы психологических особенностей общения с воспитанниками детских домов, юридические аспекты прав детей-сирот, нюансов законодательства.
— Статус сироты утрачивается в 23 года, — говорит Артем Головий. — И важно, чтобы патронатный воспитатель помог к этому времени профессионально реализоваться, решить вопрос с жильем, используя существующие льготы. Ведь часто ребенок не знает, что сирот зачисляют в учебное заведение вне конкурса, и из-за страха не поступить выбирает совсем не то учреждение, которое ему нравится.
Главное — желание
Обучение патронатных воспитателей — это особенность «Нитей дружбы», которая дает возможность найти достойных кандидатов и увеличить шансы на успех отношений между ними и их подопечными. Хотя, как сообщили в Комитете по образованию Мингорисполкома, законодательство страны не требует от таких добровольцев какой-либо подготовки. Не существует и ограничений по возрасту, доходу или социальному статусу. Главное — желание человека общаться с воспитанником.При этом ответственность, понятное дело, никто не отменял, ведь речь идет о ребенке, который находится под государственной защитой. Одно из требований, которое предъявляется к кандидату в патронатные воспитатели, — предоставить справки о том, что он не состоит на учете в психо- и наркодиспансере, что его не лишали родительских прав, не привлекали к административной и уголовной ответственности. И еще важно наличие жилищно-бытовых условий, позволяющих временно находиться там ребенку. К слову, если выходные или каникулы воспитанник детского интернатного учреждения проводит у патронатного воспитателя, то средства, которые выделяются в эти дни на питание ребенка в госучреждении, могут перечисляться на счет воспитателя. Правда, на практике люди часто не пользуются этим правом.
Патронатный воспитатель не пытается заменить родственников, а становится для ребенка взрослым другом, наставником.
Два Влада — Рыжий и Темный
Большинство патронатных воспитателей — женщины. 38-летний минчанин Антон Армичев — один из немногочисленных добровольцев-мужчин, ощутивших потребность в знакомстве с воспитанником интернатного учреждения. Мужчина — автомеханик. Есть своя семья — жена и две дочери. Узнав о проекте «Команда мечты», проводимом организацией «Нити дружбы», где неравнодушные взрослые и ребята из детских домов вместе играют в футбол, решил присоединиться.— Я почувствовал желание дать детдомовскому пацану то, что когда-то сам недополучил, — общение, мужскую дружбу и поддержку, — рассказывает Антон. — У меня родители развелись, а затем и потеряли связь друг с другом. Все это время мне не хватало отца. Лет в 15 все-таки удалось с ним встретиться, и помню, насколько непросто было снова найти друг в друге родных людей.
Как только Антон Армичев переступил порог столичного детского дома № 7, он тут же столкнулся с двумя мальчишками-подростками.
— Один был рыжий, второй темненький, — вспоминает Антон. — Спрашиваю первого, как зовут. Он отвечает: «Влад!» Интересуюсь у темненького. «Влад!» — слышу тот же ответ. Ну как их было сразу не запомнить! Двоих одновременно взять на патронатное воспитание мне не разрешили. Подопечным стал Влад Темный, он же Михейчик.
Но как только начали общаться, подростка за совершенное правонарушение отправили в спец-школу в Могилеве. Патронатный воспитатель от него не отказался. Ездил к воспитаннику. Даже после того как мальчика перевели в профтехучилище закрытого типа в Кричеве, продолжал навещать. Тем временем и Рыжему с фамилией Алишевич предложил: «Место, как видишь, стало вакантным, давай дружить!» И тот согласился. Администрация детдома тоже была не против.
Обоим Владам скоро исполнится по 18. Михейчик учится на электромонтажника, Алишевич — на оператора механизированных и автоматизированных складов. С их совершеннолетием статус патронатного воспитателя станет юридически неактуальным, но дружба, как утверждает Антон, продолжится. Будут созваниваться, ходить вместе в кино. Дом Антона для них всегда открыт.
— Совет взрослого авторитетного мужчины нужен им сейчас даже больше, чем раньше, — убежден Антон Армичев. — Было дело, что Влад получил первую свою стипендию и всю до копейки спустил на безделушки, оставшись без гроша на месяц. Типичное поведение выпускника интерната, получившего свои первые самостоятельные деньги. Пришлось обучать тратить средства с умом. И сколько еще таких вопросов будет…
ЦИФРА
Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило сократить численность воспитанников детских интернатных учреждений. На 1 января этого года обеспечено воспитание в белорусских семьях 88,6 процента детей, подлежащих устройству в семью. При этом нахождение на государственном обеспечении 2768 детей связано с получением ими профессионального образования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
КОМПЕТЕНТНО
Елена Симакова, главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования:
— Патронатное воспитание — форма участия граждан в воспитании детей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Оно позволяет обеспечить занятость детей в каникулярное время, когда другие обучающиеся находятся в семьях родителей. При этом опека или попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняются за руководителями учреждений образования.
Порядок заключения договоров патронатного воспитания, контроля за пребыванием детей в патронатных семьях и другие аспекты такой формы устройства детей определены Положением о патронатном воспитании, утвержденном постановлением Совмина от 28.06.2012 № 596. Хотя практика забирать к себе на выходные и на каникулы детей-сирот существовала уже давно, только ее по-другому называли. Например, гостевой семьей.
Сказать точно, сколько в Беларуси патронатных воспитателей, нельзя — такого учета в системе образования не ведется. Но можно с уверенностью утверждать, что данная форма временного устройства в семью очень популярна.
Как правило, в качестве патронатных воспитателей выступают родственники детей и их бывшие опекуны (попечители), приемные родители и родители-воспитатели детских домов семейного типа. В большинстве случаев это позволяет избежать их дополнительного обучения работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Такие граждане имеют опыт взаимодействия с ребенком, пережившим травму разлучения с родной семьей, и решаются стать патронатными воспитателями осознанно.
Наше законодательство позволяет сохранять опеку или попечительство над ребенком до 18 лет при его поступлении в учреждение профессионального образования, если есть согласие на раздельное проживание с подопечным. С учетом этого патронатное воспитание не может и не должно заменять такую опеку.
В рамках дополнительного образования взрослых общественные организации могут работать с гражданами, желающими повысить свой образовательный уровень в вопросах семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое взаимодействие способствует пропаганде всех форм семейного устройства и прежде всего усыновлению детей и передаче их под опеку. Патронатное воспитание может рассматриваться как первый шаг по передаче ребенка в постоянную семью.
kozlovskaya@sb.by