Как лечить аквариумных рыбок
01.03.2019 14:01:39
Сергей МУРАВСКИЙ
Плавниковая гниль — инфекционная болезнь, вызываемая палочкой из-за редкой смены воды. Поражает основание плавников. Первичный симптом — появление язв. В запущенных случаях плавники отпадают, оголяя позвоночный столб. В зоне риска находятся в первую очередь скалярии и “декоративные окуни” брабусы, а также неоновые рыбки, преимущественно мальки. Меры лечения: дезинфекция аквариума, инвентаря и грунта. Растения можно вымочить в растворе бицилина-5. Для заболевших рыбок используются ванны в отдельной емкости с добавлением медикаментов.
Ихтиоспоридоз — грибковое заболевание. Попадает в аквариум разными путями. Чаще всего — с растениями и взятыми из открытых акваторий моллюсками и рыбами. Симптоматика: у водных обитателей нарушается координация движений. Они плавают медленно и вяло или в рваном режиме, теряют аппетит, выпучивают глаза. Чешуя в очагах поражения поднимается, а общий окрас темнеет. К сожалению, болезнь не лечится. Пораженных рыбок нужно срочно локализовать. Остальных переселить в другой аквариум, а пораженный тщательно продезинфицировать, все растения и грунт заменить. В случае с ихтиоспоридозом болезнь действительно проще предупредить, чем лечить. Из мер профилактики — обеззараживание корма (помогает прогрев, убивающий грибок), а также быстрое изъятие погибших рыбок, пока ими не полакомились остальные.
Триходиноз вызывается особым видом инфузории, которая попадает в аквариум вместе с неподготовленным грунтом и растениями из открытых водоемов. Паразитирует на жабрах и кожном покрове. Симптомы недуга хорошо узнаваемые. Заболевшие рыбки трутся о камни и декоративные элементы, грунт. Стараются держаться в каскаде пузырьков воздуха из аэратора. В прямых лучах света на рыбках видны матовые участки чешуи. На теле появляется белый налет, а из-под жаберных крышек выделяется слизь. В тяжелых случаях рыбка заваливается на бок. Чтобы убить своего носителя, инфузории достаточно 3 суток, поэтому действовать нужно оперативно. Рыбки перемещаются в карантин с усиленной аэрацией. В воду добавляется метиленовая синь. Зараженный же аквариум быстро очистится сам — без носителей инфузория погибает в течение нескольких суток.
Гексамитоз заставляет рыбок худеть, хотя на аппетит они не жалуются. Заражение развивается в желудке и поражает кишечник. Возбудитель проникает в аквариум из открытой акватории, где водятся лососевые виды рыб. Первые симптомы болезни — у рыбок становится подтянутым живот, воспаляется анальное отверстие. Без лечения они погибают. Наиболее эффективные меры — пересадка заболевших рыбок в резервный аквариум с повышенной температурой воды. “Банные процедуры” нужно продлить на 2 суток. А вот чересчур истощенных особей придется, увы, ликвидировать.
Аргулез вызывается паразитом-рачком. Он заселяется в ранку, делает прокол и при этом выделяет ядовитый секрет, вызывающий воспалительный процесс. Из первых симптомов: рыбка начинает покачиваться, постоянно трется о камни, на ее теле скапливается слизь. Рачок черного цвета, поэтому хорошо виден на светлых рыбках. Коварство его заключается в том, что он присасывается к жертве только на время трапезы, в остальные часы сидит на растениях или в грунте. Лечение довольно скрупулезное: всех питомцев пересаживают в запасной домик, а заболевших обездвиживают с помощью влажной марли и пинцетом извлекают паразитов. Затем ранки промываются слабым раствором марганцовки. В это же время заселенный рачками аквариум дезинфицируется.
Ацидоз — скорее не болезнь, а реакция на сниженный уровень кислотности в аквариумной среде. При низком рН рыбки становятся медлительными, боязливыми. Наблюдаются судороги жаберных крышек. На чешуе появляются белесые пятна, да и общая окраска светлеет. Погибающая рыбка стремится укрыться в растительности. Если вы нашли трупик питомца со свернутым в колечко телом, с закрытыми жабрами и ртом, не сомневайтесь: причина смерти — ацидоз. Повысить уровень кислотности в аквариуме можно путем добавления питьевой воды, а лучше всего чаще менять воду. В экстренных случаях можно добавить щепотку пищевой соли и пару капель раствора марганцовки.
Манка. Несмотря на аппетитное название, недуг, вызываемый инфузорией, довольно опасен. Микроорганизм попадает в аквариум разными путями — с кормом, грунтом, растениями и новыми питомцами. Проникает под кожу рыбки, где начинает бурно размножаться. Бедолага начинает вести себя беспокойно, стремится поближе к аэратору, трется о растения. На теле появляются крошечные шишки или пузырьки белого цвета. В запущенных случаях начинает отслаиваться эпителий вместе с чешуей. В случае этой напасти рыбок нужно переселить в другую емкость с подогретой водой и усиленной аэрацией. В воду необходимо добавить раствор ихтиофтирицида или биомицина. Как правило, заболевание отступает через 2 недели. Если рыбка пережила манку, у нее вырабатывается иммунитет.
Казалось бы, столько беспокойства из-за какой-то мелочи! С учетом количества специализированных магазинов и общей невысокой стоимости рыбок не проще ли купить новых, чем возиться с заболевшими? Ответ не так очевиден. Разумеется, проще, но ведь мы же на самом деле в ответе за тех, кого приручили. Для настоящего аквариумиста стеклянный домик со всеми его обитателями — не просто увлекательный “телевизор”, а целый отдельный мир, замкнутая экосистема. И самая азартная игра — эту экосистему изучать и поддерживать в эталонном состоянии. А вам слабо?
БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ, А СПОСОБЫ НАЙДУТСЯ
В детстве мой отец увлекался аквариумными рыбками. Много раз он рассказывал, как после школы сначала конструировал, а затем и строил для них домик. Времена дефицита: стекло — лист за листом — добывал на развалах. Каркас из металлических уголков варил в гараже с посильной помощью своего папы. Соединялась рама с двойным стеклом эпоксидной смолой и серой субстанцией, которую дети 1990-х выковыривали из стыков панельных домов и коротко, но емко называли “липучкой”. Потом были многочисленные испытания аквариума и такие же многочисленные доработки: монструозное чудо на 1200 литров и весом (порожнее) под 3 центнера никак не хотело становиться герметичным. Когда под конструкцией перестала натекать лужа, это был настоящий триумф. Впрочем, “оживить” архитектурно-инженерный шедевр было не так просто. Ассортимент рыбок в продаже был минимальный. Дело даже не в том, что какие-то редкие породы разводились где-то там, за рубежом, и до нашей страны не доплывали. Скорее, причина крылась в сложности содержания “неженок” — среднестатистический аквариумист-любитель не мог хоть сколько-нибудь долго продлить жизнь своим “домочадцам”. Различные болезни выкашивали ихтиофауну за считанные недели, лекарств же от эпидемий не существовало. Во всяком случае, у нас. А там, где нет спроса, и предложение минимально.
Бешеной популярностью, вспоминает отец, вынужденно пользовались гуппи — яркие рыбки с большими веерообразными хвостами. Никакая зараза их не брала, и жили они долго и счастливо. А еще в аквариум с завидной регулярностью подселялись все новые и новые поколения рыбок-петушков. Они быстро погибали, но сами были просто уморительными из-за своего строптивого норова. Два петушка неизменно встречались в бравом поединке и до изнеможения выщипывали друг другу “перья”. В одиночестве норовистая рыбка тоже не скучала — достаточно было опустить в воду зеркальце, и петушок тут же “бросал перчатку” своему отражению.
muravsky@sb.by