Министр образования рассказал "СБ" об итогах этой и новациях следующей вступительной кампании
07.08.2018 22:55:37
Ольга ПАСИЯК
Вузы на этой неделе окончательно определяются со списками первокурсников. Уже известно, что получать высшее образование за счет бюджета будут более 26 тысяч человек. Но далеко не все абитуриенты могут выдохнуть и строить планы на осень: соревнования за места продолжаются среди желающих получить профессию в ссузах и учреждениях профтехобразования. В этом году поступающие порадовали подросшими проходными баллами по некоторым специальностям и даже рекордным количеством сотен по одному из самых сложных предметов — математике. О других промежуточных результатах вступительной кампании в эксклюзивном интервью «СБ» рассказал министр образования Игорь КАРПЕНКО.
— Игорь Васильевич, оправдали ли себя нововведения этого года, среди которых повышение пороговых баллов по профильным предметам и возможность использовать прошлогодние сертификаты?
— Что касается пороговых баллов, периодически слышу, мол, как можно с баллами 20 — 25 поступать в высшее учебное заведение? Это не совсем так: мы подняли пороговые значения, ниже которых не выдается сертификат, а без сертификата ты не можешь участвовать в конкурсе. Важный момент еще и в том, что мы сократили в этом году цифры набора на некоторые специальности, чем тоже создали определенную конкурсную ситуацию. Вместе с тем у нас выше набор в средние специальные и профессионально–технические учреждения. А возможность использовать прошлогодние сертификаты не означает, что абитуриент не мог сдавать в этом году тесты, просто у него был шанс использовать лучший сертификат. Посмотрели мы и на содержание тестов, подключили учителей высшей категории, учителей–методистов, чтобы задания соответствовали школьной программе.
— В итоге ЦТ сдали лучше. Выходит, тесты стали проще?
— Нет, просто мы отрегулировали некоторые вопросы. Например, исключили моменты, которые в учебнике упоминались со звездочкой. Плюс мы настраиваем абитуриента, что в высшую школу должен поступать тот, у кого хороший аттестат и показатели по итогам общего среднего образования. И, на мой взгляд, результаты этой вступительной кампании достаточно неплохие, не было каких–то серьезных эксцессов, система прозрачна. Госкомиссия наблюдала за всеми этапами и сделает свои выводы, но и я как ее представитель был в Белорусской государственной академии музыки — на внутренних экзаменах и на зачислении. Не возникало никаких серьезных вопросов, которые могли бы повлиять на прозрачность системы поступления в вузы.
— Результаты ЦТ зависели еще и от варианта, когда, не выполнив лишь одно задание В12, можно было получить как 96, так и 97 баллов. Вы анонсировали изменения в системе оценки централизованного тестирования. В чем они будут заключаться? И исключат ли подобное ранжирование?
— К сожалению, нет идеальных систем. Для некоторых выпускников, их родителей и учителей было непонятно, как с восьмеркой по математике в школе тест пишут на 40 баллов. Поэтому наряду с системой концептуального ранжирования, которая выстраивает рейтинг каждого сдающего тест в отношении остальных абитуриентов, в этом году мы апробировали другую систему оценки, которая более близка к школьной. Каждому тестовому заданию будет поставлен один или несколько баллов при верном выполнении, эта информация будет известна абитуриентам до начала ЦТ, что сделает процедуру еще более открытой и прозрачной. Когда завершится вся вступительная кампания, мы обсудим результаты апробации, и, возможно, уже со следующего года будет применяться именно новая система оценки.
— Появилась возможность корректировать цифры приема в сфере профтехобразования с учетом пожеланий местных властей. Будет ли этот опыт применяться в вузах?
— Не секрет, что у нас есть потребность в определенных рабочих специальностях, и здесь мы корректируем и цифры приема, и сами специальности. Думаю, что в этом году в учреждениях профтехобразования удастся сделать набор на уровне прошлого года, а по некоторым специальностям даже чуть больше. Высшее и среднее специальное образование у нас конкурсное, поэтому там иная ситуация. Уже приняты соответствующие нормативные документы: Минэкономики будет определять потребность экономики в тех или иных кадрах, учитывая изменения и движения, которые там происходят. Мы прорабатываем эти вопросы с дирекцией индустриального парка «Великий камень», с производителем «Джили», с оршанским регионом, с рядом министерств и ведомств отрабатываем потребность в кадрах. К примеру, с Минстройархитектуры осмотрели все ресурсные центры по строительному профилю, а в сентябре выйдем на совместную коллегию, где и посмотрим, что нам нужно скорректировать в плане заказа кадров и в содержании обучения, в том числе где и как должна проходить практика. Министерство труда и соцзащиты будет прогнозировать ситуацию на рынке труда, движение трудовых ресурсов с учетом демографической ситуации. Мы работаем с заказчиками кадров и говорим о том, что именно они должны влиять на содержание подготовки тех или иных специалистов.
— В прошлом году Минобразования совместно с Минэкономики впервые составили список востребованных в экономике специальностей, куда без экзаменов смогли поступать медалисты и отличники. Такая же возможность есть и у тех, кто решил поступать в педуниверситет, куда без экзаменов идут еще и выпускники педклассов. Но в этом году опять появились разговоры о том, что в учителя идут с низкими баллами...
— Это не совсем так. В БГПУ конкурс на «Психологию» составил 11 человек на место. Средний проходной балл по вузу — 251. В прошлом году сюда поступили 77 медалистов, а в этом — 69. Количество выпускников педклассов — 106 и 160 соответственно. Что же касается региональных вузов, то в Барановичском госуниверситете из 15 плановых мест на начальном образовании 5 абитуриентов прошли без вступительных испытаний — это опять–таки медалисты, победители олимпиад и выпускники педклассов. Проходной балл при этом вырос с 218 до 233, а средний конкурс по вузу — 2 человека на место. Вообще, идея педклассов была немного в другом: мы говорим о том, что нам нужен мотивированный на профессию педагог. И сегодня тот, кто идет по собеседованию, проходит определенный курс психолого–педагогической подготовки, ребята приносят целые портфолио, в которых рассказывают о своем опыте работы с детьми на мероприятиях. Кстати, мы посмотрели на успехи выпускников педклассов, которые уже учатся в университете: никто из них не отчислен, неплохо сдают сессии, активно работают в проектах вуза и студотрядах. И сегодня наша задача — не набрать всех подряд, а дать более мотивированным выпускникам возможность поучаствовать в конкурсе. Кроме того, и работать такие ребята будут дольше — у них 5 лет по распределению.
— В этом году высокие конкурсы на сокращенную форму обучения. Свидетельствует ли это, что у нас все более востребованным становится принцип непрерывного образования?
— Тут важно понимать, почему так происходит. Мы проводили оптимизацию, ряд колледжей вошли в структуру вузов, адаптировали учебные планы и программы среднего специального образования к высшему. Поэтому абитуриенты и стремятся, окончив колледж, идти дальше по этому же направлению в университет. А в следующем году мы планируем несколько расширить перечень специальностей среднего специального образования для получения высшего в сокращенной форме. Серьезно работает у нас и система допобразования взрослых. Знания быстро меняются, и на эти изменения нужно оперативно реагировать. Не случайно в Кодекс об образовании мы внесли норму о так называемом примерном учебном плане: хотим уйти от типового, который не очень гибкий. Будет обязательный компонент для каждой специальности, но будет и тот компонент, который вуз определит вместе с заказчиком кадров. Министерство промышленности одним из первых основательно откликнулось на наш призыв по совершенствованию содержания образования: оно активно включилось в подготовку ребят по рабочим профессиям, к конкурсу профмастерства World Skills и другим международным соревнованиям, в том числе с возможностью использовать оборудование, которое применяется на предприятиях и в организациях. В прошлом году мы показали Президенту такой ресурсный центр по автомобилестроению и по автосервису на базе нашего автомеханического колледжа. Подобные центры могут быть многопрофильными, причем не только для профессионально–технического и среднего специального образования, но и для высшего.
— Это относится и к трудовому обучению в старшей школе, которое теперь может проводиться на базе ссузов и вузов?
— Конечно, регионы уже серьезно поработали в плане тех специальностей, которые будут предложены для обучения. Определены источники финансирования. Сейчас мы уточняем вопросы заключения договоров, у нас еще есть время до конца августа, и с 1 сентября такая профессиональная подготовка начнется для старшеклассников. Думаю, если кто–то из этих ребят захочет продолжить обучение в системе профессионально–технического или среднего специального образования, эти часы, которые он освоил в 10 — 11–х классах, ему будут зачтены при дальнейшем обучении.
— Каких изменений ждать абитуриентам в следующую вступительную кампанию?
— Одно из них мы озвучили у Президента, когда говорили о развитии Академии управления, — психолого–педагогическое тестирование. Есть формат компьютерного тестирования, которое позволяет выявить определенные аспекты предрасположенности к управленческой деятельности. Такие тестирования могут появиться и по другим специальностям. Есть в планах и внутренние экзамены по ряду предметов, где нужно посмотреть конкретные навыки абитуриента. К примеру, иностранный язык: мало сдать тест, нужно еще и посмотреть, насколько абитуриент владеет устной речью. Главное — все грамотно выстроить, чтобы это давало результат. Посмотрим и на вопросы целевой подготовки: сегодня ограничение по численности населенных пунктов не позволяет нам обеспечить кадрами даже некоторые районные центры. Наверное, не нужна жесткая привязка, лучше дать возможность органам местной власти использовать госзаказ на подготовку специалистов. Должен быть и конкурс среди тех, кто идет по целевому направлению, чтобы отобрать лучших. Кстати, новшества не станут неожиданностью: обо всех изменениях, касающихся вступительной кампании, будет сообщено заранее.
pasiyak@sb.by
— Игорь Васильевич, оправдали ли себя нововведения этого года, среди которых повышение пороговых баллов по профильным предметам и возможность использовать прошлогодние сертификаты?
— Что касается пороговых баллов, периодически слышу, мол, как можно с баллами 20 — 25 поступать в высшее учебное заведение? Это не совсем так: мы подняли пороговые значения, ниже которых не выдается сертификат, а без сертификата ты не можешь участвовать в конкурсе. Важный момент еще и в том, что мы сократили в этом году цифры набора на некоторые специальности, чем тоже создали определенную конкурсную ситуацию. Вместе с тем у нас выше набор в средние специальные и профессионально–технические учреждения. А возможность использовать прошлогодние сертификаты не означает, что абитуриент не мог сдавать в этом году тесты, просто у него был шанс использовать лучший сертификат. Посмотрели мы и на содержание тестов, подключили учителей высшей категории, учителей–методистов, чтобы задания соответствовали школьной программе.
— В итоге ЦТ сдали лучше. Выходит, тесты стали проще?
— Нет, просто мы отрегулировали некоторые вопросы. Например, исключили моменты, которые в учебнике упоминались со звездочкой. Плюс мы настраиваем абитуриента, что в высшую школу должен поступать тот, у кого хороший аттестат и показатели по итогам общего среднего образования. И, на мой взгляд, результаты этой вступительной кампании достаточно неплохие, не было каких–то серьезных эксцессов, система прозрачна. Госкомиссия наблюдала за всеми этапами и сделает свои выводы, но и я как ее представитель был в Белорусской государственной академии музыки — на внутренних экзаменах и на зачислении. Не возникало никаких серьезных вопросов, которые могли бы повлиять на прозрачность системы поступления в вузы.
— Результаты ЦТ зависели еще и от варианта, когда, не выполнив лишь одно задание В12, можно было получить как 96, так и 97 баллов. Вы анонсировали изменения в системе оценки централизованного тестирования. В чем они будут заключаться? И исключат ли подобное ранжирование?
— К сожалению, нет идеальных систем. Для некоторых выпускников, их родителей и учителей было непонятно, как с восьмеркой по математике в школе тест пишут на 40 баллов. Поэтому наряду с системой концептуального ранжирования, которая выстраивает рейтинг каждого сдающего тест в отношении остальных абитуриентов, в этом году мы апробировали другую систему оценки, которая более близка к школьной. Каждому тестовому заданию будет поставлен один или несколько баллов при верном выполнении, эта информация будет известна абитуриентам до начала ЦТ, что сделает процедуру еще более открытой и прозрачной. Когда завершится вся вступительная кампания, мы обсудим результаты апробации, и, возможно, уже со следующего года будет применяться именно новая система оценки.
— Не секрет, что у нас есть потребность в определенных рабочих специальностях, и здесь мы корректируем и цифры приема, и сами специальности. Думаю, что в этом году в учреждениях профтехобразования удастся сделать набор на уровне прошлого года, а по некоторым специальностям даже чуть больше. Высшее и среднее специальное образование у нас конкурсное, поэтому там иная ситуация. Уже приняты соответствующие нормативные документы: Минэкономики будет определять потребность экономики в тех или иных кадрах, учитывая изменения и движения, которые там происходят. Мы прорабатываем эти вопросы с дирекцией индустриального парка «Великий камень», с производителем «Джили», с оршанским регионом, с рядом министерств и ведомств отрабатываем потребность в кадрах. К примеру, с Минстройархитектуры осмотрели все ресурсные центры по строительному профилю, а в сентябре выйдем на совместную коллегию, где и посмотрим, что нам нужно скорректировать в плане заказа кадров и в содержании обучения, в том числе где и как должна проходить практика. Министерство труда и соцзащиты будет прогнозировать ситуацию на рынке труда, движение трудовых ресурсов с учетом демографической ситуации. Мы работаем с заказчиками кадров и говорим о том, что именно они должны влиять на содержание подготовки тех или иных специалистов.
— В прошлом году Минобразования совместно с Минэкономики впервые составили список востребованных в экономике специальностей, куда без экзаменов смогли поступать медалисты и отличники. Такая же возможность есть и у тех, кто решил поступать в педуниверситет, куда без экзаменов идут еще и выпускники педклассов. Но в этом году опять появились разговоры о том, что в учителя идут с низкими баллами...
— В этом году высокие конкурсы на сокращенную форму обучения. Свидетельствует ли это, что у нас все более востребованным становится принцип непрерывного образования?
— Тут важно понимать, почему так происходит. Мы проводили оптимизацию, ряд колледжей вошли в структуру вузов, адаптировали учебные планы и программы среднего специального образования к высшему. Поэтому абитуриенты и стремятся, окончив колледж, идти дальше по этому же направлению в университет. А в следующем году мы планируем несколько расширить перечень специальностей среднего специального образования для получения высшего в сокращенной форме. Серьезно работает у нас и система допобразования взрослых. Знания быстро меняются, и на эти изменения нужно оперативно реагировать. Не случайно в Кодекс об образовании мы внесли норму о так называемом примерном учебном плане: хотим уйти от типового, который не очень гибкий. Будет обязательный компонент для каждой специальности, но будет и тот компонент, который вуз определит вместе с заказчиком кадров. Министерство промышленности одним из первых основательно откликнулось на наш призыв по совершенствованию содержания образования: оно активно включилось в подготовку ребят по рабочим профессиям, к конкурсу профмастерства World Skills и другим международным соревнованиям, в том числе с возможностью использовать оборудование, которое применяется на предприятиях и в организациях. В прошлом году мы показали Президенту такой ресурсный центр по автомобилестроению и по автосервису на базе нашего автомеханического колледжа. Подобные центры могут быть многопрофильными, причем не только для профессионально–технического и среднего специального образования, но и для высшего.
— Конечно, регионы уже серьезно поработали в плане тех специальностей, которые будут предложены для обучения. Определены источники финансирования. Сейчас мы уточняем вопросы заключения договоров, у нас еще есть время до конца августа, и с 1 сентября такая профессиональная подготовка начнется для старшеклассников. Думаю, если кто–то из этих ребят захочет продолжить обучение в системе профессионально–технического или среднего специального образования, эти часы, которые он освоил в 10 — 11–х классах, ему будут зачтены при дальнейшем обучении.
— Каких изменений ждать абитуриентам в следующую вступительную кампанию?
— Одно из них мы озвучили у Президента, когда говорили о развитии Академии управления, — психолого–педагогическое тестирование. Есть формат компьютерного тестирования, которое позволяет выявить определенные аспекты предрасположенности к управленческой деятельности. Такие тестирования могут появиться и по другим специальностям. Есть в планах и внутренние экзамены по ряду предметов, где нужно посмотреть конкретные навыки абитуриента. К примеру, иностранный язык: мало сдать тест, нужно еще и посмотреть, насколько абитуриент владеет устной речью. Главное — все грамотно выстроить, чтобы это давало результат. Посмотрим и на вопросы целевой подготовки: сегодня ограничение по численности населенных пунктов не позволяет нам обеспечить кадрами даже некоторые районные центры. Наверное, не нужна жесткая привязка, лучше дать возможность органам местной власти использовать госзаказ на подготовку специалистов. Должен быть и конкурс среди тех, кто идет по целевому направлению, чтобы отобрать лучших. Кстати, новшества не станут неожиданностью: обо всех изменениях, касающихся вступительной кампании, будет сообщено заранее.
pasiyak@sb.by