Дискуссия по газовому вопросу между Беларусью и Россией неприлично затянулась
16.03.2017 00:51:20
Нашу соседку Россию воистину захлестнуло «ресурсное проклятие». Какого вопроса ни коснутся в соседнем государстве, все обязательно сводится к нефти и газу. И неважно, что обсуждают — курс ли рубля, наполнение бюджета, инвестиции, даже развитие промышленности и сельского хозяйства… Углеводородные факторы и амбиции стали доминировать и во внешней политике. Дискуссия по газовому вопросу между Беларусью и Россией совершенно неприлично затянулась. Особенно учитывая партнерство стран и в Союзном государстве, и в ЕАЭС.
Фото gazprom.ru
Цифры у российских экспертов как-то совершенно не дружат с арифметикой. Как нам объясняли цену в 132 доллара за тысячу кубов в начале года? Вроде бы на месторождении Ямал себестоимость тысячи кубов — 36 долларов, плюс 90 долларов транспортировка до Беларуси и еще 6 долларов — за хранение в подземных хранилищах. А теперь внимание: транспортировка по Беларуси до границы ЕС стоит 12 долларов. Плюс 30-процентная экспортная пошлина. Если верить расчетам коллег, то газовая цена уже в Польше должна быть под 190 долларов. А в Германии — еще выше. Но на деле, как признался в феврале заместитель генерального директора «Газпрома» Александр Медведев, средние экспортные цены на газ в ЕС составили 167 долларов. Если отнять пошлину, получается дешевле, чем для Беларуси! И уж чего-чего, а пошлин на территории Таможенного союза не может быть по определению.
Еще более лихо высказался недавно другой Медведев, Дмитрий Анатольевич, российский премьер-министр. Ему вдруг показалось, что в Германии газ уходит по 200 условных единиц. Правда, в «Газпроме» надеются на 180—190 долларов, и не завтра, а по итогам года. И то может быть. Если цена на нефть не упадет, других неприятностей не случится.
Самое неприятное, что газовую дискуссию постоянно норовят перевести в идеологическую плоскость. Мол, Россия помогает Беларуси. Покажите мне эту помощь — в упор не вижу. Транспортировка с Ямала до границы с Беларусью — 90 долларов! А в этом году уже почти 100! Да, газоносный сибирский полуостров расположен не близко. Но всего лишь в три с небольшим раза дальше, чем расстояние между российской и немецкой границей. Но на это расстояние по территории Беларуси и Польши тысячу кубов прокачивают всего за 21 доллар! Для нас же какой-то двойной счетчик получается. Труба в магистральном проводе не лопнет от таких тарифов! Это не скидка, а очень даже нормальный бизнес. Да, пошлин нет, но в этом же и есть вся суть интеграции. Если сесть и скрупулезно посчитать, сколько белорусский бюджет недосчитался из-за единого пространства и недосчетов пошлин, а также возможности их самостоятельно регулировать, взирая на свою экономику, а не на ЕАЭС в целом… У нас потери еще побольше будут. Хотя бы по автомобилям. До интеграции возили дешевые и приличные авто из Европы и платили в свой бюджет пошлины. Сейчас покупаем дорогие российские машины, и в нашу казну ничего от этого импорта не поступает. И таких позиций немало.
А если взять в целом, то Беларусь — один из самых бескорыстных партнеров. Ни копейки субсидиарной не взяли. Только в долг, по которому расплачиваемся день в день. А вот данные, недавно официально опубликованные российским Минфином. С 2000 года Россия выдавала кредиты 20 государствам, причем списала долги за этот же период на 8 трлн своих рублей. Это в эквиваленте по курсу февраля текущего года больше 100 млрд долларов! Господь его знает, по каким причинам списывались такие суммы. Но на их фоне обвинять в меркантильности как-то неприлично.
Да, у России есть определенные потери от интеграции, но они есть у всех участников процесса. И компенсироваться должны выгодами от слияния экономических пространств. А разные надуманные споры только мешают наступить моменту, когда синергия выльется в конкретную экономику. Про цену сотрудничества в сфере безопасности вообще говорить как-то неуместно. Особенно при виде натовских ПРО у польской границы и другой активности Североатлантического альянса в регионе. Приличные партнеры, претендующие на звание мировой державы, за такие геоуслуги буквально готовы взять партнерскую экономику на буксир. Но разговор-то идет даже не об этом: не надо помощи, Господь дал и руки, и голову. Просто не дерите три шкуры. Как-то уж совсем не по-дружески и даже не по-партнерски.
Фото gazprom.ru
Цифры у российских экспертов как-то совершенно не дружат с арифметикой. Как нам объясняли цену в 132 доллара за тысячу кубов в начале года? Вроде бы на месторождении Ямал себестоимость тысячи кубов — 36 долларов, плюс 90 долларов транспортировка до Беларуси и еще 6 долларов — за хранение в подземных хранилищах. А теперь внимание: транспортировка по Беларуси до границы ЕС стоит 12 долларов. Плюс 30-процентная экспортная пошлина. Если верить расчетам коллег, то газовая цена уже в Польше должна быть под 190 долларов. А в Германии — еще выше. Но на деле, как признался в феврале заместитель генерального директора «Газпрома» Александр Медведев, средние экспортные цены на газ в ЕС составили 167 долларов. Если отнять пошлину, получается дешевле, чем для Беларуси! И уж чего-чего, а пошлин на территории Таможенного союза не может быть по определению.
Еще более лихо высказался недавно другой Медведев, Дмитрий Анатольевич, российский премьер-министр. Ему вдруг показалось, что в Германии газ уходит по 200 условных единиц. Правда, в «Газпроме» надеются на 180—190 долларов, и не завтра, а по итогам года. И то может быть. Если цена на нефть не упадет, других неприятностей не случится.
Самое неприятное, что газовую дискуссию постоянно норовят перевести в идеологическую плоскость. Мол, Россия помогает Беларуси. Покажите мне эту помощь — в упор не вижу. Транспортировка с Ямала до границы с Беларусью — 90 долларов! А в этом году уже почти 100! Да, газоносный сибирский полуостров расположен не близко. Но всего лишь в три с небольшим раза дальше, чем расстояние между российской и немецкой границей. Но на это расстояние по территории Беларуси и Польши тысячу кубов прокачивают всего за 21 доллар! Для нас же какой-то двойной счетчик получается. Труба в магистральном проводе не лопнет от таких тарифов! Это не скидка, а очень даже нормальный бизнес. Да, пошлин нет, но в этом же и есть вся суть интеграции. Если сесть и скрупулезно посчитать, сколько белорусский бюджет недосчитался из-за единого пространства и недосчетов пошлин, а также возможности их самостоятельно регулировать, взирая на свою экономику, а не на ЕАЭС в целом… У нас потери еще побольше будут. Хотя бы по автомобилям. До интеграции возили дешевые и приличные авто из Европы и платили в свой бюджет пошлины. Сейчас покупаем дорогие российские машины, и в нашу казну ничего от этого импорта не поступает. И таких позиций немало.
А если взять в целом, то Беларусь — один из самых бескорыстных партнеров. Ни копейки субсидиарной не взяли. Только в долг, по которому расплачиваемся день в день. А вот данные, недавно официально опубликованные российским Минфином. С 2000 года Россия выдавала кредиты 20 государствам, причем списала долги за этот же период на 8 трлн своих рублей. Это в эквиваленте по курсу февраля текущего года больше 100 млрд долларов! Господь его знает, по каким причинам списывались такие суммы. Но на их фоне обвинять в меркантильности как-то неприлично.
Да, у России есть определенные потери от интеграции, но они есть у всех участников процесса. И компенсироваться должны выгодами от слияния экономических пространств. А разные надуманные споры только мешают наступить моменту, когда синергия выльется в конкретную экономику. Про цену сотрудничества в сфере безопасности вообще говорить как-то неуместно. Особенно при виде натовских ПРО у польской границы и другой активности Североатлантического альянса в регионе. Приличные партнеры, претендующие на звание мировой державы, за такие геоуслуги буквально готовы взять партнерскую экономику на буксир. Но разговор-то идет даже не об этом: не надо помощи, Господь дал и руки, и голову. Просто не дерите три шкуры. Как-то уж совсем не по-дружески и даже не по-партнерски.
volchkovvv@mail.ru