Как вкус, слух, зрение, обоняние и осязание влияют друг на друга
03.02.2024 20:17:00
Ольга БЕБЕНИНА
Картина окружающего нас мира складывается на основе сигналов от рецепторов органов чувств. Мозг собирает все ощущения вместе, добавляет эмоциональную окраску — и вуаля! Казалось бы, здесь все должно быть элементарно: вода — мокрая, сахар — сладкий, соль — соленая, трава — зеленая и так далее. Однако, с точки зрения науки, не так все просто.
Весьма сложным образом устроена и обработка сигналов от различных многочисленных рецепторов. Помимо тех, о которых все наслышаны — тактильных, зрительных, обонятельных, — существуют еще, к примеру, барорецепторы сосудов, отслеживающие изменения давления крови, рецепторы вестибулярного аппарата, реагирующие на изменение положения тела относительно поверхности, проприорецепторы, отвечающие за кинестезию (мышечное чувство) — ощущение положения частей тела по отношению друг к другу и в пространстве. И это только малая часть обширной сенсорной системы, распространившей свои «щупальца» по всему организму.
Вообще говоря, складывается впечатление, что все это предназначено для обслуживания слепоглухонемого инвалида. Но если задуматься, мозг под такое определение в некоторой мере как раз таки и подходит: у него нет глаз и рук, он не способен самостоятельно чувствовать запахи и вкусы, пользуется только информацией, собранной для него нервными клетками, и на ее основе формирует восприятие окружающего мира. При таком подходе, и учитывая крайне извилистый путь доставки данных, любая мелочь ведет к искажению целого. По сути дела, так и складывается индивидуальная картина мира: люди по-разному воспринимают цветовую гамму, пищу и так далее.
В 1976-м британский когнитивный психолог Гарри Мак-Гурк провел любопытный эксперимент, положивший начало изучению искажений, которые возникают тогда, когда чувства накладываются друг на друга. Испытуемым показали видеозапись, где человек одними губами произносил слоги «га-га». Одновременно фонограмма воспроизводила звуки, артикуляционно совершенно непохожие: «ба-ба». В итоге все четко услышали «да-да». И были убеждены, что человек на экране именно это и произносит, как будто находились под гипнозом. Исследователи пришли к выводу: когда артикуляция и фонема (то есть зрение и слух) вступают в конфликт, мозг устраняет несоответствие, выбирая нечто среднее на свое усмотрение и убедительно выдавая за правду. Ученые полагают, что рассинхронизация слуховых и зрительных впечатлений — явление в нашей жизни очень частое. При этом мы, как и участники эксперимента Мак-Гурка, вообще не осознаем, что на самом деле слышим то, чего нет.
Испытуемых посадили перед мониторами, на которых был обозначен пустой квадрат. Его нужно было закрасить серым цветом, манипулируя цветовыми настройками — так, как это делается в графических редакторах. С заданием все справились, но был нюанс. В зависимости от того, какой ароматизатор распыляли в лаборатории, серый цвет приобретал различные оттенки. При кофейном и вишневом ароматах — темно-коричневые и красные. На фоне карамельного запаха квадрат оказывался желтовато-коричневым, на фоне лимона — желтовато-зеленым. При этом самим «художникам» он казался вполне обычным серым.
Скажите, и как после этого верить тому, что мы видим вокруг? Может, все вообще не так, как нам кажется.
В ТЕМУ
В одной из историй о Ходже Насреддине рассказывается о жадном чайханщике, потребовавшем деньги с нищего за то, что тот стоял рядом с кухней и принюхивался к запаху плова. Насреддин выручил бедняка, остроумно расплатившись звоном монет. Мораль ясна: наесться запахом пищи невозможно, как и распорядиться воображаемыми деньгами. Однако ученые из Университета Южной Флориды подтверждают: ароматом еды можно утолить голод. Конечно, поверить сложно как минимум по той причине, что запах еды стимулирует аппетит (чем часто пользуются хозяева кафе, ресторанов и маркетологи в гипермаркетах).
Тем не менее эксперименты с участием более 100 человек показали, что все дело во временном интервале. Первые 30 секунд аппетитный аромат действительно вызывает активное выделение желудочного сока и мозг, образно говоря, дает команду «Найти и съесть любой ценой!». Но затем нейроны привыкают к ощущениям, свежесть восприятия теряется. На 90-й секунде (даже это высчитали) мозг запутывается и перестает понимать, с каким конкретным видом сенсорного удовольствия — вкусом или запахом — имеет дело. И на автомате включает схему насыщения, «зомбируя» желудок на предмет того, что он сыт. Подтверждается это и житейскими наблюдениями. Любой хозяйке известно: если провести полдня на кухне, занимаясь приготовлением разных блюд, то во время застолья уже и есть как-то особо не хочется. Даже если, вертясь у плиты, только пробовал еду.
Кривые дорожки нервной системы
Человеческий организм справедливо считается уникальным творением эволюции. Но при этом очень уж заковыристо устроенным. Даже для того чтобы совершить элементарное действие, нужно подключить огромное количество механизмов, вплоть до химических реакций. Например, частота дыхания регулируется в зависимости от концентрации в крови CO2. И уровень углекислого газа — только одно из множества условий, выполнение которых дает нам возможность вдохнуть и выдохнуть.Весьма сложным образом устроена и обработка сигналов от различных многочисленных рецепторов. Помимо тех, о которых все наслышаны — тактильных, зрительных, обонятельных, — существуют еще, к примеру, барорецепторы сосудов, отслеживающие изменения давления крови, рецепторы вестибулярного аппарата, реагирующие на изменение положения тела относительно поверхности, проприорецепторы, отвечающие за кинестезию (мышечное чувство) — ощущение положения частей тела по отношению друг к другу и в пространстве. И это только малая часть обширной сенсорной системы, распространившей свои «щупальца» по всему организму.
Вообще говоря, складывается впечатление, что все это предназначено для обслуживания слепоглухонемого инвалида. Но если задуматься, мозг под такое определение в некоторой мере как раз таки и подходит: у него нет глаз и рук, он не способен самостоятельно чувствовать запахи и вкусы, пользуется только информацией, собранной для него нервными клетками, и на ее основе формирует восприятие окружающего мира. При таком подходе, и учитывая крайне извилистый путь доставки данных, любая мелочь ведет к искажению целого. По сути дела, так и складывается индивидуальная картина мира: люди по-разному воспринимают цветовую гамму, пищу и так далее.
Лабиринт искажений
Основную роль играют обоняние, осязание, вкус, слух и зрение, которые, как выяснили ученые, очень сильно влияют друг на друга. Допустим, неприятный запах в кафе «убивает» вкус еды, даже если она безупречно приготовлена. При вирусной инфекции, когда притупляется или вообще пропадает способность улавливать запахи, пища кажется безвкусной. Как доказали еще в 2015 году ученые Корнельского университета, вкус еды может восприниматься искаженно даже из-за неприятного шума. Но как такое в принципе возможно, если у каждого из чувств есть свои отдельные нейронные проводящие пути и отделы головного мозга, отвечающие за обработку информации, поступающей именно от их рецепторов? Специалисты считают, что это происходит на этапе, когда мозг сводит все данные воедино. Лучше всего данный процесс иллюстрирует так называемый эффект Мак-Гурка.В 1976-м британский когнитивный психолог Гарри Мак-Гурк провел любопытный эксперимент, положивший начало изучению искажений, которые возникают тогда, когда чувства накладываются друг на друга. Испытуемым показали видеозапись, где человек одними губами произносил слоги «га-га». Одновременно фонограмма воспроизводила звуки, артикуляционно совершенно непохожие: «ба-ба». В итоге все четко услышали «да-да». И были убеждены, что человек на экране именно это и произносит, как будто находились под гипнозом. Исследователи пришли к выводу: когда артикуляция и фонема (то есть зрение и слух) вступают в конфликт, мозг устраняет несоответствие, выбирая нечто среднее на свое усмотрение и убедительно выдавая за правду. Ученые полагают, что рассинхронизация слуховых и зрительных впечатлений — явление в нашей жизни очень частое. При этом мы, как и участники эксперимента Мак-Гурка, вообще не осознаем, что на самом деле слышим то, чего нет.
Цветовое помешательство
Чем больше исследований проводится, тем сильнее наука убеждается в том, что аналогичные «глюки» касаются всех чувств. В октябре прошлого года специалисты Корнельского и Кембриджского университетов провели эксперимент, результаты которого опубликовали в журнале Frontiers in Psychology. Они утверждают, что обоняние способно существенно влиять на зрение. Казалось бы, какое отношение имеет одно к другому? Однако исследование (в нем было задействовано более 20 мужчин и женщин) это убедительно доказало.Испытуемых посадили перед мониторами, на которых был обозначен пустой квадрат. Его нужно было закрасить серым цветом, манипулируя цветовыми настройками — так, как это делается в графических редакторах. С заданием все справились, но был нюанс. В зависимости от того, какой ароматизатор распыляли в лаборатории, серый цвет приобретал различные оттенки. При кофейном и вишневом ароматах — темно-коричневые и красные. На фоне карамельного запаха квадрат оказывался желтовато-коричневым, на фоне лимона — желтовато-зеленым. При этом самим «художникам» он казался вполне обычным серым.
Скажите, и как после этого верить тому, что мы видим вокруг? Может, все вообще не так, как нам кажется.
В ТЕМУ
В одной из историй о Ходже Насреддине рассказывается о жадном чайханщике, потребовавшем деньги с нищего за то, что тот стоял рядом с кухней и принюхивался к запаху плова. Насреддин выручил бедняка, остроумно расплатившись звоном монет. Мораль ясна: наесться запахом пищи невозможно, как и распорядиться воображаемыми деньгами. Однако ученые из Университета Южной Флориды подтверждают: ароматом еды можно утолить голод. Конечно, поверить сложно как минимум по той причине, что запах еды стимулирует аппетит (чем часто пользуются хозяева кафе, ресторанов и маркетологи в гипермаркетах).
Тем не менее эксперименты с участием более 100 человек показали, что все дело во временном интервале. Первые 30 секунд аппетитный аромат действительно вызывает активное выделение желудочного сока и мозг, образно говоря, дает команду «Найти и съесть любой ценой!». Но затем нейроны привыкают к ощущениям, свежесть восприятия теряется. На 90-й секунде (даже это высчитали) мозг запутывается и перестает понимать, с каким конкретным видом сенсорного удовольствия — вкусом или запахом — имеет дело. И на автомате включает схему насыщения, «зомбируя» желудок на предмет того, что он сыт. Подтверждается это и житейскими наблюдениями. Любой хозяйке известно: если провести полдня на кухне, занимаясь приготовлением разных блюд, то во время застолья уже и есть как-то особо не хочется. Даже если, вертясь у плиты, только пробовал еду.