Кто рискует стать жертвой недобросовестных мастеров автосервиса?
10.03.2016 19:19:26
Технический прогресс совершенствует автомобили, но не страхует их от поломок. По этой причине у всех владельцев машин рано или поздно появляются похожие заботы: где купить недорогие запчасти и починить авто? Кроме того, хочется, чтобы ремонт был качественным, не влетал в копеечку, а его сроки не затягивались на месяцы. Если бы все эти условия соблюдались, то, наверное, не возникало бы нареканий на работу мастеров СТО. Приблизительно каждое десятое обращение в Минское общество потребителей приходится на ненадлежащие услуги автомастерских. Что нужно знать, чтобы не дать себя обмануть на СТО?
Для массового клиента определяющей в выборе мастера является, как правило, цена на услуги. У “гаражников” она может быть в разы ниже, чем в сервисной мастерской. Но по уровню сервиса мелкие мастерские зачастую не дотягивают до дилеров.
— И те и другие не застрахованы от промахов в работе. При этом больше всего жалоб приходится на постгарантийный ремонт, — говорит заведующая юридическим сектором общественного объединения “Минское общество потребителей” Анна Кришань. — Чаще всего это происходит по причине того, что клиенты из-за соображений экономии предпочитают устанавливать на машину бывшие в употреблении запчасти. Как правило, приобретаются они с авторазборки, у продавцов, которые не всегда на такой товар предоставляют гарантию или разрешительные документы.
Оказывается, и в такой ситуации закон на стороне потребителя. Правда, не все это знают. К примеру, в случае если предоставленная для ремонта деталь оказывается ненадлежащего качества, в мастерской обязаны письменно уведомить об этом клиента. Если же этого не сделано и в результате произошла поломка автомобиля, то мастеру придется возместить в том числе и материальный ущерб.
Случаются и другие ситуации. Минчанин Роман Григорьев в конце минувшего года обратился на СТО за услугой восстановительных работ двигателя и приобрел для этого качественные сертифицированные запчасти. Детали установили, но после ремонта произошла поломка двигателя, потребовалась его полная замена. Мастера пытались обвинить заказчика — мол, он предоставил не те запчасти. Но юристы Минского общества потребителей вынесли вердикт: виноваты специалисты автосервиса, которые взялись не за свое дело. Они вообще не могли ремонтировать двигатель, поскольку не имели на это сертификата. В итоге умельцам пришлось за свой счет менять поломанный движок на новый.
По словам Анны Кришань, нередко клиенты жалуются на то, что стоимость ремонта в процессе его проведения вырастает в разы. В такой ситуации мастера норовят выдать собственную некомпетентность за “особый случай” или просто пытаются заработать на наивности клиента.
Минчанин Михаил Хлебников не заподозрил подвоха, когда за починку подвески его автомобиля на СТО выставили счет немногим менее миллиона рублей. Спустя пару дней ему позвонили и огорошили тем, что надо доплатить в десять раз больше первоначальной цены: якобы в процессе ремонта выявились недостатки, которые требуется срочно устранять. На отказ клиента выполнить их требования ловкачи сказали, что дорогостоящие работы уже проведены, придется рассчитаться, иначе не вернут автомобиль. Отстаивать интересы Михаила юристам Минского общества потребителей пришлось в суде.
— Мастера вправе не отдать автомобиль, но только если клиент отказывается оплатить услуги, которые были согласованы письменно в договоре. Поэтому стоит подстраховать себя, внимательно заполняя заявку на выполнение работ, — предупреждает юрист. — В текст этого документа заказчик собственноручно может вписать пункт, где сообщит исполнителю о том, что он отказывается согласовывать любые дополнительные работы (услуги) устно или заочно — по телефону.
И еще один важный момент: акт оформляется не только по результатам проведенных работ. Этот документ также необходим, если водитель оставляет автомобиль на СТО и работы проводятся без его присутствия. В нем фиксируются техническое состояние машины, имеющиеся на ней повреждения, что поможет устранить возникающие порой спорные вопросы.
Одну из таких проблем тоже пришлось решать специалистам Минского общества потребителей. Когда минчанин Валентин Громов приехал в автосервис, чтобы забрать после ремонта свой автомобиль, он был огорошен увиденным: лобовое стекло в его машине оказалось разбитым. Если бы Валентин не составил акт, доказать, что это повреждение причинили на станции техобслуживания, было бы очень сложно.
Все вышесказанное говорит о том, что клиенты автомастерской не должны надеяться исключительно на добропорядочность мастеров. Поэтому, приехав на СТО, осмотритесь. Обратите внимание, есть ли табличка с указанием реквизитов организации, адреса, куда можно обратиться с претензиями.
НА ЗАМЕТКУ
Проект национального техрегламента на услуги автосервиса, разработанный Белорусским государственным институтом метрологии, предусматривает, что услуги сервиса транспортных средств будут подлежать сертификации. Их перечень по сравнению с действовавшим до 1 января 2016 года не претерпит изменений. Сертификаты соответствия, выданные в Национальной системе подтверждения соответствия до вступления в силу данного техрегламента, будут действительны до окончания срока их действия.
zaxarova@sb.by