О новых тенденциях в сфере финансирования терроризма
23.05.2024 08:20:00
Юрий ТЕРЕХ
Уже известно, что средства на теракт в «Крокусе» шли через финорганизации с использованием криптовалюты. И даже был обнаружен криптокошелек, которым могли пользоваться заказчики и исполнители теракта. А что самое интересное, адрес этой «заначки» на платформе Tronscan (обозреватель блокчейнов) засветился в публикации телеграм‑канала, администрация которого была связана с террористической группировкой.
Наиболее вольготно в плане финансирования злодеи‑«бомбисты» почувствовали себя во второй половине ХХ века. Вот тогда проблем с доставкой средств, нужных ячейке мстителей, практически не наблюдалось. Мало того, эти группы достаточно успешно интегрировались в финсистему и получили вполне легальные источники доходов. Ну к примеру, через сборы и пожертвования на какие‑то нужды. Известны случаи, когда под контроль преступников переходили целые филиалы банков, через которые обслуживались НКО, подпитывающие купюрами тердеятельность. Да и откровенно криминальные прибыли, допустим, от наркоторговли вливались в общий котел. А еще поддержка на местах от диаспор или «заинтересованных» государств — все это возможность легальных денежных переводов.
Например, США спонсировали моджахедов в Афганистане, контрас в Никарагуа. Некоторые арабские государства финансировали Организацию освобождения Палестины. Ливия поддерживала такие группы, как Абу Нидал, Красные бригады, ИРА.
Сращивание легальных платежных систем с террористическими структурами породило таких «финансовых монстров», которые уже, по сути, начали превращаться в некое подобие псевдобанков. Естественно, такой праздник не мог длиться вечно, и как‑то хорошо закончиться он тоже не мог. Начало конца, что называется, пришло 11 сентября 2001 года вместе с самым известным в мире терактом.
Деньги ведь не имеют ценности сами по себе, они просто являются абсолютно ликвидным средством обмена. Когда‑то человечеству нужно было уходить от натурального обмена, вот и пришлось изобретать нечто, чем можно пользоваться при расчетах. Так и тут, любая криптовалюта — это всего лишь условная единица для обмена, и ее нельзя подделать, а общий объем этих дензнаков конечен. Но в отличие от долларов, евро и прочего для оборота «крипты» не нужны банки, государства, не надо спрашивать у кого‑то разрешения. Нужен только интернет, который сейчас есть практически везде.
Естественно, преступники просто не могли не воспользоваться столь подходящим инструментом и моментально отыграли свои позиции. Теперь все стало еще проще, чем было с банками.
Истоки, «бомбисты» и глобализм
Давным‑давно, когда трава была зеленее, а по аллеям прогуливались чопорные джентльмены под руку с прекрасными дамами, терроризм как современное явление делал первые робкие шаги. Конечно, он — как инструмент давления — был известен человечеству очень давно, но акты устрашения в их современном понимании стали возможны лишь по достижении определенного уровня развития средств уничтожения себе подобных. Но для этого всегда нужны были деньги. Приобрести ингредиенты, снять жилье, оплатить транспорт — расходов хватало. Перебивались собственными средствами, иногда решались на ограбления, кто‑то из сочувствующих мог банкнот подкинуть, а иногда даже господин с иностранным акцентом пару пачек облигаций передавал. О безналичном финансировании речь раньше в принципе не шла.Наиболее вольготно в плане финансирования злодеи‑«бомбисты» почувствовали себя во второй половине ХХ века. Вот тогда проблем с доставкой средств, нужных ячейке мстителей, практически не наблюдалось. Мало того, эти группы достаточно успешно интегрировались в финсистему и получили вполне легальные источники доходов. Ну к примеру, через сборы и пожертвования на какие‑то нужды. Известны случаи, когда под контроль преступников переходили целые филиалы банков, через которые обслуживались НКО, подпитывающие купюрами тердеятельность. Да и откровенно криминальные прибыли, допустим, от наркоторговли вливались в общий котел. А еще поддержка на местах от диаспор или «заинтересованных» государств — все это возможность легальных денежных переводов.
Например, США спонсировали моджахедов в Афганистане, контрас в Никарагуа. Некоторые арабские государства финансировали Организацию освобождения Палестины. Ливия поддерживала такие группы, как Абу Нидал, Красные бригады, ИРА.
Сращивание легальных платежных систем с террористическими структурами породило таких «финансовых монстров», которые уже, по сути, начали превращаться в некое подобие псевдобанков. Естественно, такой праздник не мог длиться вечно, и как‑то хорошо закончиться он тоже не мог. Начало конца, что называется, пришло 11 сентября 2001 года вместе с самым известным в мире терактом.
Эпоха глобализма создала невероятно питательную среду для терорганизаций. Доставить моментально средства стало возможным практически в любую точку на земле.
Денежные реки усыхали
На тот момент большая часть международных переводов происходила в долларах США, и как только те самые Штаты достаточно чувствительно зацепило, они сразу и засуетились. Вообще, перемены, произошедшие в международных финансах после этого теракта, заслуживают отдельной статьи, слишком уж много всего поменялось. Но скажем так: за проблему взялись действительно серьезно, долгосрочно, последовательно и на международном уровне. Целые финсистемы рухнули при необходимости доказывать, что не участвуют в спонсировании терроризма. Контроль за платежами, за легальностью перемещаемых средств и их происхождением был увеличен на несколько порядков.
Да что далеко за примерами ходить…
Жертвой этих изменений пал небезызвестный ABLV Bank, тот самый, через который из Белгазпромбанка ныне сидящим Виктором Бабарико незаконно выводились за границу денежные средства.Вот именно с такими схемами, когда можно было бесконтрольно оперировать огромными ресурсами в международном пространстве, и начали бороться. И надо заметить, усилия международного сообщества даром не пропали. Жизнь для многих преступников крайне осложнилась, некогда бурные денежные реки усохли до скудных ручейков. Нет, средств меньше у разных боевиков не стало, источники доходов никуда не делись, но вот легализовывать и перемещать эти финпотоки стало значительно сложнее. Ведь если купюры передавать лично, это существенно повышает риск раскрытия всей цепочки. Казалось бы, «бомбистам» придется возвращаться к методам финансирования эпохи карет и чопорных джентльменов, но вмешался технический прогресс.
Открыть криптотайны
И вот в самый разгар борьбы с этим глобальным злом, когда теневые схемы уже трещали по швам, а происхождение денег и их назначение проверяли все тщательнее, из глубин интернета вынырнули криптовалюты. Поначалу их потенциал не оценили, считали, что это какая‑то новая непонятная игрушка, которая пропадет так же внезапно, как и появилась. Никто поначалу не верил, что некое платежное средство может существовать само по себе, отдельно от государств, банков и всей сопутствующей инфраструктуры. Но прошло несколько лет, и до людей постепенно начало доходить, что это все всерьез и надолго. Тут надо сделать отступление и сказать, что, по сути, все эти «крипты» вообще не деньги. Они просто являются неким эквивалентом, который пока не научились подделывать.Деньги ведь не имеют ценности сами по себе, они просто являются абсолютно ликвидным средством обмена. Когда‑то человечеству нужно было уходить от натурального обмена, вот и пришлось изобретать нечто, чем можно пользоваться при расчетах. Так и тут, любая криптовалюта — это всего лишь условная единица для обмена, и ее нельзя подделать, а общий объем этих дензнаков конечен. Но в отличие от долларов, евро и прочего для оборота «крипты» не нужны банки, государства, не надо спрашивать у кого‑то разрешения. Нужен только интернет, который сейчас есть практически везде.
Естественно, преступники просто не могли не воспользоваться столь подходящим инструментом и моментально отыграли свои позиции. Теперь все стало еще проще, чем было с банками.
Ведь установить, кто именно распоряжается средствами, практически невозможно, если не знать владельца кошелька. Можно видеть только факт их перевода.Что, собственно, и произошло, если вернуться к началу статьи. На платформе Tronscan был обнаружен криптокошелек, которым могли пользоваться заказчики и исполнители теракта в ТЦ «Крокус». И вот теперь, когда мы немного разобрались с сутью криптовалют, можно ответить на вопрос, почему установлен кошелек и не установлен владелец. Да потому, что владельца никто не знает, платформа видит только переводы между кошельками. Именно в этом и заключается особенность криптокошельков.
Если подытожить, мы вступили в новую финансовую реальность. Она уже пришла, просто не все еще на это обратили внимание. А вот террористы заметили, что появились инструменты доставки средств в любое место, где есть интернет. И активно этим пользуются. Все вскрывшиеся факты — это лишь первая ласточка. Будут еще. Пока инструмент работает, к нему будут прибегать. Как этому противостоять? Ну, хотя бы не лениться сообщать спецслужбам о подозрительных вещах и событиях. Возможно, ваша информация поможет задержать исполнителей до совершения теракта, а без исполнителей никакой теракт невозможен.