О традициях празднования Рождества Богородицы и кому богач сулит богатый урожай, рассказала эксперт
19.09.2024 10:49:00
Алена ЯСКО
В агрогородке Озера Гродненского района 21 сентября прежде всего шли к церкви на праздник прославлять Пресвятую Богородицу, рассказала заместитель директора Гродненского областного методического центра народного творчества Наталья Романович. Утром группа местных девушек, женщин и мужчин собирались в одном из домов и готовили «богач» — деревянную (ивовую) севеньку с зерном, обвязанную полотенцем.
— В центре богача вставляли большую свечу, которая горела на протяжении всего обходного обряда, — добавила Ольга Романович. — С богачом группа должна обойти всю деревню из одного конца в другой, с пением песен.
В праздник каждый хозяин готовился к приходу группы: при входе в дом ставили стол или скамью, застилали их праздничной скатертью, на которой размещали икону Божией Матери. При входе группы в каждый двор хозяин сыпал в богач горсть зерна, а хозяйка читала молитву у иконы, стоявшей на столе. После молитвы хозяйка выносила угощения группе. Обычно это были яблоки, груши, яйца. Получив дары, группа направлялась к следующему двору. При обходе деревни к группе никто не присоединялся. Обойдя всю деревню, в последнем дворе группа устраивала «стол»: «… все, что собрали, выставляли на этот стол, а хозяин (последнего обходного) двора тушил свечу». Богач с зерном забирал себе хозяин последнего дома и ставил в доме на покути до следующего года, следующей осенью это зерно отдавали животному.
Во время застолья пели песни и танцевали местную польку, Краковяк, Падеспан. Танцевали и под музыку. К танцам могли присоединяться другие жители деревни. С группой ходил музыкант, который играл на гармошке во время обхода дворов, сопровождал танцы, подыгрывал под частушки. От тяжелых сельскохозяйственных работ к этому времени сильно уставали сельчане, особенно женщины. Но традиционно праздничный день не только подытоживал сделанное, но и настраивал на дальнейшие работы: «Пришел богач — бросай рогач, бери севеньку, сей помаленьку»; «До богача баба робоча, по богаче — хоть за забор волочи». Считается, что у хозяина, который внесет богач в свой дом, в следующем году будет богатый урожай. Каждый год улицы и дворы, с которых начинали и которыми заканчивали обходной обряд, выбирали разные, чтобы у каждого была возможность в течение года держать богач в своем доме.
Фото из архива Гродненского областного методического центра народного творчества.
— В центре богача вставляли большую свечу, которая горела на протяжении всего обходного обряда, — добавила Ольга Романович. — С богачом группа должна обойти всю деревню из одного конца в другой, с пением песен.
В праздник каждый хозяин готовился к приходу группы: при входе в дом ставили стол или скамью, застилали их праздничной скатертью, на которой размещали икону Божией Матери. При входе группы в каждый двор хозяин сыпал в богач горсть зерна, а хозяйка читала молитву у иконы, стоявшей на столе. После молитвы хозяйка выносила угощения группе. Обычно это были яблоки, груши, яйца. Получив дары, группа направлялась к следующему двору. При обходе деревни к группе никто не присоединялся. Обойдя всю деревню, в последнем дворе группа устраивала «стол»: «… все, что собрали, выставляли на этот стол, а хозяин (последнего обходного) двора тушил свечу». Богач с зерном забирал себе хозяин последнего дома и ставил в доме на покути до следующего года, следующей осенью это зерно отдавали животному.
Во время застолья пели песни и танцевали местную польку, Краковяк, Падеспан. Танцевали и под музыку. К танцам могли присоединяться другие жители деревни. С группой ходил музыкант, который играл на гармошке во время обхода дворов, сопровождал танцы, подыгрывал под частушки. От тяжелых сельскохозяйственных работ к этому времени сильно уставали сельчане, особенно женщины. Но традиционно праздничный день не только подытоживал сделанное, но и настраивал на дальнейшие работы: «Пришел богач — бросай рогач, бери севеньку, сей помаленьку»; «До богача баба робоча, по богаче — хоть за забор волочи». Считается, что у хозяина, который внесет богач в свой дом, в следующем году будет богатый урожай. Каждый год улицы и дворы, с которых начинали и которыми заканчивали обходной обряд, выбирали разные, чтобы у каждого была возможность в течение года держать богач в своем доме.
Фото из архива Гродненского областного методического центра народного творчества.