О том, как «Дикая охота короля Стаха» привела в Большой театр главного дирижера
23.07.2021 10:22:11
Как истинно народное произведение, «Дикая охота» не могла создаваться в тиши кабинета. Шедевр появился на свет совместными усилиями композитора Владимира Солтана, либреттиста Светланы Климкович, дирижера Ярослава Вощака.
Выдающийся советский музыкант Ярослав Антонович Вощак не был тогда главным дирижером Большого театра БССР. Он занимал этот пост с 1972 по 1980 год. В 1979 году он был удостоен звания народного артиста СССР. И вдруг год спустя его сменяет 33-летний Александр Анисимов, свежий выпускник Московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования уже покойного на тот момент Лео Гинзбурга.
При этом Анисимов имел за плечами весьма солидный багаж. Параллельно с учебой он пять лет работал дирижером в ленинградском МАЛЕГОТе (ныне Михайловский театр). Это был один из лучших оперных театров СССР, неофициально именовавшийся лабораторией советской оперы. В репертуарном портфеле у молодого дирижера было около 20 опер, в том числе четыре самостоятельных премьеры.
Сейчас почти невозможно восстановить подробности той истории. Да и нужно ли? Главное, что Вощак остался в Большом театре БССР очередным дирижером.
– Приезжаю я, молодой человек. По-моему, я тогда был самым молодым главным дирижером всего Советского Союза, – вспоминал много лет спустя в разговоре со мной народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Александр Михайлович Анисимов. – И я начал работать с такими корифеями, как Вощак, Коломийцева, Мошенский. Представляете? Каждый из этих титанов имел свою, образно выражаясь, кафедру, то есть своих приверженцев, свой коллектив, который с ними был вместе. И наконец, Семен Александрович Штейн – не дирижер, а режиссер, но у него своя «кафедра» тоже была.Можно лишь представить, как нелегко приходилось молодому дирижеру. И обстоятельства сложились так, что в 1984 году он переезжает в Пермь, а его место занимает другой замечательный музыкант – народный артист РСФСР Геннадий Проваторов.
Была в жизни Геннадия Пантелеймоновича удивительная, просто легендарная страница. Будучи дирижером московского Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, он в 1962 году дирижирует премьерой второй редакции оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова». Сделанная им запись этой оперы была удостоена во Франции в 1966 году Grand Prix du Disque.
Понятно, что это потребовало от него очень плотной работы с Шостаковичем. И при таком-то опыте, и при том, что именно он в конце 1980-х годов был главным дирижером Большого театра БССР, «Дикую охоту короля Стаха» доверили не ему, а Вощаку!
К сожалению, работа Ярослава Антоновича Вощака над оперой Солтана омрачилась его тяжелой болезнью. Он проходил химиотерапию, подолгу лежал в клинике. Народный артист БССР Владимир Экнадиосов – первый исполнитель партии Дубатовка – привозил маэстро на своей машине из больничной палаты на репетиции.
– Он замечательно вел эти репетиции, – вспоминает заслуженный артист БССР Виктор Скоробогатов, первый исполнитель партии Белорецкого. – Да и жена его потом говорила, что постановка «Дикой охоты» держала его на этом свете лучше, чем лекарства.
Ярослав Антонович Вощак ушел из жизни 2 марта 1989 года. Премьера «Дикой охоты короля Стаха» была назначена на 6 апреля.
– Что же делать, боже мой, какой ужас, какой кошмар! – продолжает свой рассказ Виктор Скоробогатов. – Возникли, естественно, разговоры по театру, и практически единогласно весь театр пришел к выводу, что надо возвращать Александра Михайловича Анисимова, который работал тогда в Перми.
– Ко мне в Пермь приехали гонцы – концертмейстер Георгий Карант и композитор Солтан, – рассказывал мне Александр Михайлович Анисимов несколько лет назад. – Сказали, что мне нужно срочно ехать в Минск. Они, мол, не хотят, чтобы Проваторов забрал себе «Дикую охоту», а он непременно это сделает…
Сегодня, вспоминая эту историю, маэстро ярче видит уже другие подробности:
– Моя работа в Перми была тогда на пике. Мы первыми в СССР поставили оперу Прокофьева «Огненный ангел» и двухвечерний вариант его же оперы «Война и мир». Я был представлен к званию «заслуженный деятель искусств РСФСР». И все же, несмотря на серьезные успехи, мое сердце все равно болело тем, что я далеко от своей второй родины. Первая родина моя – это Москва, где я родился. Вторая родина – Минск. Мы иногда перезванивались с тогдашним заместителем министра культуры БССР Владимиром Петровичем Рылатко, и он хитро мне говорил: «Ну, подожди, Саша! Всему свое время, не торопись! Работай спокойно!» И тут вдруг я слышу, что приезжают гонцы из Минска. Причем не просто гонцы, а два серьезных и авторитетных для меня музыканта. Я мало был знаком тогда с Владимиром Солтаном, но с концертмейстером Георгием Карантом очень хорошо был знаком по совместной работе. И прежде всего по «Маддалене» Прокофьева, которую у нас поставили впервые в СССР.
Речь шла о том, сможет ли Анисимов завершить работу, которая была уже на стадии сценических репетиций. Конечно же, маэстро захотел познакомиться с нотным текстом.
– И когда Солтан и Карант сели за фортепиано и сыграли мне партитуру, я безумно влюбился в эту музыку и вспомнил свою работу с Глебовым над оперой «Мастер и Маргарита». И я сказал: «Да, я хочу, мне очень интересно!» Тогда еще не было и речи о моем возвращении в статусе главного дирижера.
Разумеется, Ярослав Антонович Вощак тяжело переживал.
Для самого маэстро это стало открытием.
– Ой, я не знал! – только и смог сказать он.
Ну а дальше было назначение на пост главного дирижера, госпремия и врастание Анисимова в Минск, так что уже невозможно представить одно без другого.
«Дикая охота» оказалась судьбоносной и для дирижера, и для страны.
juliaandr@gmail.com