Протодиакон Павел Бубнов о сути праздника Сретения Господня
10.02.2024 18:27:00
На сороковой день после праздника Рождества Христова, 15 февраля, православные христиане отмечают великий праздник Сретения Господня.
По ветхозаветной традиции первенцев мужского пола приносили в Иерусалимский храм для символического посвящения Богу именно через 40 дней после рождения. Дева Мария, следуя этому правилу, принесла Иисуса в храм, где его встретил старец Симеон Богоприимец. Господь открыл ему, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Долгожданная встреча (по-церковнославянски — сретение) произошла. Блаженный Симеон увидел в этом сорокадневном младенце Воплотившегося Бога, пришедшего спасти весь мир от греха, проклятия и смерти. Симеон произнес вдохновенную молитву, которая до наших дней читается или поется за каждым вечерним богослужением в православных храмах: «Сейчас ты отпускаешь меня, Владыка, по слову Твоему с миром, потому что мои глаза видели Твое спасение, которое Ты уготовал для всех людей, свет для откровения язычникам и славу людей Твоих — Израиля». Святой Симеон был очень преклонного возраста и вскоре после этой Встречи отошел в вечность.
Праздник Сретения также открывает важную тему встречи человека с Богом. Как святой Симеон жаждал увидеть своими глазами Спасителя мира и, увидев Его, обрел смысл жизни, так и каждый человек призван к личной, живой встрече с Творцом. После рождения в этом мире это самый важный день в жизни человека. Ведь встреча с Богом придает земному бытию человека вечный смысл и вечную перспективу.
Еще одна важная идея праздника — посвящение Богу первенцев. В чем был смысл этой традиции? Господь заповедал народу приносить Богу первые плоды урожая всех культур, которые возделывались в Палестине. Этим приношением люди благодарили Создателя и заботливого Небесного Отца за любовь, за все земные блага, за заботу, благодаря которой вырастало каждое зернышко на земле.
Человек — венец творения Божьего. И когда в семье рождается первенец, это тоже великий дар и чудо Божие. Принося младенца в храм, люди благодарили Бога за рождение нового человека, признавая тем самым великое участие Божие в этом деле: тело новому человеку дают родители и Господь, а бессмертную душу — только Господь.
Идея посвящения младенцев Богу в Православной Церкви теперь включена в содержание таинства Крещения. Это уже новозаветное посвящение Богу, к которому призван каждый человек. Хорошо, когда верующие родители, родные и крестные, учат ребенка с младенчества общению с Богом в молитве и таинствах Церкви, открывают ему мир веры. Часто невнимание к духовному воспитанию детей, а также увлечения юности отдаляют человека от Бога и лишают его смысла жизни. Но Господь, по Своей любви к роду человеческому, заботливо устраивает разные жизненные обстоятельства, которые побуждают человека задуматься о вечном и вновь встретиться со своим Творцом.
Накануне великого и радостного праздника Сретения Господня хочется пожелать всем удивительной встречи с Богом и радостного общения с нашим Творцом, общения, которое из земной жизни переходит в вечную.
Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»
По ветхозаветной традиции первенцев мужского пола приносили в Иерусалимский храм для символического посвящения Богу именно через 40 дней после рождения. Дева Мария, следуя этому правилу, принесла Иисуса в храм, где его встретил старец Симеон Богоприимец. Господь открыл ему, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Долгожданная встреча (по-церковнославянски — сретение) произошла. Блаженный Симеон увидел в этом сорокадневном младенце Воплотившегося Бога, пришедшего спасти весь мир от греха, проклятия и смерти. Симеон произнес вдохновенную молитву, которая до наших дней читается или поется за каждым вечерним богослужением в православных храмах: «Сейчас ты отпускаешь меня, Владыка, по слову Твоему с миром, потому что мои глаза видели Твое спасение, которое Ты уготовал для всех людей, свет для откровения язычникам и славу людей Твоих — Израиля». Святой Симеон был очень преклонного возраста и вскоре после этой Встречи отошел в вечность.
Праздник Сретения также открывает важную тему встречи человека с Богом. Как святой Симеон жаждал увидеть своими глазами Спасителя мира и, увидев Его, обрел смысл жизни, так и каждый человек призван к личной, живой встрече с Творцом. После рождения в этом мире это самый важный день в жизни человека. Ведь встреча с Богом придает земному бытию человека вечный смысл и вечную перспективу.
Еще одна важная идея праздника — посвящение Богу первенцев. В чем был смысл этой традиции? Господь заповедал народу приносить Богу первые плоды урожая всех культур, которые возделывались в Палестине. Этим приношением люди благодарили Создателя и заботливого Небесного Отца за любовь, за все земные блага, за заботу, благодаря которой вырастало каждое зернышко на земле.
Человек — венец творения Божьего. И когда в семье рождается первенец, это тоже великий дар и чудо Божие. Принося младенца в храм, люди благодарили Бога за рождение нового человека, признавая тем самым великое участие Божие в этом деле: тело новому человеку дают родители и Господь, а бессмертную душу — только Господь.
Идея посвящения младенцев Богу в Православной Церкви теперь включена в содержание таинства Крещения. Это уже новозаветное посвящение Богу, к которому призван каждый человек. Хорошо, когда верующие родители, родные и крестные, учат ребенка с младенчества общению с Богом в молитве и таинствах Церкви, открывают ему мир веры. Часто невнимание к духовному воспитанию детей, а также увлечения юности отдаляют человека от Бога и лишают его смысла жизни. Но Господь, по Своей любви к роду человеческому, заботливо устраивает разные жизненные обстоятельства, которые побуждают человека задуматься о вечном и вновь встретиться со своим Творцом.
Накануне великого и радостного праздника Сретения Господня хочется пожелать всем удивительной встречи с Богом и радостного общения с нашим Творцом, общения, которое из земной жизни переходит в вечную.
Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»