Люди могут в историю войти – или вляпаться. Случай Тутбая – он такой
17.03.2023 08:05:00
Андрей МУКОВОЗЧИК
На скамье подсудимых их осталось двое: генеральный директор Людмила Чекина и главный редактор — рецидивист Марина Золотова. В их мечтах, наверное, Тутбай когда-то представлялся этаким сказочным принцем с силою дракона и чтобы денег, как у кощея. Они вряд ли поначалу думали строить политическое оружие против своего же государства.
Но мессианство, жажда денег любой ценой и связанное с этим постепенное исчезновение морали потиху делали свое дело. И к обслуживанию политической пушки против своей страны с каждым годом привлекались все новые и новые силы.
Из молодых журналисток (в основном) сначала делали простотутбаек. А затем и простотуток. Делали это те, которые и остались на скамье подсудимых, в то время как все (!) их товарки сбежали. Ну, и кто они после этого?
***
Ну, огласят приговор — почитаем. Я же хочу с вами поделиться некоторыми личными наблюдениями, что накопились за все время информационного противостояния этому «самому либеральному интернет-порталу страны». Ведь тонкое искажение истории, малозаметное размывание основ началось с Тутбая и Мартиновича. Когда подвиг советского народа год из года становился все менее подвигом, а герой-подводник Маринеску, оказывается, топил мирных немецких беженцев.
Если какой-то мартовский соловей насвистывал вдруг о смертельном ковиде и гибнущей отечественной медицине — то это снова были Тутбай и Матвеева. Скандал с чиновником на пресс-конференции или экстремистское, как теперь понятно, интервью со змагаром — значит, Тутбай и Толкачева. Ну а ежели надо начать через СМИ отмазывать бизнесмена-уголовника Кныровича, к примеру, или наркоматерей-328, то это будет делать Лойка, птица-говорун. И Тутбай, разумеется.
Портал давно уверенно и целенаправленно шел к заветной модели: «Мы будем писать, что захотим или что нам захотят. А вы не сможете с нами сделать ничего — ни по уму, ни по закону».
Ведь когда правоохранители еще только начали простое, как три украденных рубля, дело о потыренном Тутбаем и его простотутбайками контенте, то уже вечером того же дня были сделаны звонки Федерике Могерини и в Вашингтон. У вас есть номер Могерини, второго тогда лица в Евросоюзе? И номера Борреля, что ли, нету? А контакты в вашингтонском обкоме, чтобы позвонить — и порешать вопрос? Ни одного, говорите? Во-от, а у Тутбая все они были — и были, как говорится, заряжены.
Причем были — это одно дело. Привычное с 90‑х годов прошлого века, когда часть отечественных журналистов могла душу и тело продать за приглашение на фуршет в посольство, на прием в консульство или на самогон в Дудутки. Могла — и продавала, многие действительно начинали торговать — кто душой и пером, а кто заодно уж еще и телом.
Так что иметь контакты — это одно. Но вот использовать их для прикрытия от уголовного дела — уже совсем другое. Это уже не информационный портал, это уже методы существования мафии.
***
Шальные деньги и подпитываемая ими жажда влияния, а то и власти, поражают людей мгновенно. Я ведь совладельца Тутбая Кирилла Волошина помню скромным небогатым парнишкой с электронной почтой. Но проходит несколько лет, бизнес ветвится, как рога у оленя, и вот уже Кирюха — бизнес, мама дорогая, ангел! Прикупает к себе в рабство таких же наивных, каким еще недавно был сам. Делает это на пару со взяточником и жуликом Кныровичем. С которым раньше и рядом бы не сел — а вот теперь ничего, принюхался.
Полагаю, что именно медными трубами — влиянием, возможностями, властью над умами и судьбами — и не прошел испытание Тутбай и его рать. Ведь именно там, тогда, у них родилась концепция: мы — избранные (затем — невероятные). Вокруг нас — одна чернь (затем — ябатьки). Миссия — новая и приукрасная Беларусь, место для жизни нового паньства.
Поэтому понятны модели предписываемого поведения. Причины нежелания Тутбая считать чернь за людей. Основания для желания (наоборот) простотуток свалить рыжим черни вместе с ней самой в канаву, разбурыць муры до основания, люстраций и интернирований (казней, если на языке черни).
Забавно было наблюдать, как одно время сошлись было в клинче две женщины: мамаша простотутбаек Чернявская с нобелевской лауреаткой Алексиевич. Та, что «всю жизнь прожила в стране полицаев», искала, куда бы нобелевку пристроить. А жене владельца «самого либерального портала страны» хотелось известности большей, чем просто культурологиня, преподавательша, авторка книги, сценаристка пьесы.
И замутился «интеллектуальный клюб», вся организация которого шла от Тутбая на нобелевские деньги. Надо было видеть, как драли на себя микрофон ведущей сего «клюба» (и, соответственно, роль хозяйки вечера) наши дамы: с интеллигентным остервенением. Две старухи придумали себе, что, поскольку Тутбай — он такой один, то и «клюб» — это сливки сливок, а уж его хозяйка будет золотую рыбку иметь на посылках.
Это был еще, конечно, далеко не мятеж 2020‑го. Но желание двух старух поубивать друг друга и всех, кто станет на пути нового паньства с его новыми рангами, — оно было абсолютно серьезным.
Таким же серьезным, как и получившееся из Тутбая самое настоящее политическое оружие. В руках в конечном итоге, разумеется, тех, кого не устраивало государство Беларусь в его существующем виде.
***
Безнаказанность плюс шальные деньги — и мы получаем политическую пушку, лупящую по стране. Журналисту нельзя брать в руки оружие, иначе он превращается в законную цель. Но адепты Тутбая политическое оружие в руки взяли давно. Конец известен — и он закономерен. Им мало было льгот, преференций, исключительности, безнаказанности, роли лидеров мнений и даже ангелов — для молодых-глупых и оттого готовых на них молиться. Они пошли за шерстью — и оказались стрижеными. Они захотели из простой старухи (даже не важно, полицайки или профессорши) стать владычицей морскою — и вот перед ними ими же и разбитое корыто.
История с Тутбаем была бы, если уж по Шекспиру, историей, как «начинания, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия»… to lose the name of action. Но они все, начиная с совладельцев через менеджмент к журналистам, сгнили до подрывной деятельности против родной страны. Просто сгнили.
Потому и стала эта история историей простотутов и простотуток, как духовных, так и натуральных, — в назидание молодым поколениям.