О пограничной безопасности
14.02.2023 17:19:26
Людмила ГЛАДКАЯ
Наши соседи неспокойные. Обстановка на границе постоянно меняется. Сейчас вдруг Польша закрывает пункт пропуска, и домой не могут попасть даже сами поляки. Похоже на очередной подлый шаг в ответ на наш дружественный — по безвизу. «Демократии» уж и запугивали своих граждан нашим КГБ, и листовки с враньем распространяли, делали громкие заявления. Теперь — очередной выпад. И это далеко не единственный вопрос, касающийся пограничной безопасности, который волнует людей. Об этом и поговорили с первым заместителем председателя Госпогранкомитета генерал-майором Игорем Буткевичем.
Безвиз — страшный сон «демократий»
— Введение Беларусью безвизового режима для граждан сопредельных государств Евросоюза стало раздражающим фактором для властей Польши и стран Балтии. Они развернули широкую информационную кампанию по дискредитации белорусского безвиза, принимают жесткие ограничительные меры. Намеренно создают неудобства и затягивают процедуры оформления транспортных средств на границе, чтобы люди не хотели ездить к нам. Многочасовое ожидание пытаются оправдать углубленными проверками и досмотром.Несмотря на все искусственно создаваемые препятствия, в 2022 году безвизовым режимом воспользовались почти 390 тысяч иностранцев.
Из них граждане Литвы — почти 250 тысяч. Более 115 тысяч — граждане и неграждане Латвии, 25 тысяч — граждане Польши. В этом году уже более 40 тысяч европейцев приехали в нашу страну.
Отказываясь принимать факт востребованности белорусского безвиза, страны Балтии продолжают придумывать новые препоны для собственных граждан.
Недавно Литва денонсировала договор о приграничном сотрудничестве с Беларусью, а Латвия разорвала соглашение о взаимных поездках. Возникает вопрос: против кого направлены эти действия? Очевидно, что страдают латвийцы и литовцы, которых ограничивают без их же согласия.Несмотря на то что в свое время эти соглашения принимались исходя из интересов людей, а не отдельных политиков, сейчас для европейских властей в приоритете собственные сиюминутные амбиции и желания, а не благосостояние, в том числе экономическое, своих граждан.
Фактически наши соседи пытаются насильно разорвать экономические, торговые, научные и культурные связи, которые выстраивались годами и были основой не только для трансграничного сотрудничества.
О милитаризации соседей, радикалах и диверсиях
— Техники и военных у наших границ все больше, как и активизации разведывательной деятельности и попыток радикалов попасть в Беларусь. То есть пока о стабилизации ситуации говорить не приходится?
— Действительно сохраняются внешние вызовы пограничной безопасности, связанные с милитаризацией приграничных районов сопредельных стран ЕС и Украины. Под различными, иногда надуманными предлогами наши соседи стягивают войска и технику к белорусской границе. Наращиваются группировки войск НАТО, растут масштабы и интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств. Все это способствует обострению и без того напряженной ситуации. Сегодня вблизи белорусской границы сосредоточена группировка вооруженных формирований сопредельных государств Евросоюза и Украины общей численностью около 23,5 тысячи человек. Наиболее многочисленные из них воинские формирования фиксируются в Украине (17,2 тысячи) и в Польше (3,7 тысячи).
С начала СВО зафиксировано 463 полета беспилотников вдоль государственной границы. Кроме того, не прекращаются попытки проникновения в Беларусь радикально настроенных лиц: в прошлом году выявлено 52 человека, подозреваемых в экстремистской деятельности.
В целом действия сопредельных стран ЕС и события, происходящие на территории Украины, не позволяют говорить о стабилизации ситуации. Скорее наоборот, происходит медленная эскалация напряженности, требующая постоянной готовности принимать адекватные меры реагирования.
Коротко о провокациях южной страны-соседки
— Нужна и особая выдержка. Взять тот же недавний случай с украинским беспилотником. Еще очень важно, кто несет службу на границе. Ведь одно дело, когда это обученные пограничники, и совсем другое — полицейские, военные, многонациональные наемники и т. д.
— Последнее в большей степени касается Украины. Если же говорить о западных рубежах, то на территории Польши, Литвы и Латвии постоянно проводятся различные учения сил НАТО, прибывает огромное количество боевой техники, создаются новые военные дивизии, оборудуются полигоны и части для последующего размещения иностранного контингента на постоянной основе. При этом места дислокации военных НАТО выбираются в непосредственной близости от белорусской границы.
Украинская сторона также продолжает сосредотачивать свои силы вблизи нашей границы. При этом в охране рубежей с украинской стороны мы видим кого угодно, но только не пограничников. Там и территориальная оборона, и масса других формирований. Активно ведется разведка нашей территории, устанавливаются заграждения и инженерные сооружения, минируется местность.
На всем участке границы с Украиной постоянные провокации. В прошлом году белорусские пограничники неоднократно перехватывали украинские БПЛА, оборудованные для перемещения и сброса взрывных устройств, ведения разведки и съемки территории.Зачастую попытки украинских военных оказать психологическое давление на белорусских пограничников демонстративны и публичны. Мы фиксировали факты повреждения пограничной инфраструктуры, использования оружия, звуковой аппаратуры, лазеров и т. п. Но тут надо понимать, что любые провокации могут привести к реальным пограничным конфликтам. Взять пример с украинским БТР, который подъехал к границе, а затем вернулся вглубь украинской территории. Подобные ситуации, несмотря на их демонстрацию и цель оказать психологическое давление, могут привести к трагическим последствиям.
— У кого только в Украине нет оружия…
— К сожалению, это так. Серьезный негативный фактор — значительное количество боевого оружия у населения украинского приграничья и низкая дисциплина добровольческих формирований. Что также создает предпосылки к возникновению провокаций на границе, в том числе вооруженных.
Белорусские же пограничники продолжают выполнять свои задачи по предназначению и обеспечению пограничной безопасности. Мы готовы ответить на агрессивные действия, принять ответные меры и дать отпор в случае нарушения границы или действий, угрожающих жизни военнослужащих.
ЕС: Миграционный кризис — гибридная атака
— Когда представители стран ЕС заявили, что миграционный кризис — это гибридная атака, я обрадовалась: неужели наконец признали гибридную атаку «демократий» против нас. Но увы, «демократии» как раз пытаются все перевернуть: мол, это мы их так атакуем. Неужели кто-то в это верит?
— Конечно, все всё понимают. Кстати, почему не показывают ситуацию с беженцами на других направлениях? Почему заостряют внимание на белорусском? Потому что им так выгодно. При этом забывают, что сами еще недавно рассуждали и даже защищали права этих людей, публично демонстрировали готовность принимать всех нуждающихся. Этот факт мнимой защиты и демократии оказал существенное влияние на нынешние миграционные процессы. Беженцы верили в то, что западные политики искренне привержены человеческим ценностям, соблюдают законы и чтят права. Однако сейчас мы видим, что образ беженца с Востока на Западе приобретает совершенно иные черты. Через информационное пространство и СМИ беженцам приписываются негативные качества, распространяется ложная информация о якобы агрессивном поведении мигрантов, их называют террористами — происходит дегуманизация беженцев с Востока.
Западом делается все, чтобы вызвать негативные эмоции у общественности для оправдания собственной проводимой политики жестокости.Происходит манипуляция общественным мнением, зачистка информационного поля от достоверной информации, создается вакуум. А на фоне того, что даже международные правозащитные организации сохраняют молчание и тишину, избегая критики или оценок действий европейских силовиков, международная общественность фактически лишена возможности получать сведения о реальных событиях на границе.
Вместе с тем в приграничье сопредельных стран остаются единичные организации, которые продолжают рассказывать о зверствах польских, латвийских и литовских военных в отношении беженцев. Именно они собрали тысячи фактов нечеловеческого обращения европейских силовиков с беженцами, свидетельства избиений и издевательств над людьми, вытеснения семей с маленькими детьми, не говоря о количестве нарушений норм международного права.
За гранью человечности.
Продолжающееся беззаконие сопредельных стран, погодные условия, заграждения — все это уже привело к гибели 20 человек (только на белорусской стороне. Сколько трупов по ту сторону границы — неизвестно). Большинство смертей зафиксировано на границе с Польшей (12 случаев).Если в начале кризиса европейские военные применяли физическую силу, газовые баллончики, то сейчас градус жестокости повысился. Силовики привозят на границу беспомощных людей, иногда босых и без верхней теплой одежды, больных и даже при смерти. Были случаи, когда полумертвых или уже мертвых выбрасывали через калитки для животных или заставляли других беженцев тащить трупы через заграждения.
О дополнительных мерах на южном направлении и есть ли предел безумству «демократий»?
— Раньше мы не охраняли границу рядом со страной, в которой идут боевые действия. В связи с этим какие приняты дополнительные меры, в том числе по личной безопасности военнослужащих? Наверняка скорректирована и их подготовка?
— Проводится комплексная работа по обеспечению пограничной безопасности. В сложившихся условиях белорусские пограничники на южном направлении несут службу в усиленном режиме, постоянно отслеживают изменения обстановки и готовы оперативно принимать необходимые меры реагирования. На границе с Украиной выставляются укрупненные пограннаряды, комплексно применяются технические средства охраны, привлечены маневренные группы. За прошлый год на украинском направлении оборудованы новые рубежи, а также заграждения для последующего технического оснащения.
Кроме того, на фоне обострившейся обстановки на южном направлении сформированы новые заставы и подразделения, оснащенные автожирами и БПЛА. Аналогичные авиационные подразделения есть и на западных рубежах.
— Недавно Госпогранкомитет обнародовал очередной факт гибели беженца на границе. Сколько еще нужно смертей, чтобы «демократии» остановились в своем безумстве?
— Жизнь и здоровье беженцев пограничников сопредельной территории не волнуют. Судя по тому, в каком состоянии они выбрасывают к нам людей, тела… И те показания, которые дают нам выжившие граждане, заставляют ужасаться тому, как с ними обращались.
Да, потоки людей через Беларусь снизились по сравнению с 2021 годом, но говорить о том, что проблема исчезла, нельзя. Этот процесс продолжался в 2022 году, продолжится и в 2023‑м и так далее. До тех пор, пока не будут устранены причины явления и предприняты совместные усилия для поиска адекватных мер.
Ведь люди, стремящиеся на Запад, бегут из стран, которые разрушены военными конфликтами и экономическими кризисами. По сути, беженцы пытаются выжить, иногда ценой собственной жизни. И чем больше государств на Востоке подвергнутся катаклизмам, разрушениям, военным действиям, тем больше этих миграционных путей появится.
В прошлом году органами пограничной службы проведен комплекс мероприятий по стабилизации миграционной ситуации на границе с сопредельными государствами Евросоюза, недопущению незаконного вытеснения в Беларусь нарушителей с их территории.
Пресечено более 3,8 тысячи попыток незаконного вытеснения в Беларусь групп иностранцев с территории сопредельных государств ЕС общим количеством более 31 тысячи человек.В основном это выходцы из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии: Сирии, Египта, Афганистана, Йемена, Ирана, Ирака и прочих.
— И вместо того чтобы решать проблему общими усилиями, наши «демократичные» соседи возводят заборы.
— Это так. Однако на практике такие заграждения не стали препятствием, из-за которого беженцы отказались бы от попыток воссоединиться с родственниками, которые уже в ЕС, или просто увидеть лучшую жизнь там, куда их звали и обещали помощь. Кроме того, военные по ту сторону границы грубо нарушают все международные и европейские законы, вытесняют и оставляют людей на произвол судьбы, не оказывают помощи даже тем, кто при смерти. Это касается и детей, и женщин, и стариков.
Помимо бесчеловечного отношения, наши соседи придумали какие-то законы, которые легализуют подобные действия в отношении беженцев. При этом в СМИ неоднократно обнародовались факты, когда европейские силовики отказывались брать на себя ответственность за такую жестокость, то есть военные понимают, что это не гуманизм, а зверства и беззаконие.
Польша недавно призналась, что только за прошлый год силовики вывезли и оставили на границе 50 тысяч человек. И никто не знает, что с ними стало, где они и вообще живы ли эти люди.
Закрытие Евросоюзом пунктов пропуска — нож в спину простым европейцам
— Транспортные очереди на границе. Неужели наши соседи не понимают последствия таких своих действий?
— На протяжении всего 2022 года сопредельные страны ЕС намеренно тормозили оформление транспортных средств на границе, отказываясь тем самым выполнять взятые на себя обязательства по пропуску грузовиков и легковых авто. Средний показатель ежесуточного пропуска сопредельными странами, как правило, не превышал 50 процентов. Иногда польские контрольные службы и вовсе пропускали всего 15 процентов.
Беларусь быстро пропускает въезжающих, потому в нашем направлении, как видите, очереди нет. Литва же удерживает людей (они уже оформлены белорусскими службами) сутками, на пути в ЕС
Негативный эффект создавала и неритмичная работа сопредельных контрольных служб, которые могли не запускать на свою территорию машины в течение часа, а в течение следующего оформить максимально возможное количество. При этом мы неоднократно говорили, что белорусская сторона может выпустить из пункта пропуска ровно столько транспорта, сколько польская либо литовская сторона запускает на свою территорию. То есть белорусские пограничники не могут запускать в пункт пропуска машины, если перед сопредельным уже скопилась очередь.
— А тут новый подарок от «демократий» своим же гражданам — решение польской стороны прекратить оформление лиц и транспорта в большинстве пунктов пропуска.
— Естественно, это также снизило пропускную способность всего польского направления. В частности, речь идет про такие автодорожные пункты пропуска, как «Кузница Белостоцкая» (напротив наших «Брузгов»), «Половцы» (с нашей стороны — «Песчатки») и «Словатичи» ( «Домачево»).
Из шести автодорожных пунктов пропуска на польском направлении сейчас работают лишь два, один из которых («Кукурыки» напротив нашего «Козловичи») пропускает только грузовые автомашины.По-прежнему не функционируют все пассажирские железнодорожные пункты пропуска на польском направлении. Белорусская сторона неоднократно заявляла о готовности к возобновлению работы в них, но положительной реакции на предложение от соседей не поступало.
Если говорить о нынешней обстановке с очередями на западной границе, то в начале этого года на въезд в страны ЕС скопления фур и легковых авто не фиксировались. Однако отмечаем, что к концу января количество грузового транспорта постепенно растет, в основном на границе с Польшей. Контрольные службы польских пунктов пропуска нормы намеренно не выполняют.