Платить наличными или картой – выбор покупателя
18.07.2020 10:40:57
Екатерина ВЕСЕЛУХА
В Торговом реестре Беларуси зарегистрировано более 20 тысяч интернет-магазинов. За последние пять лет их число увеличилось почти в два раза. Как грибы после дождя растет число пунктов выдачи, некоторые торговцы организовали доставку и в отдаленные сельские населенные пункты. Пошопиться в сети для многих белорусов стало делом привычным, удобным и выгодным. В прошлом году, к примеру, как посчитали в одном из аналитических агентств, каждый второй житель страны делал покупки в интернете. Все бы ничего, но онлайн-продавцы иногда ведут себя, мягко говоря, нечистоплотно. Только в первой половине этого года в Министерство антимонопольного регулирования и торговли поступило почти 500 жалоб от людей на нарушения в интернет-торговле. Всякое можно ожидать, но чтобы за некачественный товар не возвращали деньги, требовали предоплату только безналом, предположить было сложно.
Приятельница из агрогородка Верейки признается, что покупки в интернете значительно облегчают жизнь. Нужен новый холодильник или микроволновка — открываешь ноутбук, несколько часов поиска, пару кликов мышкой, и на следующий день новую технику доставят к дому. Большой плюс — оплата после получения товара. «Смотрю, нет ли царапин, проверяю работу от сети, если все устраивает, оплачиваю», — рассказывает знакомая. Впрочем, ее предпочтения подтверждают интересы большинства онлайн-покупателей. Широкий ассортимент, доставку к порогу, возможность выбирать — платить наличными, через ЕРИП или инфокиоск, а также отсутствие 100-процентной предоплаты оценили многие.
Все эти бонусы — идеальный вариант. Можно ли приструнить тех, кто придумывает свои, не совсем честные правила игры? На днях среди поклонников онлайн-шопинга наделала шуму ситуация с одним из популярных интернет-магазинов. При заказе товара предоплату там требовали только безналом. Недостатки этого почувствовал знакомый, который в период пандемии был на самоизоляции в своем доме в деревне. Условия, когда оплатить наличными можно только через ЕРИП, инфокиоск или банкомат, ему не подошли, и он так и не смог купить нужный в тот момент ингалятор. Жаловаться на недостаток не стал, а вот другие клиенты сайта, посчитав, что их права ущемляются, возмутились и засыпали МАРТ обращениями.
Оказалось, нет ничего противозаконного в том, что интернет-магазины работают на условиях предоплаты. Ради интереса узнала, как организован такой бизнес у других. Принцип «утром — деньги, вечером — стулья» взят за основу онлайн-торговли в большинстве западных стран. В Японии, Китае, Америке, к примеру, около 90 процентов покупателей делают предоплату картой. Другое дело — выбор формы оплаты. Вот тут отечественные потребители не зря насторожились. Продавец обязан дать покупателю самому решить, как рассчитываться за товар. Хочет — платит наличными, хочет — картой. Имеет право. А вот требование принимать предоплату исключительно по безналу фактически нивелирует принцип интернет-торговли и создает неудобства для людей, которым удобнее рассчитываться наличными.
В правах должны быть уравнены все покупатели. За решение этого вопроса взялся МАРТ. Совместно с другими заинтересованными структурами регулятор работает над возможными изменениями законодательства по условиям оплаты товаров в интернет-магазинах.
А вот случаев, когда серьезные игроки интернет-торговли не возвращали деньги при отказе от товаров, единицы. Свежих примеров из западных стран вообще не удалось найти. А среди отечественных акул онлайн-бизнеса такие оказались. Не понятно, что двигало руководством магазина, если даже профану в сфере законодательства о защите прав потребителей должно быть понятно, что такой поворот — вопиющее нарушение. Это подтвердили в МАРТ: деньги обязаны вернуть незамедлительно, а если это невозможно, то через семь дней.
Организация работы в этом интернет-магазине, конечно, подвергнется тщательной проверке. А я соглашусь с мнением, которое в сети высказывает большинство: «Сомневаешься? Не покупай». Сбережете нервы и деньги.
veselukha@sb.by