В 1936 году в Минске проживало 200 тысяч человек. Среди них — почти 6 тысяч стахановцев. Активный прирост населения и увеличение производственных показателей передовиками стимулировали застройку города новыми объектами. На это государством были выделены большие средства. Бюджет столицы по сравнению с предыдущим годом увеличился на 44 процента и составлял более 51 миллиона рублей.
Власти разработали генеральный проект планировки Минска, где отображались нововведения на ближайшие несколько лет. Они должны были сделать жизнь горожан еще комфортнее. Основное внимание уделялось государственным социальным учреждениям и строительству жилья. Об этом подробно рассказано в материале «Будущее Минска».
К слову, на той же полосе «Советской Белоруссии» процитирован отрывок из «Письма белорусского народа товарищу Сталину». Согласно историческим сводкам, его авторы — Янка Купала, Якуб Колас, Андрей Александрович, Петрусь Бровка, Петр Глебка и Изя Харик — презентовали в конце ноября. Там звучат такие строки: «Строительством нашим мы вправе гордиться, провинции прежней не встретишь следа, стал Минск настоящей культурной столицей, растут по республике все города». Пожалуй, лучше и не скажешь:
«Минск, унаследовавший от прошлого лишь несколько крупных зданий среди огромного числа ветхих каменных домов и деревянных хибар, раньше не имел своего архитектурного облика. Цель проекта планировки — придание городу внешнего вида, отражающего сущность столицы… Ряд построенных уже зданий — дома Правительства, дома Красной армии, Дворца пионеров, строительство театра на площади Парижской Коммуны — будет последовательно расти за счет новых прекрасных общественных сооружений. Жилое строительство обеспечит расселение всех жителей Минска в красивых капитальных 5 — 7‑этажных домах, снабженных всеми видами благоустройства: водопроводом, канализацией, теплофикацией, газом».
1996 г.
В своих рабочих поездках Президент посещает предприятия, учреждения здравоохранения и образования. О них читатели часто узнают на страницах нашей газеты. А некоторые из таких событий заслуживают отдельного внимания. «Новую серию рабочих поездок по стране Президент начал с Могилевщины» — так называется публикация об одном из самых интересных визитов. Прошло 26 лет, и перечитать этот материал хочется снова. Ведь тогда Глава государства (впервые в качестве Президента!) побывал в вузе, где в свое время получил образование историка. Цитируем главное:
«Аплодисментами встречали Главу государства студенты и преподаватели Могилевского государственного педагогического института. Как известно, он выпускник исторического факультета этого вуза. Президент очень интересовался тем, как живут и учатся нынешние студенты. И оказалось, что в самом большом почете у них находятся те же преподаватели, которых любит и помнит Глава государства. Он посетил аудитории и учебные классы, в которых сам когда-то занимался, побывал на кафедре истории, встретился с нынешним руководством пединститута».
1954 г.
Есть имена, которые, кажется, навеки вписаны в историю творчества. Среди них — белорусский гений Заир Азгур, патриарх отечественного изобразительного искусства, автор многочисленных психологических портретов деятелей культуры, ученых и рабочих, писателей и поэтов, известных государственных и общественных лидеров, философов и мыслителей, революционеров и борцов за народное счастье разных стран и эпох, героев Великой Отечественной войны и партизанского движения. Он является автором скульптурного ансамбля на площади Якуба Коласа и композиции «Слава погибшим воинам» на одной из граней монумента Победы в Минске. За творческими победами Азгура читатели следили на страницах «Советской Белоруссии». Репортаж из его мастерской появился в ноябрьском номере нашей газеты. Из него узнаем, какие произведения создал мастер на тот момент и что планировал сделать в ближайшее время. Цитируем отрывок из публикации «Новые работы скульптора»:
«Мастерская скульптора Заира Азгура, находящаяся в Минске на углу улиц Восточной и Некрасова, напоминает своеобразный и притом интересный музей. За 30‑летнюю творческую деятельность он создал 578 произведений искусства. Много новых работ скульптор выполнил в текущем году. В мастерской мы видели ряд произведений, над которыми скульптор недавно завершил работу: статуя композитора Мусоргского, тематические группы «Колыбельная песня» и «Феликс Дзержинский с мальчиком на руках». Мусоргский изображен во весь рост в минуты творческого вдохновения. Кажется, что после долгих поисков композитор внезапно нашел новую мелодию и мысленно, про себя повторяет ее, а пальцы словно ищут клавиши пианино, чтобы сыграть новое музыкальное произведение… Большие планы у Заира Азгура на будущее. Сейчас он лепит бюст народной артистки БССР Лидии Ржецкой».
1938 г.
Люди с инвалидностью долгое время не могли получать высшее образование. С конца 1930‑х ситуация изменилась. Молодежь с ограниченными возможностями впервые стала учиться в Белорусском государственном университете. Студенты порой превосходили своих товарищей в знаниях, становились отличниками. Как проходило их обучение, сегодня можно узнать из заметки «Слепые — студенты университета»:
«Ежедневно они приходят в просторные аудитории исторического факультета. Это студенты Белгосуниверситета, будущие преподаватели истории. Начинается лекция. Все раскрывают свои тетради. Записывают лекции и студенты Анна Гранчик и Валя Фурманец (4‑й курс), Г. Левин (3‑й курс), Д. Комлик (5‑й курс). Но свою запись они ведут по азбуке для слепых… Как и зрячие, они хорошо выдержали испытания в университет. Наркомпрос выдает им повышенные стипендии, отпускает суммы для оплаты чтецов, которые читают слепым студентам всю необходимую литературу. Студенты зрячие всячески помогают своим товарищам слепым. Анна Гранчик и Валя Фурманец — отличники учебы».
* * *
Клады с монетами, украшения, предметы быта — чего только не находили в земле наши соотечественники. Особо ценные раритеты люди отдавали в республиканские и районные музеи. Это помогло многое сохранить, и сейчас мы можем видеть диковинки на выставках. Обнаруживали вещи с историей и дети. Подобный случай произошел в Могилевской области. Юный житель Хотимска выкопал бивни неведомого животного. Чем закончилась это необычное происшествие, узнаем из заметки «Интересная находка»:«Ученик Хотимской неполной средней школы Кружаев на поле колхоза «Наш труд» нашел два зуба мамонта. Каждый зуб весит 8 кг. Находка передана в краеведческий кабинет школы».
1971 г.
История советского автомобилестроения началась в 1924 году. Тогда жители СССР впервые познакомились с продуктами отечественного автопрома: десятки новеньких грузовиков модели АМО-Ф15 проехали по Красной площади, демонстрируя свою мощь и силу. Их произвела всемирно известная компания ЗиЛ. Дальше — 1928 год. В Ярославле научились делать 3-, 4- и даже 5‑тонные грузовики с небывалой на то время мощностью 35 лошадиных сил.
Но все-таки главным достижением советских мастеров-механиков стали легковые автомобили. Первое авто такого типа называлось НАМИ-1 (1927). Партия состояла из 370 экземпляров. Машины развивали скорость до 70 км/ч. За разработку отвечали специалисты ленинградского завода «Спартак». Потом, за год до окончания войны, в СССР появилась легендарная «Победа». Одновременно с ней — «Москвич». А вот знаменитые «Жигули» советские граждане увидели только в 1970‑м. Практически сразу новинка появилась в БССР. Стартовый пункт продажи — Борисов. Подробнее — в материале «Первая партия «Жигулей»:
«В борисовский специализированный магазин «Автомобили» прибыла первая партия комфортабельных легковых машин Волжского автозавода. 150 «Жигулей» предназначены для продажи трудящимся городов Минской области. Их приобретут рабочие и служащие Борисова, Жодино, Молодечно, Солигорска, Слуцка. Одновременно в городе началось строительство станции технического обслуживания. Здесь будут производиться работы, связанные с продажей населению легковых автомашин и запчастей к ним, а также гарантийное и периодическое техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей «Жигули».
1973 г.
Спички появились 195 лет назад в Англии. Прошло почти два века, а они до сих пор востребованы. В нашей стране продукт стали производить в конце 1870-х. К 1880 году у нас насчитывалось уже 14 специализированных фабрик. Самыми крупными стали «Везувий» в Гомеле и «Прогресс-Вулкан» в Пинске. Спички сначала делали разной длины, а специальные машины наносили вверху изделий красный фосфор. Со временем производство совершенствовалось. Даже в начале 1970-х появлялись интересные нововведения, о которых рассказывали в прессе.
«Новый цех по выпуску спичек построен в Гомельском производственном деревообрабатывающем объединении. В нем смонтированы три автоматические поточные линии. Это помогло улучшить условия труда, ликвидировать трудоемкие операции. Коробки делаются из картона, что позволяет ежегодно экономить большое количество ценной древесины. С пуском нового оборудования на полную мощность предприятие в полтора раза увеличит производство спичек».
nev@sb.by