Семьи инвалидов нуждаются в услугах няни
17.08.2017 07:52:36
Появление малыша — серьезное испытание для молодых родителей. Что уж говорить о ситуации, когда мама и папа с инвалидностью II группы! В Пуховичском районе за последнее время таких семей образовалось две. Местный территориальный центр социального обслуживания населения опекает «особых» родителей, насколько это возможно. Но вот дать им в помощь няню не в силах: для этой категории услуга просто не предусмотрена законодательством. В итоге работу двух нянь организовала Пуховичская первичная организация общественного объединения «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам». Однако финансирование проекта, давшего такую возможность, заканчивается. В будущем году семьи могут остаться без помощниц. Председатель Пуховичской первичной организации ОО «БелАПДИиМИ» Людмила Рычкова считает: это как раз та ниша, где мог бы реализоваться механизм государственного соцзаказа. Тем более что он значительно усовершенствован в новой редакции Закона «О социальном обслуживании». Однако пока к ее инициативе отношение настороженное.
Олег и Тамара души не чают в Максиме.
Тамара, Олег и их улыбчивый сын Максим, у которого на днях маленький юбилей — 10 месяцев, встречают гостей во дворе. Справа — огород, садили сами, впервые. Слева — довольно обветшалая хата, которую общими усилиями приспособили для жизни ребенка. Максим дал родителям, имеющим психофизические особенности, огромный импульс для самосовершенствования — как в бытовом плане, так и в собственно заботе о малыше, в котором тут души не чают. Тамара признается, что ее долго не выписывали из роддома — стоял тяжелый вопрос, отдавать ребенка домой или нет. Однако она и представить себе не могла, что вернется без сына. Муж и бабушка Раиса Леонидовна, тоже инвалид II группы, пребывали в растерянности: при всем желании забрать малыша условия для него создать своими силами не могли. К счастью, и социальные службы, и общественники отлично сыграли — каждый на своем поле. БелАПДИиМИ помогла окультурить жилье. Соцслужба за счет государственных бюджетных средств привела в порядок электропроводку и печку, выделила бесплатное детское питание, оказала гуманитарную помощь — в виде продуктов, одежды, обуви, подгузников, игрушек.
— Все виды помощи, которые мы можем оказывать, они получают, — заверяет Ольга Минько, заведующая отделением дневного пребывания для инвалидов территориального центра социального обслуживания населения Пуховичского района. — В связи с тем что семья участвовала в проекте БелАПДИиМИ «Няня на час», мы посчитали, что и наши услуги экстренного социального патроната будут полезны. Поэтому, когда ребенка только забрали домой, мы их оказывали. Так как семья получала помощь по проекту общественной организации три раза в неделю, мы решили приходить к ней еженедельно, чтобы обучить основам семейной жизни, самостоятельности в обращении с малышом и повысить родительскую ответственность. Наша работа длилась четыре месяца и принесла свои плоды. Поэтому семья была переведена на контрольный патронат и посещается раз в месяц. Материнство очень раскрепостило Тамару, повлияло на нее и Олега в лучшую сторону. Когда они познакомились, вместе пришли в наше отделение. Мы с интересом наблюдали за этой парой. Они самостоятельно приняли решение пожениться и родить ребенка. И нам важно, чтобы они ответственно относились к своим обязанностям.
По роду деятельности Ольга Минько посетила много домов–интернатов и отделений дневного пребывания. И убеждена, что их воспитанников нельзя лишать права создавать семьи. Она считает, что услуги социального патроната для них в полном объеме оказываются сегодня ТЦСОН и не имеет смысла их дублировать. А именно это, по ее оценке, сейчас происходит, тогда как услуга няни в корне другая. Например, она в отсутствие родителей остается с ребенком, готовит малышу пищу, переодевает, купает и так далее. Поэтому специалист предлагает общественной организации определиться с названием — сейчас оно звучит как «Социальный патронат семьи молодых инвалидов с новорожденным ребенком («Няня на час»)» — и содержанием услуги для соцзаказа.
У Людмилы Рычковой, которая сама в качестве няни как минимум трижды в неделю спешит на помощь к Олегу и Тамаре, свое видение:
— 31 декабря заканчивается наш проект, и няни на постоянной основе у Максима не будет. Сейчас ведь закон дает возможность работать по госсоцзаказу. Почему бы это не использовать хотя бы до 3 лет, пока мальчик не пойдет в сад? У центра соцобслуживания нет услуги няни для супругов с инвалидностью и новорожденным ребенком. А потребность в ней есть. Почему бы не доверить эту работу общественной организации, у которой уже есть такой опыт?
К «особым» родителям нужен свой подход. Далеко не каждого они впустят в свою семью. С ними надо уметь разговаривать, например, подготовить к тому, что завтра нужно косить, печь или стирать. Людмила Васильевна — вроде бабушки–куратора для Олега и Тамары. Следит, всех ли врачей прошел Максимка (у мальчика небольшое отставание в моторике), сделаны ли назначенные массаж и прогревания. Как наставница подскажет насчет готовки, гигиены, уборки, огорода, распределения бюджета. Ребенок растет, потребности меняются. И молодые родители, и бабушка, рассказывая о своем житье–бытье, твердят: их благополучие во многом строится как раз на таком кураторстве.
Вячеслав и няня Татьяна Ивановна с Тимофеем.
Схожая ситуация у Елены, страдающей эпилепсией, и ее мужа Вячеслава с ДЦП, живущих в деревне Орешковичи, почти в 30 километрах от Марьиной Горки. Сын Тимофей был долгожданным. Мальчик родился здоровым. Мама Елены, Любовь Ивановна, с которой живет молодая семья, на пенсии, но продолжает работать, чтобы материально поддерживать супругов. Оставить Елену с ребенком одну нельзя. Хотя она многое умеет и делает по дому, в любой момент может начаться приступ. ФАПа, почты в деревне нет, а транспортное сообщение с «большой землей» плохое. За бесплатным детским питанием, определенными продуктами, к врачу нужно ездить в Блужу. Это целая эпопея, занимающая полдня. Поэтому без няни Татьяны Ивановны, которую Пуховичская первичная организация ассоциации помощи детям–инвалидам и молодым инвалидам нашла среди местных жителей, тут как без рук — она все время на подхвате. Мама Елены зовет ее «моя МЧС». Эта помощь также далеко выходит за рамки формата «три раза в неделю по два часа», как декларирует общественная организация.
ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ
Главная цель помощи, которую БелАПДИиМИ оказывает с 1 декабря, — не допустить предпосылок для передачи ребенка в детский дом. «Цена» двух нянь в месяц — около 170 долларов. Людмила Рычкова уже направила официальное письмо в управление по труду, занятости и социальной защите Пуховичского райисполкома с просьбой рассмотреть возможность такого финансирования по госзаказу. Пока вопрос изучают. Но уже сейчас звучит мнение, что у соцслужб хватает своих возможностей для поддержки «особенных» родителей.
— Мы ведем банк данных молодых инвалидов до 31 года. В Пуховичском районе их 180 человек, I и II группы — 90. И всего четверо образовали пары. Мы должны понять, насколько услуга няни будет востребована, окажется ли полезен этот соцзаказ и в перспективе, — аргументирует свою позицию Ольга Минько. Развитие событий после 31 декабря она видит так: супруги приходят в территориальный центр, пишут заявление и получают социальный патронат. — Мы считаем, что семьи, за год получив необходимые знания и помощь со стороны как центра, так и общественной организации, готовы ухаживать за детьми самостоятельно. После окончания проекта они будут взяты центром на социальный патронат, столько раз в неделю, сколько это понадобится. В штате отделения дневного пребывания есть младшая медицинская сестра, инструктор по трудотерапии, специалист по социальной работе. Для двух семей мы найдем ресурсы. Необходимо отметить, что у нас компетентные специалисты и мы работаем согласно государственному социальному стандарту. Изучаем проблемы семьи, составляем индивидуальный план сопровождения, следим за динамикой и, самое важное, добиваемся результатов. Работаем по принципу: не делать из человека–инвалида объект социальной помощи, а субъект, который мог бы и знал, как самостоятельно вести домашнее хозяйство, решать материальные проблемы, вести активный образ жизни, воспитывать ребенка и так далее. Было бы замечательно, если бы общественные организации предлагали действительно инновационные социальные услуги, которые не может оказывать центр.
То, что социальные службы держат ситуацию на контроле и имеют план «на завтра», безусловно, радует. Но можно ли предлагаемый патронат сопоставить с услугой няни? Недавно, презентуя новации Закона «О социальном обслуживании», заместитель министра труда и соцзащиты Александр Румак подчеркнул: суть соцзаказа — не создавать конкуренцию госуслугам, а дополнять их, там, где это необходимо. И есть основания полагать, что ситуация в Пуховичском районе нуждается именно в таком подходе.
vasilishina@sb.by
Фото автора.
Олег и Тамара души не чают в Максиме.
Тамара, Олег и их улыбчивый сын Максим, у которого на днях маленький юбилей — 10 месяцев, встречают гостей во дворе. Справа — огород, садили сами, впервые. Слева — довольно обветшалая хата, которую общими усилиями приспособили для жизни ребенка. Максим дал родителям, имеющим психофизические особенности, огромный импульс для самосовершенствования — как в бытовом плане, так и в собственно заботе о малыше, в котором тут души не чают. Тамара признается, что ее долго не выписывали из роддома — стоял тяжелый вопрос, отдавать ребенка домой или нет. Однако она и представить себе не могла, что вернется без сына. Муж и бабушка Раиса Леонидовна, тоже инвалид II группы, пребывали в растерянности: при всем желании забрать малыша условия для него создать своими силами не могли. К счастью, и социальные службы, и общественники отлично сыграли — каждый на своем поле. БелАПДИиМИ помогла окультурить жилье. Соцслужба за счет государственных бюджетных средств привела в порядок электропроводку и печку, выделила бесплатное детское питание, оказала гуманитарную помощь — в виде продуктов, одежды, обуви, подгузников, игрушек.
— Все виды помощи, которые мы можем оказывать, они получают, — заверяет Ольга Минько, заведующая отделением дневного пребывания для инвалидов территориального центра социального обслуживания населения Пуховичского района. — В связи с тем что семья участвовала в проекте БелАПДИиМИ «Няня на час», мы посчитали, что и наши услуги экстренного социального патроната будут полезны. Поэтому, когда ребенка только забрали домой, мы их оказывали. Так как семья получала помощь по проекту общественной организации три раза в неделю, мы решили приходить к ней еженедельно, чтобы обучить основам семейной жизни, самостоятельности в обращении с малышом и повысить родительскую ответственность. Наша работа длилась четыре месяца и принесла свои плоды. Поэтому семья была переведена на контрольный патронат и посещается раз в месяц. Материнство очень раскрепостило Тамару, повлияло на нее и Олега в лучшую сторону. Когда они познакомились, вместе пришли в наше отделение. Мы с интересом наблюдали за этой парой. Они самостоятельно приняли решение пожениться и родить ребенка. И нам важно, чтобы они ответственно относились к своим обязанностям.
По роду деятельности Ольга Минько посетила много домов–интернатов и отделений дневного пребывания. И убеждена, что их воспитанников нельзя лишать права создавать семьи. Она считает, что услуги социального патроната для них в полном объеме оказываются сегодня ТЦСОН и не имеет смысла их дублировать. А именно это, по ее оценке, сейчас происходит, тогда как услуга няни в корне другая. Например, она в отсутствие родителей остается с ребенком, готовит малышу пищу, переодевает, купает и так далее. Поэтому специалист предлагает общественной организации определиться с названием — сейчас оно звучит как «Социальный патронат семьи молодых инвалидов с новорожденным ребенком («Няня на час»)» — и содержанием услуги для соцзаказа.
У Людмилы Рычковой, которая сама в качестве няни как минимум трижды в неделю спешит на помощь к Олегу и Тамаре, свое видение:
— 31 декабря заканчивается наш проект, и няни на постоянной основе у Максима не будет. Сейчас ведь закон дает возможность работать по госсоцзаказу. Почему бы это не использовать хотя бы до 3 лет, пока мальчик не пойдет в сад? У центра соцобслуживания нет услуги няни для супругов с инвалидностью и новорожденным ребенком. А потребность в ней есть. Почему бы не доверить эту работу общественной организации, у которой уже есть такой опыт?
К «особым» родителям нужен свой подход. Далеко не каждого они впустят в свою семью. С ними надо уметь разговаривать, например, подготовить к тому, что завтра нужно косить, печь или стирать. Людмила Васильевна — вроде бабушки–куратора для Олега и Тамары. Следит, всех ли врачей прошел Максимка (у мальчика небольшое отставание в моторике), сделаны ли назначенные массаж и прогревания. Как наставница подскажет насчет готовки, гигиены, уборки, огорода, распределения бюджета. Ребенок растет, потребности меняются. И молодые родители, и бабушка, рассказывая о своем житье–бытье, твердят: их благополучие во многом строится как раз на таком кураторстве.
Вячеслав и няня Татьяна Ивановна с Тимофеем.
Схожая ситуация у Елены, страдающей эпилепсией, и ее мужа Вячеслава с ДЦП, живущих в деревне Орешковичи, почти в 30 километрах от Марьиной Горки. Сын Тимофей был долгожданным. Мальчик родился здоровым. Мама Елены, Любовь Ивановна, с которой живет молодая семья, на пенсии, но продолжает работать, чтобы материально поддерживать супругов. Оставить Елену с ребенком одну нельзя. Хотя она многое умеет и делает по дому, в любой момент может начаться приступ. ФАПа, почты в деревне нет, а транспортное сообщение с «большой землей» плохое. За бесплатным детским питанием, определенными продуктами, к врачу нужно ездить в Блужу. Это целая эпопея, занимающая полдня. Поэтому без няни Татьяны Ивановны, которую Пуховичская первичная организация ассоциации помощи детям–инвалидам и молодым инвалидам нашла среди местных жителей, тут как без рук — она все время на подхвате. Мама Елены зовет ее «моя МЧС». Эта помощь также далеко выходит за рамки формата «три раза в неделю по два часа», как декларирует общественная организация.
ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ
Главная цель помощи, которую БелАПДИиМИ оказывает с 1 декабря, — не допустить предпосылок для передачи ребенка в детский дом. «Цена» двух нянь в месяц — около 170 долларов. Людмила Рычкова уже направила официальное письмо в управление по труду, занятости и социальной защите Пуховичского райисполкома с просьбой рассмотреть возможность такого финансирования по госзаказу. Пока вопрос изучают. Но уже сейчас звучит мнение, что у соцслужб хватает своих возможностей для поддержки «особенных» родителей.
— Мы ведем банк данных молодых инвалидов до 31 года. В Пуховичском районе их 180 человек, I и II группы — 90. И всего четверо образовали пары. Мы должны понять, насколько услуга няни будет востребована, окажется ли полезен этот соцзаказ и в перспективе, — аргументирует свою позицию Ольга Минько. Развитие событий после 31 декабря она видит так: супруги приходят в территориальный центр, пишут заявление и получают социальный патронат. — Мы считаем, что семьи, за год получив необходимые знания и помощь со стороны как центра, так и общественной организации, готовы ухаживать за детьми самостоятельно. После окончания проекта они будут взяты центром на социальный патронат, столько раз в неделю, сколько это понадобится. В штате отделения дневного пребывания есть младшая медицинская сестра, инструктор по трудотерапии, специалист по социальной работе. Для двух семей мы найдем ресурсы. Необходимо отметить, что у нас компетентные специалисты и мы работаем согласно государственному социальному стандарту. Изучаем проблемы семьи, составляем индивидуальный план сопровождения, следим за динамикой и, самое важное, добиваемся результатов. Работаем по принципу: не делать из человека–инвалида объект социальной помощи, а субъект, который мог бы и знал, как самостоятельно вести домашнее хозяйство, решать материальные проблемы, вести активный образ жизни, воспитывать ребенка и так далее. Было бы замечательно, если бы общественные организации предлагали действительно инновационные социальные услуги, которые не может оказывать центр.
То, что социальные службы держат ситуацию на контроле и имеют план «на завтра», безусловно, радует. Но можно ли предлагаемый патронат сопоставить с услугой няни? Недавно, презентуя новации Закона «О социальном обслуживании», заместитель министра труда и соцзащиты Александр Румак подчеркнул: суть соцзаказа — не создавать конкуренцию госуслугам, а дополнять их, там, где это необходимо. И есть основания полагать, что ситуация в Пуховичском районе нуждается именно в таком подходе.
vasilishina@sb.by
Фото автора.