Богатырева: путь к педагогическому мастерству — квест, уровень сложности которого постоянно варьируется
02.10.2022 08:10:00
На совещании по вопросу обеспечения законности и правопорядка в апреле этого года Александр Лукашенко сделал важное замечание: учителя не должны приходить в школу, как к станку, с учениками нужно постоянно работать. И это, безусловно, так.
Путь к педагогическому мастерству — своего рода квест, условия и уровень сложности которого постоянно варьируются. Пройти его помогают знания по конкретному предмету, умения, навыки, с которыми учитель приходит работать в школу, а также готовность, желание дальнейшего саморазвития, без него невозможно движение вперед. Помимо этого, важно больше общаться с ребятами во внеурочное время, стать для них примером и близким по духу человеком. Вместе отправиться в поход, на экскурсию, принять участие в благоустройстве памятных мест... Главное — это совместные дела. И тогда авторитет учителя возрастет многократно.
Инцидент, произошедший в сентябре в столичной частной школе, — недопустимое событие, пятнающее честь каждого учителя! Известная фраза: школа — храм науки, а главное, это колыбель нравственности, духовно-нравственных ценностей, веками формировавшихся в нашем обществе, исток профессионального роста. Далеко не каждый ученик способен стать известным ученым, мастером спорта или талантливым литератором. Но он найдет свой особый путь в профессию, а раскрыть способности, умения ему поможет учитель, взявший на торжественной линейке первоклассника за руку, и она останется в руке наставника на долгие годы.
Для многих выпускников педагоги остаются верными наставниками на протяжении всей жизни, помогают им преодолевать трудности, разделяют радость. Я говорю не о тех, кто ради дешевого авторитета готов всем ученикам независимо от уровня знаний поставить отличные оценки (такие примеры следует свести к минимуму), а именно об опытных педагогах, для которых профессия давно стала призванием, чей каждодневный труд дает возможность многим ребятам сформировать, реализовать свой человеческий капитал. Я с большим уважением вспоминаю школьных учителей, университетских преподавателей. Особые слова благодарности научному консультанту, который и стал для меня истинным наставником, — доктору экономических наук, профессору Дмитрию Алексеевичу Панкову.
Возвращаясь к словам нашего Президента, приведу два важных слогана — правила моей жизни, необходимых в работе с подростками, молодежью. Первое — суметь заинтересовать школьников, студентов в изучении конкретного предмета, второе — общаясь с детьми, подростками, нужно говорить только то, во что ты веришь сам, и тогда поверят тебе. Важно научить ребят ценить природную красоту края и в целом любить малую родину, гордиться ее достижениями, прославленными земляками, стремиться следовать их примеру. Из таких всем известных, важных крупиц и складывается в душе ребенка с малых лет патриотизм, который станет для него нерушимым духовным стержнем, сформирует жизненные принципы.
История учительского труда насчитывает не одну сотню лет. И наверное, каждой эпохе соответствовали разные качества педагога. Но уверена, что современный преподаватель — личность, которая собрала все лучшее из опыта предшествующих поколений. Подходы к процессу обучения остаются неизменными в том смысле, что учение начинается с педагога, который непосредственно коммуницирует с учеником. Тот непродолжительный период, когда мы были вынуждены перейти на дистанционное обучение, показал: даже самые современные технологии не заменят живого общения с настоящей личностью.
Педагог XXI века выступает в роли и умелого организатора, и психолога, современные цифровые технологии ему также не чужды. Сухим изложением темы молодежь заинтересовать сложно, а значит, нужны новые подходы в работе. Интернет раскрывает, казалось бы, безграничные возможности, предоставляет уйму информации, важно найти в ней самое интересное, полезное, вместе с тем не допустить распространения ложной, недостоверной. Аргументы наподобие «думаю, не стоит этому верить» вряд ли в таких случаях помогут. Нужны конкретные цифры, факты. Без самообразования, эрудиции в таких случаях сложно справиться.
Важный момент — переподготовка, повышение квалификации учителей. И речь идет не только о совершенствовании знаний по конкретному предмету, но и об изучении, приобретении навыков анализа, прогнозирования общественно-политической ситуации. Убеждена, на каждых курсах повышения квалификации необходимо включать в программу для внимательного изучения историю белорусской государственности, современной политэкономии.
Можно привести огромное количество примеров, подтверждающих авторитет педагогического труда в белорусском обществе. Ежегодное красочное празднование Дня учителя во всех школах страны в очередной раз подтверждает это. Но не стоит расслабляться, почивать на лаврах, нужно работать, совершенствоваться. Ведь именно педагогам доверено самое важное — обучение и воспитание подрастающего поколения, а значит, формирование фундамента крепкого успешного государства.
Валентина БОГАТЫРЕВА, ректор ВГУ имени П. М. Машерова.
Путь к педагогическому мастерству — своего рода квест, условия и уровень сложности которого постоянно варьируются. Пройти его помогают знания по конкретному предмету, умения, навыки, с которыми учитель приходит работать в школу, а также готовность, желание дальнейшего саморазвития, без него невозможно движение вперед. Помимо этого, важно больше общаться с ребятами во внеурочное время, стать для них примером и близким по духу человеком. Вместе отправиться в поход, на экскурсию, принять участие в благоустройстве памятных мест... Главное — это совместные дела. И тогда авторитет учителя возрастет многократно.
Инцидент, произошедший в сентябре в столичной частной школе, — недопустимое событие, пятнающее честь каждого учителя! Известная фраза: школа — храм науки, а главное, это колыбель нравственности, духовно-нравственных ценностей, веками формировавшихся в нашем обществе, исток профессионального роста. Далеко не каждый ученик способен стать известным ученым, мастером спорта или талантливым литератором. Но он найдет свой особый путь в профессию, а раскрыть способности, умения ему поможет учитель, взявший на торжественной линейке первоклассника за руку, и она останется в руке наставника на долгие годы.
Для многих выпускников педагоги остаются верными наставниками на протяжении всей жизни, помогают им преодолевать трудности, разделяют радость. Я говорю не о тех, кто ради дешевого авторитета готов всем ученикам независимо от уровня знаний поставить отличные оценки (такие примеры следует свести к минимуму), а именно об опытных педагогах, для которых профессия давно стала призванием, чей каждодневный труд дает возможность многим ребятам сформировать, реализовать свой человеческий капитал. Я с большим уважением вспоминаю школьных учителей, университетских преподавателей. Особые слова благодарности научному консультанту, который и стал для меня истинным наставником, — доктору экономических наук, профессору Дмитрию Алексеевичу Панкову.
Возвращаясь к словам нашего Президента, приведу два важных слогана — правила моей жизни, необходимых в работе с подростками, молодежью. Первое — суметь заинтересовать школьников, студентов в изучении конкретного предмета, второе — общаясь с детьми, подростками, нужно говорить только то, во что ты веришь сам, и тогда поверят тебе. Важно научить ребят ценить природную красоту края и в целом любить малую родину, гордиться ее достижениями, прославленными земляками, стремиться следовать их примеру. Из таких всем известных, важных крупиц и складывается в душе ребенка с малых лет патриотизм, который станет для него нерушимым духовным стержнем, сформирует жизненные принципы.
История учительского труда насчитывает не одну сотню лет. И наверное, каждой эпохе соответствовали разные качества педагога. Но уверена, что современный преподаватель — личность, которая собрала все лучшее из опыта предшествующих поколений. Подходы к процессу обучения остаются неизменными в том смысле, что учение начинается с педагога, который непосредственно коммуницирует с учеником. Тот непродолжительный период, когда мы были вынуждены перейти на дистанционное обучение, показал: даже самые современные технологии не заменят живого общения с настоящей личностью.
Педагог XXI века выступает в роли и умелого организатора, и психолога, современные цифровые технологии ему также не чужды. Сухим изложением темы молодежь заинтересовать сложно, а значит, нужны новые подходы в работе. Интернет раскрывает, казалось бы, безграничные возможности, предоставляет уйму информации, важно найти в ней самое интересное, полезное, вместе с тем не допустить распространения ложной, недостоверной. Аргументы наподобие «думаю, не стоит этому верить» вряд ли в таких случаях помогут. Нужны конкретные цифры, факты. Без самообразования, эрудиции в таких случаях сложно справиться.
Важный момент — переподготовка, повышение квалификации учителей. И речь идет не только о совершенствовании знаний по конкретному предмету, но и об изучении, приобретении навыков анализа, прогнозирования общественно-политической ситуации. Убеждена, на каждых курсах повышения квалификации необходимо включать в программу для внимательного изучения историю белорусской государственности, современной политэкономии.
Можно привести огромное количество примеров, подтверждающих авторитет педагогического труда в белорусском обществе. Ежегодное красочное празднование Дня учителя во всех школах страны в очередной раз подтверждает это. Но не стоит расслабляться, почивать на лаврах, нужно работать, совершенствоваться. Ведь именно педагогам доверено самое важное — обучение и воспитание подрастающего поколения, а значит, формирование фундамента крепкого успешного государства.
Валентина БОГАТЫРЕВА, ректор ВГУ имени П. М. Машерова.