«ВИПО»: санкции дали мощный толчок к развитию и позволили укрепить позиции
08.12.2022 08:05:00
Елена БЕГУНОВА
85 процентов продукции на экспорт, 40-процентный рост производства — внешние ограничения дали мощный толчок развитию витебского предприятия и укрепили его позиции
Почти 20 лет истории. Немного, если учитывать скорость, с которой развивается предприятие «Витебские подъемники». В 2004-м оно было создано как обычный сервис по ремонту грузоподъемной техники, но очень быстро нащупало нишу в отечественном машиностроении и стало выпускать уникальную для Беларуси продукцию. Многие его новинки уникальны на территории всего постсоветского пространства. Неудивительно, что 85 процентов продукции предприятия идет на внешние рынки. О том, как развивается машиностроительная компания, в состав которой входит уже пять юридических лиц, корреспонденту «Р» рассказал ее директор Андрей Сидоров.
…На территории машиностроительного завода сверкают краской новенькие автомобили, оснащенные сложным оборудованием. Завтра эта техника разъедется по разным странам. Автогидроподъемники и краны всех видов, изготовленные здесь, востребованы не только в соседней России, но и Таджикистане, Азербайджане, Казахстане, Армении, Узбекистане и других государствах. Полностью закрывая нужды внутреннего рынка, «ВИПО» отправляет на экспорт около 85 процентов всей выпускаемой продукции. Львиная доля машин уходит в различные регионы России, с которыми у витебчан уже давно сложились крепкие партнерские связи.
— Краны, манипуляторные установки, грузоподъемная техника, автогидроподъемники — у нас огромный портфель заказов, на склады мы никогда не работали и не работаем, — отмечает Андрей Александрович. — Освоено более 200 наименований. Практически вся техника относится к разряду инновационной. Это новинки для коммунальных служб, подразделений МЧС, энергетических и нефтяных предприятий, оборонной промышленности и других отраслей. В месяц за ворота выходит 25—50 автомашин. Спрос на рынке большой, поэтому мы вполне можем в разы увеличить свои объемы выпуска. С учетом этого фактора и расширяем производственные мощности.
«Витебские подъемники» активно занимаются реализацией программы импортозамещения как для Беларуси, так и для России.
— Мы не можем стоять на месте, практически вся прибыль вкладывается в развитие машиностроительной компании. Это примерно 3—5 миллионов долларов в год, — констатирует руководитель. — Сейчас активно занимаемся реализацией программы импортозамещения как для Беларуси, так и для России. Производим все, что раньше импортировалось из третьих стран. Но наиболее интересно делать то, что еще вообще никто никогда не делал: совершенно новый продукт. Поэтому плотно занимаемся наукой, в этом нам помогают ведущие российские технопарки и вузы, с которыми тесно сотрудничаем.
Андрей Сидоров знакомит с очередной новинкой, что вскоре будет поставлена на поток. У специальной машины с предизолированной стрелой, которая может заниматься ремонтом линий электропередачи без отключения сети, перспективное будущее. Раньше такую технику завозили из США. Наш аналог безопаснее и эффективнее, его уже с нетерпением ждут в энергоснабжающих организациях Союзного государства.
«Витебские подъемники» тесно сотрудничают с партнерами, свое оборудование размещают на шасси МАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ и других моделях автомобилей. Только в России и Беларуси у предприятия около 50 сервисных центров, которые осуществляют гарантийное и послегарантийное обслуживание техники.
Сегодня средняя зарплата здесь — примерно 2 тысячи рублей. Рентабельность — не менее 25 процентов. Ежегодно в бюджет страны «ВИПО» отчисляет не менее 15 миллионов рублей налогов разных видов. И главное — машиностроительная компания вообще не пользуется никакими преференциями государства. Как удается хозяйствовать столь эффективно?
— Любой бизнес-проект прежде всего должен быть заточен на самофинансирование, инвестирование и развитие, — убежден собеседник. — Да, помощь государства, возможно, оправдана на первоначальном этапе раскрутки, но потом все в руках его организаторов. Их ответственность и перед людьми, и перед державой. По-другому быть не может. Поверьте, в нашей стране созданы все необходимые условия для успешного хозяйствования. Даже сейчас, в условиях ограничений со стороны Евросоюза.
На предприятии освоено более 200 наименований продукции. Практически вся техника относится к разряду инновационной.
А как, кстати, повлияли они на работу «Витебских подъемников»? В ответ на вопрос директор улыбается и дает совершенно неожиданный ответ: положительно! Ограничения, по его словам, лишь ускорили процесс развития предприятия, подтолкнули к поиску новых ниш, активизировали инновационную работу:
— Поняли, что вполне можем обойтись без импорта и тем самым увеличить добавленную стоимость нашей продукции. Качество не пострадало, скорее наоборот. Увеличилось количество новых рабочих мест. Стали более тесно сотрудничать с отечественными и российскими поставщиками комплектующих. Это отличное время, чтобы войти на рынок с новыми проектами, реализовать себя. Было немного сложно из-за того, что отпал украинский рынок: в прежние годы он занимал четверть объемов. Но мы расширили грани взаимодействия с другими партнерами. По-прежнему поддерживаем деловые контакты с нашими давними заказчиками и поставщиками из стран Европы. Сегодня очевидно: политики усложняют работу бизнеса, который намерен и будет развиваться в обход всех санкционных «шлагбаумов». Вопрос лишь в том, насколько это нужно нам самим. Европейский рынок строго квотируемый, и мы никогда не делали на него ставки. Есть много других возможностей расширения географии.
— Он расположен рядом с рекой, в живописном уголке Лужесно. Уже работаем над проектом. Оборудуем там отличную семейную базу отдыха с комплексом оздоровительных услуг на 130—150 мест, построим бассейн, — знакомит с планами Андрей Сидоров. — Уверен, что такая здравница будет востребована и у иностранных туристов, в том числе гостей «Славянского базара». Собираемся вложить в инфраструктуру базы отдыха не менее 5 миллионов долларов. Будем сдавать очередями, так что первых посетителей в соответствии с бизнес-проектом сможем принять уже в 2025 году.
Множество полезных дел, инновационных идей, перспективных планов, желание открыть специальные кафедры в вузах, совершенствовать подготовку конструкторов, технологов и высококвалифицированных рабочих для нужд белорусского машиностроения… Деятельность предприятия «ВИПО», которое и в 2022-м показывает темп роста объемов — 140 процентов, давно вышла за рамки сугубо экономического интереса. А должен ли быть современный бизнес социально ориентированным? Задаю этот немного провокационный вопрос собеседнику.
— Каким бы ошеломляющим ни был экономический успех, а перспективы заманчивыми, никто из белорусов не имеет права забывать о своей стране, — убежден Андрей Александрович. — Именно благодаря ей мы выросли, выучились и смогли реализовать свои амбициозные планы, достичь определенных высот. Поэтому я — убежденный патриот. Мы не покупаем зарубежных замков и яхт, а вкладываем заработанное в свою землю, в свою страну. Строим и развиваем бизнес здесь, где растут дети и внуки. Сейчас не стоит бросаться громкими словами и лозунгами, нужны конкретные дела. И если это поймет каждый, жить всем нам, белорусам, будет намного комфортнее.
begunova@sb.by
Почти 20 лет истории. Немного, если учитывать скорость, с которой развивается предприятие «Витебские подъемники». В 2004-м оно было создано как обычный сервис по ремонту грузоподъемной техники, но очень быстро нащупало нишу в отечественном машиностроении и стало выпускать уникальную для Беларуси продукцию. Многие его новинки уникальны на территории всего постсоветского пространства. Неудивительно, что 85 процентов продукции предприятия идет на внешние рынки. О том, как развивается машиностроительная компания, в состав которой входит уже пять юридических лиц, корреспонденту «Р» рассказал ее директор Андрей Сидоров.
От конструкторского бюро до сервисной сети
— На предприятии работают около 330 человек, но штат постоянно расширяется, — знакомит руководитель с производственными реалиями. — Сегодня у нас есть все необходимое: от собственного конструкторско-технологического бюро до широко разветвленной сервисной сети. Выполняем как эксклюзивные индивидуальные заказы, так и серийный выпуск техники.…На территории машиностроительного завода сверкают краской новенькие автомобили, оснащенные сложным оборудованием. Завтра эта техника разъедется по разным странам. Автогидроподъемники и краны всех видов, изготовленные здесь, востребованы не только в соседней России, но и Таджикистане, Азербайджане, Казахстане, Армении, Узбекистане и других государствах. Полностью закрывая нужды внутреннего рынка, «ВИПО» отправляет на экспорт около 85 процентов всей выпускаемой продукции. Львиная доля машин уходит в различные регионы России, с которыми у витебчан уже давно сложились крепкие партнерские связи.
— Краны, манипуляторные установки, грузоподъемная техника, автогидроподъемники — у нас огромный портфель заказов, на склады мы никогда не работали и не работаем, — отмечает Андрей Александрович. — Освоено более 200 наименований. Практически вся техника относится к разряду инновационной. Это новинки для коммунальных служб, подразделений МЧС, энергетических и нефтяных предприятий, оборонной промышленности и других отраслей. В месяц за ворота выходит 25—50 автомашин. Спрос на рынке большой, поэтому мы вполне можем в разы увеличить свои объемы выпуска. С учетом этого фактора и расширяем производственные мощности.
«Витебские подъемники» активно занимаются реализацией программы импортозамещения как для Беларуси, так и для России.
Прибыль — в развитие
Программа развития на «Витебских подъемниках» детально просчитана на десятилетие вперед. И здесь всячески стараются минимизировать временные потери при реализации перспективных идей. Кстати, уже летом будущего года вступит в строй новый цех, который позволит в два раза нарастить объемы выпускаемой продукции и даст городу еще свыше 80 рабочих мест. Впереди строительство крупной базы на территории СЭЗ «Витебск». Новые производства — это еще плюс 20 тысяч квадратных метров. В итоге там примут на работу около 200 человек.— Мы не можем стоять на месте, практически вся прибыль вкладывается в развитие машиностроительной компании. Это примерно 3—5 миллионов долларов в год, — констатирует руководитель. — Сейчас активно занимаемся реализацией программы импортозамещения как для Беларуси, так и для России. Производим все, что раньше импортировалось из третьих стран. Но наиболее интересно делать то, что еще вообще никто никогда не делал: совершенно новый продукт. Поэтому плотно занимаемся наукой, в этом нам помогают ведущие российские технопарки и вузы, с которыми тесно сотрудничаем.
Андрей Сидоров знакомит с очередной новинкой, что вскоре будет поставлена на поток. У специальной машины с предизолированной стрелой, которая может заниматься ремонтом линий электропередачи без отключения сети, перспективное будущее. Раньше такую технику завозили из США. Наш аналог безопаснее и эффективнее, его уже с нетерпением ждут в энергоснабжающих организациях Союзного государства.
«Витебские подъемники» тесно сотрудничают с партнерами, свое оборудование размещают на шасси МАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ и других моделях автомобилей. Только в России и Беларуси у предприятия около 50 сервисных центров, которые осуществляют гарантийное и послегарантийное обслуживание техники.
Сегодня средняя зарплата здесь — примерно 2 тысячи рублей. Рентабельность — не менее 25 процентов. Ежегодно в бюджет страны «ВИПО» отчисляет не менее 15 миллионов рублей налогов разных видов. И главное — машиностроительная компания вообще не пользуется никакими преференциями государства. Как удается хозяйствовать столь эффективно?
Не быть балластом
Андрей Сидоров — убежденный экономист. Он уверяет: если рентабельность составляет всего 7—8 процентов, то это определенный балласт на шее государства. Такая экономика позволительна лишь в случае, если производство исполняет важные социальные функции, играет особую роль в народно-хозяйственном комплексе страны. Но рассматривать его как источник пополнения казны и надежный оплот нельзя.— Любой бизнес-проект прежде всего должен быть заточен на самофинансирование, инвестирование и развитие, — убежден собеседник. — Да, помощь государства, возможно, оправдана на первоначальном этапе раскрутки, но потом все в руках его организаторов. Их ответственность и перед людьми, и перед державой. По-другому быть не может. Поверьте, в нашей стране созданы все необходимые условия для успешного хозяйствования. Даже сейчас, в условиях ограничений со стороны Евросоюза.
На предприятии освоено более 200 наименований продукции. Практически вся техника относится к разряду инновационной.
А как, кстати, повлияли они на работу «Витебских подъемников»? В ответ на вопрос директор улыбается и дает совершенно неожиданный ответ: положительно! Ограничения, по его словам, лишь ускорили процесс развития предприятия, подтолкнули к поиску новых ниш, активизировали инновационную работу:
— Поняли, что вполне можем обойтись без импорта и тем самым увеличить добавленную стоимость нашей продукции. Качество не пострадало, скорее наоборот. Увеличилось количество новых рабочих мест. Стали более тесно сотрудничать с отечественными и российскими поставщиками комплектующих. Это отличное время, чтобы войти на рынок с новыми проектами, реализовать себя. Было немного сложно из-за того, что отпал украинский рынок: в прежние годы он занимал четверть объемов. Но мы расширили грани взаимодействия с другими партнерами. По-прежнему поддерживаем деловые контакты с нашими давними заказчиками и поставщиками из стран Европы. Сегодня очевидно: политики усложняют работу бизнеса, который намерен и будет развиваться в обход всех санкционных «шлагбаумов». Вопрос лишь в том, насколько это нужно нам самим. Европейский рынок строго квотируемый, и мы никогда не делали на него ставки. Есть много других возможностей расширения географии.
Бизнес и патриотизм
Интересно, что компания «ВИПО», которую из года в год признают одним из лучших предприятий страны в разных номинациях, успешна не только в производственно-экономическом плане, но и в социальной политике. Сегодня благодаря витебским машиностроителям ремонтируются школы и детские сады, обустраиваются дворовые игровые городки, строятся церкви, реализуются многочисленные гуманитарные проекты. Предприятие — постоянный спонсор всевозможных культурных проектов и акций милосердия. А недавно «Витебские подъемники» выкупили с аукциона заброшенный оздоровительный лагерь «Зорька».— Он расположен рядом с рекой, в живописном уголке Лужесно. Уже работаем над проектом. Оборудуем там отличную семейную базу отдыха с комплексом оздоровительных услуг на 130—150 мест, построим бассейн, — знакомит с планами Андрей Сидоров. — Уверен, что такая здравница будет востребована и у иностранных туристов, в том числе гостей «Славянского базара». Собираемся вложить в инфраструктуру базы отдыха не менее 5 миллионов долларов. Будем сдавать очередями, так что первых посетителей в соответствии с бизнес-проектом сможем принять уже в 2025 году.
Множество полезных дел, инновационных идей, перспективных планов, желание открыть специальные кафедры в вузах, совершенствовать подготовку конструкторов, технологов и высококвалифицированных рабочих для нужд белорусского машиностроения… Деятельность предприятия «ВИПО», которое и в 2022-м показывает темп роста объемов — 140 процентов, давно вышла за рамки сугубо экономического интереса. А должен ли быть современный бизнес социально ориентированным? Задаю этот немного провокационный вопрос собеседнику.
— Каким бы ошеломляющим ни был экономический успех, а перспективы заманчивыми, никто из белорусов не имеет права забывать о своей стране, — убежден Андрей Александрович. — Именно благодаря ей мы выросли, выучились и смогли реализовать свои амбициозные планы, достичь определенных высот. Поэтому я — убежденный патриот. Мы не покупаем зарубежных замков и яхт, а вкладываем заработанное в свою землю, в свою страну. Строим и развиваем бизнес здесь, где растут дети и внуки. Сейчас не стоит бросаться громкими словами и лозунгами, нужны конкретные дела. И если это поймет каждый, жить всем нам, белорусам, будет намного комфортнее.
begunova@sb.by