Беларусь в Шанхайской организации сотрудничества — оптимистичные ожидания полностью оправдались
05.07.2024 07:08:00
Георгий ГРИЦ
В весьма непростой турбулентный период 2020–2022 годов коллективными усилиями всех ветвей власти белорусская экономика не только выстояла против беспрецедентной немотивированной агрессивной политики стран так называемого коллективного Запада, но и сформировала фактически новую парадигму социально-экономической модели страны на средний и долгосрочный периоды, адаптированную к современным реалиям и вызовам глобальной экономики.
В числе базовых принципов можно отметить, во-первых, эффективную инновационную национальную экономику с сохранением государственного контроля за базовыми бюджетообразующими секторами экономики. Во-вторых, равноправные конкурентные условия как для белорусских, так и для российских субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства по следующему принципу: два суверенных государства в общем экономическом пространстве с акцентом на обеспечение экономического суверенитета по ключевым отраслям на союзном уровне, в том числе по участию в федеральных (республиканских) и региональных (отраслевых) программах. В-третьих, равноправное и взаимоуважительное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья, включая участие в качестве полноправного члена существующих региональных союзов и организаций, прежде всего с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, ШОС, БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки.
Участие Александра Лукашенко в знаковом для Беларуси XXIV саммите Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане дает хороший повод не только подтвердить правильность выбранного курса, но определить новые акценты и задачи для белорусских профильных ведомств, организаций и предприятий уже в качестве нашей страны как полноправного члена одной из самых авторитетных и динамично развивающихся международных региональных организаций.
За почти четверть века ШОС превратилась из региональной организации из шести государств-членов в большую семью из 26 стран, включая десять государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу. Беларусь свой выбор на членство в ШОС сделала осознанно, еще до начала острой стадии санкционного давления. На эту тему белорусский лидер высказался накануне саммита в интервью агентству Казинформ: «Мы шаг за шагом продвигались к полноправному членству в ШОС. Многие белорусские предложения, высказанные на площадке организации за эти годы, уже получили поддержку».
Саммит в Астане начался с торжественного мероприятия — принятия Беларуси в качестве полноправного члена в ШОС. После чего белорусская делегация участвовала в мероприятиях уже наравне со всеми остальными представителями стран — членов этой авторитетной международной организации.
В качестве руководителя страны — члена ШОС Александр Лукашенко принял участие в подписании 24 новых документов организации, среди которых я бы отметил Астанинскую декларацию «О мировом единстве за справедливый мир и согласие» и предложения по модернизации деятельности ШОС с учетом «нынешних реалий». Последние предложения касаются реформирования механизма обеспечения безопасности, алгоритмов более тесного взаимодействия с партнерами по диалогу и государствами-наблюдателями.
Так что не только белорусский Президент, но и вся наша делегация, как говорится, «попали с корабля на бал» — времени на раскачку нет. Нынешняя непростая международная ситуация не дает на нее времени. Это для белорусской стороны не только является своеобразным вызовом, но и представляет уникальную возможность занять достойное место в новом формирующемся миропорядке в рамках и при поддержке такой авторитетной организации, как ШОС.
Главные приоритеты определены: инициирование собственных инвестиционных проектов в рамках создаваемого Фонда развития ШОС; создание безбарьерной среды для белорусских субъектов хозяйствования в рамках создаваемой свободной торгово-экономической зоны ШОС; расширение практики использования национальных валют во взаимных расчетах среди стран — членов и партнеров ШОС; поиск оптимальных совместных путей для применения национальных валют при осуществлении инвестиций в инструменты фондового рынка, кредитования инвестпроектов и структурирования сделок в нацвалютах; в планах также налаживание альтернативных каналов обмена финансовой информацией.
Александр Лукашенко в своих выступлениях на саммите обозначил и другие актуальные направления взаимодействия Беларуси в рамках ШОС. Среди них — вызовы и угрозы в информационном пространстве, глобальное экономическое, технологическое сотрудничество, укрепление культурных и образовательных связей, а также «профильные» для Беларуси вопросы — продовольственной безопасности, энергетики и логистики.
Председательство в ШОС на 2024–2025 годы переходит к Китаю. Для нашей страны это хорошая новость. Особенно с учетом того факта, что между Китаем и Беларусью не просто формализовано, а реализуется взаимоуважительное стратегическое всепогодное сотрудничество, подкрепленное как существенной правовой базой, так и рядом уже реализованных и перспективных инвестиционных проектов.
В заключение можно констатировать: для средней по мировым рамкам страны, как Беларусь, членство в международных организациях — это всегда интересно и выгодно, потому что повышает возможности государства и в коммуникации, и в расширении поля для маневра, и в повышении ее субъектности.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик
В числе базовых принципов можно отметить, во-первых, эффективную инновационную национальную экономику с сохранением государственного контроля за базовыми бюджетообразующими секторами экономики. Во-вторых, равноправные конкурентные условия как для белорусских, так и для российских субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства по следующему принципу: два суверенных государства в общем экономическом пространстве с акцентом на обеспечение экономического суверенитета по ключевым отраслям на союзном уровне, в том числе по участию в федеральных (республиканских) и региональных (отраслевых) программах. В-третьих, равноправное и взаимоуважительное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья, включая участие в качестве полноправного члена существующих региональных союзов и организаций, прежде всего с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, ШОС, БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки.
Участие Александра Лукашенко в знаковом для Беларуси XXIV саммите Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане дает хороший повод не только подтвердить правильность выбранного курса, но определить новые акценты и задачи для белорусских профильных ведомств, организаций и предприятий уже в качестве нашей страны как полноправного члена одной из самых авторитетных и динамично развивающихся международных региональных организаций.
За почти четверть века ШОС превратилась из региональной организации из шести государств-членов в большую семью из 26 стран, включая десять государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу. Беларусь свой выбор на членство в ШОС сделала осознанно, еще до начала острой стадии санкционного давления. На эту тему белорусский лидер высказался накануне саммита в интервью агентству Казинформ: «Мы шаг за шагом продвигались к полноправному членству в ШОС. Многие белорусские предложения, высказанные на площадке организации за эти годы, уже получили поддержку».
Саммит в Астане начался с торжественного мероприятия — принятия Беларуси в качестве полноправного члена в ШОС. После чего белорусская делегация участвовала в мероприятиях уже наравне со всеми остальными представителями стран — членов этой авторитетной международной организации.
В качестве руководителя страны — члена ШОС Александр Лукашенко принял участие в подписании 24 новых документов организации, среди которых я бы отметил Астанинскую декларацию «О мировом единстве за справедливый мир и согласие» и предложения по модернизации деятельности ШОС с учетом «нынешних реалий». Последние предложения касаются реформирования механизма обеспечения безопасности, алгоритмов более тесного взаимодействия с партнерами по диалогу и государствами-наблюдателями.
Так что не только белорусский Президент, но и вся наша делегация, как говорится, «попали с корабля на бал» — времени на раскачку нет. Нынешняя непростая международная ситуация не дает на нее времени. Это для белорусской стороны не только является своеобразным вызовом, но и представляет уникальную возможность занять достойное место в новом формирующемся миропорядке в рамках и при поддержке такой авторитетной организации, как ШОС.
Главные приоритеты определены: инициирование собственных инвестиционных проектов в рамках создаваемого Фонда развития ШОС; создание безбарьерной среды для белорусских субъектов хозяйствования в рамках создаваемой свободной торгово-экономической зоны ШОС; расширение практики использования национальных валют во взаимных расчетах среди стран — членов и партнеров ШОС; поиск оптимальных совместных путей для применения национальных валют при осуществлении инвестиций в инструменты фондового рынка, кредитования инвестпроектов и структурирования сделок в нацвалютах; в планах также налаживание альтернативных каналов обмена финансовой информацией.
Александр Лукашенко в своих выступлениях на саммите обозначил и другие актуальные направления взаимодействия Беларуси в рамках ШОС. Среди них — вызовы и угрозы в информационном пространстве, глобальное экономическое, технологическое сотрудничество, укрепление культурных и образовательных связей, а также «профильные» для Беларуси вопросы — продовольственной безопасности, энергетики и логистики.
Председательство в ШОС на 2024–2025 годы переходит к Китаю. Для нашей страны это хорошая новость. Особенно с учетом того факта, что между Китаем и Беларусью не просто формализовано, а реализуется взаимоуважительное стратегическое всепогодное сотрудничество, подкрепленное как существенной правовой базой, так и рядом уже реализованных и перспективных инвестиционных проектов.
В заключение можно констатировать: для средней по мировым рамкам страны, как Беларусь, членство в международных организациях — это всегда интересно и выгодно, потому что повышает возможности государства и в коммуникации, и в расширении поля для маневра, и в повышении ее субъектности.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик